Участники производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование характеристики производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях – дать понятие, раскрыть признаки изучить правовую основу производства по делам об административных правонарушениях;
Изучить сроки в производстве по делам об административных правонарушениях;
Проанализировать доказательства и порядок их сбора в производстве по делам об административных правонарушениях;

Содержание

Введение 3
1. Особенности производства по делам об административных правонарушениях 5
1.1. Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях 5
1.2. Правовая основа производства по делам об административных правонарушениях 6
2. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях 9
3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях 13
4. Подведомственность дел об административных правонарушениях 17
5. Участники производства по делам об административных правонарушениях 20
5.1. Права и обязанности заинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 20
5.2. Права и обязанности незаинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 24
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Особенности производства по делам об административных правонарушениях 5

1.1. Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях 5

1.2. Правовая основа производства по делам об административных правонарушениях 6

2. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях 9

3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях 13

4. Подведомственность дел об административных правонарушениях 17

5. Участники производства по делам об административных правонарушениях 20

5.1. Права и обязанности заинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 20

5.2. Права и обязанности незаинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях 24

Заключение 32

Список используемой литературы 34

 

ВВЕДЕНИЕ

    В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях  представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Только судами общей юрисдикции ежегодно рассматривается  около двух миллионов дел об административных правонарушениях. Органами внутренних дел и другими органами исполнительной власти ежегодно возбуждается и рассматривается  около 70 миллионов дел об административных правонарушениях, хотя точных данных статистики в настоящее время не существует. Производство по делам об административных правонарушениях составляет важную часть административной деятельности органов внутренних дел.

    Актуальность  производства по делам об административных правонарушениях заключается в  том, что именно исследование этой темы создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.

    Целью курсовой работы является комплексное исследование характеристики производства по делам об административных правонарушениях.

    В соответствии с поставленной целью  следует решить следующие задачи:

  • Рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях – дать понятие, раскрыть признаки изучить правовую основу производства по делам об административных правонарушениях;
  • Изучить сроки в производстве по делам об административных правонарушениях;
  • Проанализировать доказательства и порядок их сбора в производстве по делам об административных правонарушениях;
  • Ознакомиться с подведомственностью дел в производстве по делам об административных правонарушениях;
  • Рассмотреть участников производства по делам об административных правонарушениях, изучить их классификацию, раскрыть их права и обязанности.

    Объектом  исследования являются общественные отношения, регулирующие общую характеристику производства по делам об административных правонарушениях.

    Предметом исследования являются нормативные  правовые акты, регламентирующие порядок  производства по делам об административных правонарушениях.

    При написании работы в качестве нормативно-правовой литературы использованы Конституция  Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

    В качестве научной литературы были использованы труды А.В.Высоцкого, М.Я. Масленникова, А.С. Матвеенкова, Д.Н. Бахрах, Н.М. Тищенко, В.Ф. Фефилова, А.С. Наймаловского, Ю.Н. Старилова, И.В. Пановой, В.П. Антоновой, А.Ю. Якимова.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    Административный  юрисдикционный процесс представляет собой такую принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части, или производства: по делам об административных правонарушениях, по применению мер административного пресечения, применению мер дисциплинарного воздействия на основе норм административного права, применению мер материальной ответственности на основе норм административного права и другие.

    Производство  по делам об административных правонарушениях  можно охарактеризовать как институт административного права, включающий в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц  по применению административных взысканий  за административные правонарушения. При другом подходе производство по делам об административных правонарушениях  – это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права. 1

    Конечно, при этом не следует забывать, что  производство может закончиться  оправданием невиновного, может  быть прекращено в связи с истечением срока давности и по другим основаниям, предусмотренным ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому не всегда эта деятельность связана с назначением и исполнением административных наказаний. Но подобные исключения лишь оттеняют основное правило о применении карательных санкций на основе закона. Производство связано с применением и иных принудительных мер, например, мер процессуального обеспечения.

    Административно-процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях, регулируют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных наказаний. Иными словами, они регламентируют производство по делам об административных правонарушениях.

    Благодаря юридическому опосредованию производства, соответствующая принудительная деятельность:

  1. приобретает большую определенность;
  2. унифицируется;
  3. в нее внедряются научные основы деятельности;
  4. она осуществляется в соответствии с принципами государственного управления (законности, участия граждан в управлении и т.д.).

    Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях – это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность государственных органов, и их должностных лиц по разрешению дел об административных правонарушениях и применение мер административного наказания.

    1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    Производство  по делам об административных правонарушениях  наиболее полно урегулировано нормами  материального и процессуального  административного права. Основным правовым актом законодательного характера  является Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  (КоАП).

    КоАП, однако, не является единственным правовым актом, регулирующим отношения в области административно-процессуальной деятельности в рассматриваемой области. По ряду вопросов подобного характера принимались законы Российской Федерации, постановления федерального Правительства. Кроме того, наряду с КоАП действует Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором содержатся правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении таможенных правил с учетом их специфики, причем нередко более детально, чем в КоАП .

    Тем не менее, в КоАП законодательно закреплены правовые основы по делам об административных правонарушениях. Установленный им порядок административного производства предусматривает ряд общих исходных позиций, которыми руководствуются  органы и должностные лица при  рассмотрении конкретных дел. Так, предусмотрено, что производство осуществляется на основании закона, действовавшего во время совершения административного  правонарушения и по месту производства по нему.

    В КоАП содержится основная масса правил производства по делам, но не все. Среди  административно-процессуальных норм, не включенных в КоАП, можно выделить ряд уточняющих, конкретизирующих нормы  КоАП положений, содержащихся в подзаконных  актах. Так, в ст. 27.12 КоАП сказано, что лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, могут быть направлены на освидетельствование на состояние опьянения в порядке, определенном Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством юстиции. Названные министерства утвердили специальную инструкцию, в которой конкретизируется ст. 27.12 КоАП.

    Ряд весьма содержательных норм, уточняющих положения КоАП, содержится в утвержденной министром внутренних дел РФ 3 октября 2002 г. Инструкции по организации в ОВД производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Так, инструкция обязывает сотрудников МВД при составлении протокола объявлять гражданину время и место рассмотрения дела (п. 2.5.), составлять акт технического осмотра, если нарушение связано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности (п. 2.6.8.), оформлять протоколом задержания транспортного средства (п. 3.2.).

    Необходимо  отметить еще один очень важный момент. Производство по делам об административных правонарушениях является частью исполнительно-распорядительной деятельности, регулирующие его нормы – частью административного права. Поэтому производство, если иное не установлено специальными нормами, осуществляется на основе общих норм и принципов административного права. Например, начальник ОВД как вышестоящий руководитель вправе передать дело от одного работника другому, прекратить производство.

    Рассматриваемое производство теснейшим образом  связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при  исполнении имущественных наказаний. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении  его к административной ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами Гражданского процессуального Кодекса. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего – производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло административного процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм административного права.

    Производство  по делам об административных правонарушениях  может стать продолжением уголовно-процессуальной деятельности. Это происходит в тех  случаях, когда в соответствии с  законом следователь, суд приходят к выводу, что уголовное дело следует  прекратить, а правонарушителя нужно привлечь к административной ответственности.2

    Названные примеры свидетельствуют о тесной связи административного, гражданского и уголовного процессов.

 

  1. СРОКИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда имеет определенные временные рамки. Важным принципом  производства является оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки. Для чего нужна  оперативность?

Информация о работе Участники производства по делам об административных правонарушениях