Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:36, контрольная работа
М. Вебер внес большой вклад в развитие социологии управления и социологии власти и сделал это, прежде всего благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Под господством он понимал взаимное ожидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы будут иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуждения ученого о господстве - это рассуждения о легитимном господстве, т.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.
В отечественной политологии
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Ресурсами политической власти могут
выступать также различные
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
Функции социальной политики.
Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.
Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных.
Важным направлением
Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики.
Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.
Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения. Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие - резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.
Функции социальной политики.
Можно назвать множество функций, но основополагающими следует выделить следующие:
• формирование рациональной
структуры доходов и потребнос¬
• стимулирование
• обеспечение социальной
защищенности всех членов
• согласование личных, коллективных и общественных интересов;
• учет доли каждого
• развитие социальной
Формирование рациональной
структуры доходов и
Стимулирование мотивационных
принципов активизации трудовой
деятельности работников направлено на
побуждение работников к росту производства,
обеспечение ресурсного потенциала
проведения активной социальной политики
государства. Все источники доходов,
размер и направления поступлений
и расходования налогов, социальных
отчислений должны быть прозрачными, понятными
каждому работнику и
Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу - обеспечение минимального прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.
Согласование личных, коллективных
и общественных интересов учитывает
в первую очередь не первоочередность
решения тех или иных интересов,
как это предполагалось социализмом,
а участие всех субъектов хозяйствования
в их реализации. Степень такого
участия определяется каждой национальной
экономикой отдельно. Так, американская
рыночная модель предусматривает наибольшую
активность домохозяев в решении
своих не только экономических, но и
социальных проблем. Японская модель рынка
в решение социальных проблем
активно включает фирмы. Здесь действует
принцип корпоративизма. Для шведской
модели типичен приоритет государства
в налаживании социального
Учет доли каждого работника
в создании и распределении
общественных благ реализуется
в разных системах по-разному.
Социализм здесь провозгласил
принцип распределения по
Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующие проблемы в социальной
политике государства требуют
Необходимо окончательно определить доктрину устройства социальной сферы. Ежегодно президент и главы обеих палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, содержащим основные положения социальной политики на текущий год. В этих посланиях конкретизируются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ», реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления, создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса.
Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.
Источник:
1 Конституция 2http://pidruchniki.com.ua/