Формы выражения административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность и назначение административно-правовых норм.
Предметом исследования работы являются правовые нормы административного права. Объктом исследования – правовые нормы.
При написании работы использовалась различная литература, в частности: нормативные акты, периодическая литература, а также учебники и учебные пособия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и особенности административно-правовых норм………...5
1.2. Классификация аминистративно-правовых норм…………………..8
2. Реализация административно-правовых норм……………………….13
3. Формы выражения административно-правовых норм………………17
Заключение………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Административно - правовые нормы.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в) приказы; постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые правовые нормы, регулирующие  вопросы административного принуждения, являются административными. И если  такие нормы принимаются решениями  муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм.

V. В правовой жизни России  постепенно увеличивается роль  публичных договоров, содержащих  нормы административного права. В пятую группу источников  административного права входят  четыре вида договоров1.

1. Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство нe вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

2. Федеративные договоры. Уже заключено  более 50 договоров Российской Федерации  е ее субъектами.

3. Административные договоры. Нормы  административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т, д.

4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов; работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия все чаще  становятся источниками административного  права.

Известно, что нормативными являются нe только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, и тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия нe считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.

Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия пo разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд PФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции PФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

VII. Административные обыкновения  в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т.д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле; что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

 

 

Заключение

 

Подведем итоги. Первая глава работы была посвящена вопросам, касающихся изучения понятия административно-правовых норм. Мы выяснили, что любая отрасль права состоит из юридических норм. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются административно-правовые нормы. Изучив определения, данные различными учеными, и основываясь на их соображениях, касающихся характеристики административно-правовых норм, мы сформулировали наиболее близкое нам определение административно-правовых норм. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. В ходе работы мы выяснили, что существует множество классификаций административно-правовых норм. Наиболее общим является деление на Материальные и процессуальные. Однако также выделяют административно-правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения различных административных споров. В зависимости от конкретного юридического содержания нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Кроме того выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы. Процесс претворения в жизнь государственной воли называется реализацией норм административного права. Различают два способа реализации норм: исполнение и применение. Внешней формой выражения административно-правовых норм являются источники административного права. В практическом варианте – это юридические акты различных государственных органов, т.е. нормативные акты. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Различают: акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов; акты Президента Российской Федерации; акты государственной администрации; Акты муниципальных органов; публичные договоры; акты правосудия; административные обыкновения.

Таким образом мы рассмотрели понятие, особенности, виды и структуру административно-правовых норм и отношений, что и требовала поставленная выше цель.

 

 

Список использованной литературы

 

Конституция РФ

СЗ РФ. №42. Ст. 5005; Российская газета. 2000. 1 авг.; 2001. 14 февраля

Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002.

Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Изд. НОРМА, 2002.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004

Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. №2.

1 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – с. 59

1 СЗ РФ. № 42. Ст. 5005; Российская газета. 2000. 1 авг.; 2001. 14 февр.

2 Бахрах Д.Н. Административное право  России: Учебник для вузов. – М.: Изд. НОРМА, 2002. С.37

1 Демин А.В. Нормативный договор  как источник административного  права // Государство и право. 1998. №2. С. 15-21.


 


 



Информация о работе Формы выражения административно-правовых норм