Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:44, курсовая работа
Административное право - это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм данного права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса.1
Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений.
Введение .3
Глава 1. Понятие и содержание административно-правовых норм .5
Глава 2. Виды административно-правовых норм .9
Глава 3. Реализация административно-правовых норм 13
Глава 4. Формы выражения административно-правовых норм…………15
Заключение 23
Список используемых источников 26
Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти. В связи с этим нужно учитывать довольно частые ссылки на действие якобы всеобъемлющего принципа: можно делать все, что не запрещено. Однако нельзя подобный принцип истолковывать буквально, ибо иначе будут действовать одни лишь запреты.
Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный, либо общеобязательный характер.
Глава 3. Реализация административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений, но, естественно, по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.
Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в cфepe государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.).
Административно-правовая норма реализуется нe в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм.
В пределах России административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.
Во времени административно-правовые нормы, как правило, нe ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).
3аконную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов (например, указов Президента или постановлений Правительства PФ), либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.
Глава 4. Формы выражения административно-правовых норм
Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие «акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения»6.
Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвёртой важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.
Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.
Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Ho много и «смешанных», многоотраслевых; в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового; административного и гражданского).
На наш взгляд наиболее полную классификацию источников административного права приводит Д.Н. Бахрах.
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы; а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:
I. Акты, принятые на основе
референдумов и акты
Акты Президента Российской Федерации;
Акты государственной администрации;
Акты муниципальных органов;
V. Публичные договоры;
VI. Акты правосудия;
VII. Административные обыкновения.
I. В первой группе источников можно различать:
1. Федеральные законы
и иные нормативные акты
а) Конституция Российской Федерации;
б) Федеральные Конституционные законы (Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном пo правам человека в Российской Федерации» и др.);
в) Федеральные законы (ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Кодекс об административных правонарушениях и др.);
г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты палат Федерального собрания Российской Федерации (Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ»).
2. Законодательные акты субъектов Федерации:
а) конституции; уставы субъектов Федерации (Устав Саратовской области);
б) законы субъектов Федерации (Закон Саратовской области «О губернаторе Саратовской области»).
II. Вторая группа - акты
Президента Российской
Акты Президента Российской Федерации - это:
а) указы Президента (Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих»);
б) распоряжения Президента().
III. Третья гpyппа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.
Административные акты федеральных органов и организаций:
а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «О завершении реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005)»);
б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции (Приказ Минобразования РФ «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей вне рамок образовательных программ»);
в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
д) акты Банка России.
2. Административные акты субъектов Федерации:
а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
в) приказы; постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;
г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
IV. Любые правовые нормы,
регулирующие вопросы
V. В правовой жизни
России постепенно
1. Международные договоры.
В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство нe вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.
2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации е ее субъектами.
3. Административные договоры.
Нормы административного права
имеются в договорах
4. Нормативными общефедеральными
являются соглашения между
VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.
Известно, что нормативными являются нe только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую. Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, и тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.
Информация о работе Формы выражения административно-правовых норм