Экономические меры борьбы с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Проблема коррупции стоит перед Россией не одно столетие, но с таким ее разгулом, какой мы наблюдаем сегодня, страна в своей истории еще не сталкивалась. Даже непрофессионально проводимые опросы граждан показывают серьёзный уровень озабоченности этой проблемой.
У большинства ученых, занимавшихся различными аспектами проблемы борьбы с коррупцией, сложилось достаточно обоснованное мнение, что только средствами уголовного законодательства, т.е. путем ужесточения санкций за преступления и иные правонарушения, эффективно решить задачи борьбы и предупреждения коррупции невозможно.

Вложенные файлы: 1 файл

титульный.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

ж) перечисление прибыли  ЦБ РФ в полном объеме в федеральный бюджет в течение отчетного периода.

Несомненно, должна претерпеть изменения финансовая политика государства, ее фискальная и бюджетная составляющие.

В сфере бюджетной политики это:

- направление дополнительно  собранных денежных средств не  в стабилизационный фонд, а на  финансирование программ, призванных  стимулировать спрос бюджетников,  оборонной отрасли, науки и  космической промышленности и  т.д.;

- повышение уровня  ежемесячных расходов, производимых экономикой в расчете на одного жителя на потребительском рынке;

- безусловное выполнение  принципа гласности бюджетной  системы, провозглашенного статьей  36 Бюджетного кодекса РФ, на всех  стадиях: составления, исполнения  и отчета, в том числе в отношении государственных централизованных и децентрализованных специализированных внебюджетных фондов федерального и регионального уровней;

В области фискальной политики общему предупреждению коррупции  будет способствовать снижение ставки налогов до приемлемого уровня, в том числе в секторе малого и среднего бизнеса, возвращение прогрессивного налога на личные доходы, а также установление законом запрещенных схем ухода от налогов.

Кроме того, предупреждению коррупции способствует и сокращение во всех отраслях и секторах экономики масштабов ее теневой составляющей, в том числе скрытой или теневой, неформальной или неофициальной, а также нелегальной деятельности. Это может быть реализовано:

- через создание условий  для развития легального оборота;

- выведение из нее  первых двух составляющих, относимых  к «нерегистрируемой экономике», в отличие от третьей, полностью  незаконной деятельности в экономике  и вне ее, приносящей субъектам,  ее реализующим, реальный доход;

- создания жесткой  границы между легальным и криминальным оборотами.

Также возможна разработка и реализация программы по проверке законности приватизационных сделок крупнейших объектов промышленности, добывающих отраслей хозяйства, в числе прочих, играющих важнейшую социальную роль, выполнения условий приватизации. В случае нарушения законодательства и условий сделок, рассмотреть возможные пути деприватизации.

Большая часть предлагаемых преобразований должна закрепляться в  виде федеральных законов, а не иных нормативных правовых актов.

Между тем, совершенно ясно, что урегулировать все виды деятельности с помощью законов не только нереально, но нецелесообразно. Сокращение правового  пространства, регулируемого подзаконными нормативными правовыми актами, не должно, в свою очередь, повлечь попытки урегулировать все виды деятельности с помощью законов. Ряд вопросов, решение которых отнести к уровню оперативно-тактического управления, вполне может относиться к компетенции органов исполнительной власти.

Кроме того, в целях  общего предупреждения коррупции следует неукоснительно реализовывать правило, согласно которому в системной иерархии нормативных правовых актов каждый последующий нормативный акт (т.е. такой акт, который расположен на более низком иерархическом уровне) не может противоречить правовым актам более высокого уровня.

В самом общем виде экономическое предупреждение коррупции заключается в установлении контроля за властью, в повышении трудности и риска совершения коррупционных деяний и снижении выгодности коррупции для всех ее бенефициариев.

Необходим и целый  ряд мер социально-экономического характера. В частности, необходимо сделать государственную службу привлекательной и ценной. В первую очередь, необходимо повышение размера  оплаты труда в зависимости от сложности выполняемых функций, квалификации и результатов деятельности. В качестве критерия достаточности денежного содержания следует опираться на следующие критерии, выработанные российской наукой еще до революции. Заработная плата государственных служащих и иных должностных лиц должна быть достаточной для:

- обеспечения семьи  государственного служащего в  соответствии с его должностным  положением;

- воспитания детей,  оказания им помощи при поступлении  на службу или «вознаграждение»  при выдаче замуж;

- обеспечения на определенный  срок жены и детей в случае смерти кормильца - служащего.

Заработная плата должна повышаться при повышении в должности, при достижении положительных результатов  без изменения должностного статуса (в качестве поощрения) и по выслуге  лет. Также необходимо премирование в различных видах и формах за результаты, качество работы.

Следует иметь ввиду, что на практике, наряду с денежными, существуют косвенные выплаты, размер которых повышается с ростом должностного положения их получателя. В целях  соблюдения принципа социальной справедливости и предупреждения коррупции, необходимо после инвентаризации существующих косвенных выплат преобразовать их под общественным контролем в прямые.

Помимо достойного денежного  содержания необходимо обеспечение  государственных служащих и других лиц, относимых к категории публичных должностных лиц, правовой защитой, жильем, отвечающим современным требованиям медицинским, пенсионным обеспечением и другими социальными благами.

Таким образом, проблема коррупции, существующая столько же, сколько и чиновничество, особенно обострилась в посткоммунистической России. Плохие условия и низкие по зарубежным меркам зарплаты отечественных чиновников являются важнейшей предпосылкой процветания коррупции. Отсутствие какой-либо единой и продуманной системы по борьбе с коррупцией в России лишь усугубляет проблему. Возможно, показатели коррупции не увеличиваются в последние годы, однако, здесь нет причин для радости. Россия по-прежнему одна из самых коррумпированных стран, в данный момент не способная значительно уменьшить волну захлестнувшего ее взяточничества и чиновничьего вымогательства. В течение большей части 90-х коррупция в России развивалась усиленными темпами, пока не распространилась практически на все сферы деятельности. Международный опыт борьбы с коррупцией далеко не всегда был удачен, и положение России в рейтинге коррумпированных стран не самое худшее.

Правительству РФ необходимо постоянно осуществлять широкомасштабную борьбу с коррупцией, используя не только удачные примеры зарубежных коллег, но и принимая во внимание российскую специфику. Коррупция не только и не столько опасна для общества сама по себе, как пагубны ее последствия. Несомненно, сама коррупция всегда вредила экономике, препятствовала эффективному распределению ресурсов, ухудшала условия предпринимательской деятельности. Однако негативное влияние коррупции ощущается и в ее следствиях. Массовая коррумпированность и отсутствие деловой этики является одной из ключевых причин экономической и финансовой нестабильности в России. Широкомасштабный отток капитала и «утечка мозгов» за границу – следствие этой самой экономической и политической нестабильности.

Коррупция и сопутствующее  ей воровство способно отразится  на экономике целым набором кризисов, крахом финансовой системы, массовым банкротством отечественных предприятий и, в итоге, глобальными политическими изменениями, которые способны отбросить страну на десятки лет назад. Таков наихудший вариант возможных событий в случае, если противодействие коррупции не будет поставлено в число приоритетных задач сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

1. Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Наумов А.В. Организованная преступность и коррупция в России - М., 2010.

2. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М., 2005. Гл. 4-11.

3. Антикоррупционная  политика. Учебное пособие. Под  ред. Г.А.Сатарова. М., 2009, гл. 1, 3.

4. Максимов С.В.  Коррупция. Закон. Ответственность.  Издание 4. – М., 2011.

5. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003г.

6. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993г.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические меры борьбы с коррупцией