Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 15:11, курсовая работа
Краткое описание
Исходя из поставленных целей можно выделить основные задачи: - понятие конституции в целом; - этапы развития Конституции Российской Федерации; - различия конституций страны; - основная роль конституций в формировании демократии.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3 1) Понятие конституции…………………………………………………………….5 2) Этапы развития конституции Российской Федерации………………................7 2.1) Конституция РСФСР 1918 года……………………………………………....10 2.2) Конституция РСФСР 1925 года………………………………………............13 2.3) Конституция РСФСР 1937 года………………………………………............15 2.4) Конституция РСФСР 1978 года………………………………………………17 2.5) Конституция Российской Федерации 1993 года………………………….....21 Заключение……………………………………………………………………….....25 Список литературы………
Руководствуясь интересами
рабочего класса в целом, Конституция
лишала отдельных лиц и отдельные группы
лиц прав, которые они могли использовать
в ущерб интересам социалистической революции.
Конституция РСФСР 1918 года
провозгласила и некоторые обязанности
– трудится, защищать социалистическое
Отечество.
Объявлялись незаконными
какие-либо привилегии или преимущества
и на этом основании, какое бы то ни было
угнетение национальных меньшинств или
ограничение их равноправия (ст.20)7.
К числу отличительных черт
Конституции 1918-го года относится выход
ее норм и положений за рамки внутригосударственного
регулирования. Документ включал формулировки
чисто политического характера, ориентированные
на все мировое сообщество. Так, в статье
3 говорилось: «Ставя своей основной задачей
уничтожение всякой эксплуатации человека
человеком, полное устранение деления
общества на классы, беспощадное подавление
эксплуататоров, установление социалистической
ориентации общества и победы социализма
во всех странах…». При этом открыто признавалась
необходимость применения насилия в целях
утверждения принципов нового социалистического
строя. Первая большевистская Конституция
в этом смысле была самой откровенной.
Государственная власть
принадлежала только трудящейся части
населения, составляющей абсолютное его
большинство. Предусматривалось лишение
политических прав нетрудящихся классов
и групп.
Первый Основной закон коммунистической
России гласил: «Эксплуататорам не может
быть места ни в одном из органов власти.
Власть должна принадлежать целиком и
исключительно трудящимся массам и их
полномочному представительству – Советам
рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Принцип тайного голосования и разделения
властей отвергался как «пережиток буржуазного
парламентаризма». «Полномочные представительства
трудящихся масс» избирались на собраниях
открытым голосованием. В этих условиях
даже недовольное большинство не осмеливалось
голосовать против власти. Те же, кто все-таки
решался, открыто высказать свое несогласие,
объявлялись «контрой». С которой поступали
по законам революционного времени. В
избирательном праве рабочим предоставлялись
определенные преимущества по сравнению
с другими классами, в т.ч. и с крестьянством.
Говоря о верховных органах
власти и конституционном контроле, следует
отметить: Конституция РСФСР 1918-го года
установила, что верховным органом власти
в стране является Всероссийский съезд
Советов, а в период между съездами – Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).
Съезд Советов мог отменить
любой акт любого органа власти, противоречащий
Конституции или актам Съезда Советов.
ВЦИК имел право отменять или приостанавливать
постановления и решения Совета Народных
Комисаров (СНК). В дальнейшем такой же
функцией был наделен Президиум ВЦИК.
Конституция РСФСР от 1918-го
года закрепила федеративное устройство
России. Предусматривалось, что Советы
областей, отличающихся особым бытом и
национальным составом, могли объединяться
в автономные областные союзы, входившие
на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась
взаимосвязанная единая система центральных
и местных органов государственной власти.
С образованием Союза ССР
в 1922 году конституционное развитие России,
как и других союзных республик, утрачивает
свою самостоятельность, оригинальность.
Республиканская Конституция в значительной
степени копирует Союзную.
2.2 Конституция РСФСР 1925 года
Следующая Конституция,
принятая в 1924 году, мало отличалась от
первой. Причиной замены Конституции 1918
года Конституцией 1924 года стало объединение
РСФСР с другими независимыми республиками
в Союз ССР и принятие первой Конституции
СССР 1924 года.
Договор об образовании
СССР от 30 декабря 1922 года стал затем составной
частью первой Конституции СССР 1924 года.
В соответствии с этим Договором независимые
социалистические республики РСФСР, УССР,
БССР и ЗСФСР приобрели статус союзных
советских социалистических республик
и образовали новое государственное объединение
– СССР. В Договоре решался вопрос распределения
компетенции между федерацией и ее субъектами,
а также об образовании высших органов
федерации, урегулирование вопросов гражданства;
устанавливается принцип верховенства
союзного закона, намечались основы построения
совнаркомов республик. Договор устанавливал,
что за каждой республикой сохраняется
право свободного выхода из состава Союза
ССР. Договор обязывал союзные республики
внести изменения в свои конституции на
основе союзного договора.
Очередные задачи советской
власти оставались все теми же, что и впервые
месяцы революции. За прошедшее время
большевики отстояли власть в гражданской
войне, но ее еще предстояло укрепить и
обезопасить. Очистить страну от скрытых
и потенциальных врагов и превратить ее
в мощный плацдарм для дальнейшего завоевания
мира. А для этого в одинаковой мере подходила
любая конституция – как первая российская,
так и первая советская.
В соответствии с
Конституцией СССР 1924 года верховным
органом государственной власти
стал Съезд Советов СССР, в
период между съездами – Центральный
Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР,
а в период между сессиями
ЦИК СССР – Президиум ЦИК
СССР. ЦИК СССР имел право отменять
и приостанавливать акты любых
органов власти на территории
СССР (за исключением вышестоящего
– Съезда Советов). Президиум
ЦИК имел право приостанавливать
и отменять постановления СНК и отдельных
народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК
союзных республик. Акты съездов Советов
союзных республик Президиум ЦИК мог лишь
приостановить, передав вопрос об их отмене
на рассмотрение ЦИК СССР. На практике
Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял
акты, признанные им неконституционными,
а предлагал органу, их издавшему, привести
их в соответствие с законодательством.
Верховный Суд СССР имел право по собственной
инициативе делать представления о приостановлении
и отмене не соответствующих Конституции
СССР постановлений и распоряжений центральных
органов и союзных наркоматов; по требованию
ЦИК СССР давал заключения о законности
актов органов власти союзных республик;
разрешал судебные споры между союзными
республиками. Центральные исполнительные
комитеты союзных республик имели право
опротестовать декреты и постановления
СНК СССР в Президиум ЦИК СССР. В исключительных
случаях ЦИК и республик и их президиумы
имели право приостанавливать распоряжения
народных Комисаров СССР.
Вторая Конституция РСФСР,
принята 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией
СССР 1924 года, отразила смягчение политической
и экономической обстановки в стране,
происшедшее в связи с окончанием гражданской
войны и образованием СССР.
В отличие от Конституции
1918 года Конституция РСФСР 1925 года не включала
в свой текст «Декларацию прав трудящегося
и эксплуатируемого народа», однако записала,
что исходит из основных ее положений
и воспроизводила многие из них.
Эта конституция юридически
оформила новый государственно-правовой
статус России как союзной республики
в составе СССР. Конституционно закреплялось
федеративное устройство России. Статья
2 Конституции РСФСР 1925 года гласит «Российская
Республика есть социалистическое государство
рабочих и крестьян, строящееся на основе
федерации национальных советских республик».
В ст. 19 определяется, что
в пределах, указанных в Конституции СССР
и по предметам, отнесенным к компетенции
Союза, на территории РСФСР имеют обязательную
силу постановления верховных органов
СССР. За этим исключением никакие органы,
кроме Всероссийского Съезда Советов,
ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права
издавать законодательные акты общегосударственного
значения на территории РСФСР. Этим косвенно
подтверждались суверенные права РСФСР
вне пределов прав Союза, однако прямого
указания на суверенитет РСФСР в Конституции
1925 года не содержится. Не было также закреплено
в этой Конституции сохранение за РСФСР
права выхода из состава Союза ССР (хотя
такая норма в Конституции СССР 1924 года
имелась).
Эта Конституция подробно
регламентирует устройство советской
власти: закрепляет систему органов власти
автономных социалистических республик,
местных органов государственной власти,
избирательную процедуру, бюджетные права
РСФСР, государственную символику.
Последующее конституционное
развитие РСФСР также напрямую связывалось
с принятием новых союзных конституций.
Причем, этот процесс шел по линии все
большего совпадения структур и содержания
конституций республик с Конституцией
СССР и установления почти единообразного
текста конституций всех союзных республик
Поэтому основные черты
и особенности последующих советских
конституций РСФСР являлись в полной мере
производными от соответствующих характеристик
конституций СССР.
2.3 Конституция РСФСР 1937 года
Победа социализма к середине
30-х годов, огромные изменения в социально-экономической,
политической и духовной сферах социальной
жизни, укрепление демократических начал
организации государственной власти потребовали
отражения в Конституции СССР. По инициативе
ЦК ВКП VII Всесоюзный съезд Советов принял
решение внести в Конституцию Советского
государства изменения и дополнения, однако
Конституционная комиссия не ограничилась
внесением изменений в действовавшую
в тот период Конституцию СССР 1924 года,
а выработала новый проект основного Закона,
который всецело учел весь предшествующий
опыт конституционного строительства
Советского государства.
Третья Конституция РСФСР
принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции
РСФСР 1937 года явилось следствием введения
в действие Конституции СССР 1936 года.
Обновление всей конституционной
системы Союза объяснялось вступлением
страны в новый этап своего развития, знаменовавший,
как считалось, построение основ социализма,
полную ликвидацию эксплуататорских классов
и элементов, что дало возможность значительного
расширения социалистической демократии.
В Конституцию СССР, как
и Конституцию РСФСР, были включены все
права и свободы, предусматривавшиеся
ранее действовавшими советскими конституциями.
Наряду с этим в них были закреплен ряд
новых прав и свобод, а также обязанностей.
Они сохранили, как и прежние.
Классовую сущность, воплощали диктатуру
пролетариата, о чем прямо упоминается,
в частности, в ст.2 конституции РСФСР.
Однако форма выражения этой сущности
изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских
классов было отменено лишение политических
прав граждан по социальному признаку,
введено всеобщее, равное, прямое избирательное
право при тайном голосовании. Конституция
впервые закрепила принцип равноправия
граждан, однако в весьма усеченном виде.
Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает
равноправие граждан только «независимо
от их национальности и расы».
Конституция РСФСР провозгласила
завершение строительства основ социализма.
Она закрепляла, как и Конституция СССР
все главные экономические основы социализма:
отмену частной собственности, господство
социалистической системы хозяйства и
социалистической собственности на орудия
труда и средства производства, установление
государственного плана, которым определялась
вся хозяйственная жизнь государства.
В этой Конституции закреплялись основы
общественного и государственного строя;
избирательная система, система и компетенция
высших и местных органов государственной
власти, управления, суда и прокуратуры.
Конституция подтвердила добровольное
объединение с другими республиками в
составе СССР; суверенный характер прав
РСФСР вне пределов союзной компетенции.
Значительно полнее в Конституции
РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся
к ее собственному федеративному устройству.
Появились отдельные главы о высших органах
государственной власти АССР, об органах
государственного управления АССР. Об
органах государственной власти автономных
областей. Впервые закреплена норма о
национальных округах.
Конституция окончательно
утвердила приоритет союзного законодательства
над республиканским. В ней не предусмотрено
право республиканских органов приостанавливать
или опротестовывать акты союзных органов.
И хотя социалистическая
идеология пронизывает Конституцию РСФСР
1937 года (ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте
уже нет откровенных призывов к победе
социализма во всем мире. Однако Конституция
1937 года была декларативной и не смогла
стать заслоном от массового беззакония
и внесудебных расправ 1937 года.
2.4 Конституция РСФСР 1978 года
Последующее развитие конституционной
системы бывшего СССР осуществлялось
в связи с принятием новой Конституции
СССР в 1977 году.
На ее основе в РСФСР, как и в
других союзных республиках, была принята
Конституция 1978 года.
В Конституции (Основном
Законе) РСФСР 1978 года говорится о преемственности
идей и принципов с тремя ее предшественницами.
Конституция 1978 года воплощала
теоретически несостоятельную концепцию
построения развитого социализма и общенародного
социалистического государства. Провозглашалась
социальная однородность и укрепление
морально-политического единства социальных
групп и слоев общества, формирование
новой исторической общности людей –
советского народа, закреплялась общественная
собственность на средства производства.
Несмотря на утверждение
об общенародном характере государства,
конституция не утрачивала классового
характера. Такая трактовка сущности конституции
была общепринятой в политической и государственно-правовой
литературе, поскольку идея диктатуры
пролетариата была преобразована в идею
о ведущей роли рабочего класса.
Классовый характер конституции
подчеркивался и тем, что они еще более
откровенно и прямо отражали роль коммунистической
партии, определив ее в ст. 6 в качестве
«руководящей и направляющей силы советского
общества, ядра его политической системы,
государственных и общественных организаций».
Знаменательно, что появилась
отдельная статья о партии, причем включенная
в первую главу Конституции СССР (в прежней
она включалась в десятую и положение
о ней составляло часть ст. 126).
Это означало дальнейшее
конституционное утверждение роли партии
как основы всей государственной структуры.
Господствующей идеологией
признавался научный коммунизм; конечной
целью общественного развития – построение
бесклассового коммунистического общества.
Частная собственность не допускалась.
Закреплялось плановое ведение хозяйства
на основе жесткой централизации. В основу
организации государственной власти был
традиционно положен принцип верховенства
Советов5.
Внешнеполитические цели
и задачи РСФСР связывались с противостоянием
двух мировых систем – капитализма и социализма,
соотношением классовых сил на мировой
арене, созданием новых международных
отношений, где превалирует марксистская
идеология и социалистические идеи.
Однако рамки ее были значительно
расширены. Утверждался в частности, принцип
равенства граждан переел законом независимо
от происхождения, социального и имущественного
положения, образования, языка, отношения
к религии, рода и характера занятий, места
жительства, чего не было в прежних конституциях.
Конституция закрепила более полный перечень
прав граждан, введя такие новые права,
как право на жилище, охрану здоровья и
т.д.