- ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ СОСТАВ СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ. ПОНЯТИЕ РОДСТВА
Юридические факты
и их состав семейном праве.
Под юридическими фактами
в семейном праве следует понимать
конкретные жизненные обстоятельства,
с наличием которых нормы семейного
права связывают наступление
предусмотренных в них юридических
последствий. Юридические факты
влекут за собой также возникновение
и прекращение правоспособности
и дееспособности (рождение, смерть,
объявление умершим, достижение совершеннолетия,
решение суда о признании лица
недееспособным). Юридические факты
могут приводить и к возникновению
и утрате других юридических фактов
- состояний, не всегда являющихся правоотношениями.
Классификация юридических
фактов в семейном праве может
проводиться по различным основаниям.
По правовым последствиям они, как и
в других отраслях права, делятся
на правопорождающие, правоизменяющие
и правопрепятствующие, правовосстанавливающие
– особая группа юридических фактов, с
которыми связано восстановление прав
и обязанностей, утраченных субъектом
(субъектами) семейного права.
По волевому признаку юридические
факты традиционно подразделяются
на события, действия, состояния.
Действия происходят по воле
людей. В зависимости от того, соответствует
действие предписаниям правовых норм
или нарушает их, действия подразделяются
на правомерные и неправомерные.
Событие либо вообще не зависит
от воли людей – абсолютное событие, либо,
возникая по воле человека, в дальнейшем
своем развитии от нее не зависит – относительное
событие. Эта классификация, выработанная
общей теорией права, применима и к семейно-правовым
юридическим фактам.
Состояния – это юридический
факт, который существует длительное
время, непрерывно или периодически
порождая юридические последствия.
Состояния в одних случаях
могут быть отнесены к событиям,
в других – к действиям. В зависимости
от срока существования юридических
фактов их предлагается классифицировать
на состояния и краткосрочные
факты. Состояния в большинстве
случаев сами являются правоотношениями,
например состояние в браке есть
состояние в брачном правоотношении.
Другие состояния существуют вне
правоотношений: нетрудоспособность,
нуждаемость, обеспеченность, достаточная
для выплаты алиментов.
Состояние родства может
быть как связано, так и не связано с наличием
правоотношения. Закон придает правовое
значение лишь определенным степеням
родства. Чем ближе родство, тем больше
правовых связей возникает между лицами.
Например, между родителями и детьми существует
родительское правоотношение, поэтому
состояние родства с детьми при взыскании
алиментов на содержание родителей можно
рассматривать как юридический факт –
правоотношение. Более отдаленные степени
родства, как правило, порождают только
один вид правоотношений – алиментные.
Поэтому состояние родства с братом или
сестрой как основание возникновения
алиментной обязанности само не является
правоотношением, поскольку до возникновения
алиментного обязательства братья и сестры
ни в каких других правоотношениях не
состоят. Еще более дальнее родство вообще
не порождает никаких правоотношений,
но может иметь правовое значение. Например,
при назначении опекуна или попечителя
или решении вопроса об усыновлении тот
факт, что лицо приходится ребенку, скажем,
дядей или тетей, обязательно будет учтен.
Здесь родство также выступает в качестве
состояния, не являющегося правоотношением.
Состояния независимо от того,
являются они правоотношениями или
нет, сами возникают, изменяются и прекращаются
в результате юридических фактов.
Поэтому возникновению правоотношения
предшествуют как бы две группы юридических
фактов: сначала одни их них порождают
состояние, например, достижение пенсионного
возраста – состояние нетрудоспособности,
затем это состояние самостоятельно или
в совокупности с другими юридическими
фактами приводит к возникновению правоотношения,
в данном случае – алиментного. Состояния
чаще всего порождают длящиеся правоотношения,
и их связь с ними выражается в том, что,
пока существует состояние, существует
и правоотношение.
Правомерные действия обычно
подразделяются на юридические акты
и юридические поступки, а юридические
акты, в свою очередь, делятся на
гражданско-правовые, административно-правовые,
семейно-правовые и т.д. Юридический
акт можно определить как правомерное
действие, направленное на достижение
юридических последствий.
Необходимо различать
случаи участия государственных
органов в гражданских отношениях
как субъектов гражданского права
и как административных органов.
В семейном праве государственные
органы всегда выступают как административные
органы, не становясь субъектами семейного
права, а их действия по своей юридической
природе являются административно-правовыми
актами, порождающими семейно-правовые
последствия.
Семейно-правовые акты порождают
права и обязанности, тесно связанные
с личностью и вследствие этого
непередаваемые. Семейно-правовые акты,
как правило, совершаются в государственных
органах, без чего они не признаются
действительными. Однако это необязательно
для заключения соглашения о разделе
имущества супругов, соглашения супругов
о порядке участия отдельно проживающего
родителя в воспитании ребенка и др. Те
акты семейного права, которые совершаются
в специальных органах, обычно связаны
с изменением семейно-правового статуса
лица: заключение и расторжение брака,
признание отцовства.
Юридические акты в семейном
праве в зависимости от количества
лиц, от которых они исходят, делятся
на односторонние и двусторонние. Кроме
того, в зависимости от субъекта можно
выделить акты субъектов семейного права
и акты государственных органов. Необходимо
признать, что решения суда входят во многие
составы оснований возникновения семейных
правоотношений.
Понятие родства
и свойства
Родство — кровная связь
лиц, основанная на происхождении одного
лица от другого или разных лиц
от общего предка.
Линии родства:
1) прямая (основано на происхождении
одного лица от другого):
а) нисходящая (от предков к
потомкам — родители, дети, внуки и т.д.);
б) восходящая (от потомков к
предкам — внуки, дети, родители и т.д.);
2) боковая (родство основано
на происхождении разных лиц от общего
предка (предков)).
Степень родства — число
рождений, предшествовавших возникновению
родства двух лиц, за исключением
рождения их предка (дедушка и внук
— 2-я степень родства, тетя и племянница
— 3-я).
В семейном праве юридически
значимым является только близкое родство,
установленное в предусмотренном законом
порядке:
1) по прямой линии учитывается
родство 1-й степени (родители
и дети) и 2-й степени (дедушка,
бабушка и внуки);
2) по боковой линии
учитывается родство 2-й степени
(полнородные и неполнородные братья
и сестры).
Свойство — отношения
между людьми, возникающие из брачного
союза одного из родственников (между
супругом и родственниками другого
супруга, между родственниками супругов).
Признаки свойства (возникает
из брака; не основано на кровной близости;
возникает при наличии в живых
родственников мужа и (или) жены на момент
заключения брака).
Свойственники (свекор (свекровь)
— отец (мать) мужа; тесть (теща) —
отец (мать) жены; зять — муж дочери
или сестры; сноха (невестка) —
жена сына; мачеха (отчим) — жена отца
(муж матери) по отношению к его (ее) детям
от прежних браков; пасынок (падчерица)
— сын (дочь) одного из супругов по отношению
к другому супругу; золовка — сестра мужа;
шурин — брат жены; свояченица — сестра
жены; свояк — муж свояченицы).
Возможно заключение брака
между мужчиной и женщиной, состоящими
в родственных отношениях, за исключением
близкого родства (боковое родство
третьей и последующей степеней
не является препятствием к заключению
брака).
II. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО
БЫТЬ ОПЕКУНАМИ И ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, ИХ ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ
Положение об органах опеки
и попечительства в Республике Беларусь
утверждено постановлением Совета Министров
Республики Беларусь Республики Беларусь
28.10.1999 г. №1676 (в редакции от 28.04.2010 г.
№624). Согласно данному Положению
в Республике Беларусь органами опеки
и попечительства являются местные
исполнительные и распорядительные
органы. Осуществление функций по
опеке и попечительству возлагается:
1. в отношении несовершеннолетних
лиц - на управления (отделы) образования
исполнительных и распорядительных
органов, а в случаях, предусмотренных
законодательством - на комиссии
по делам несовершеннолетних;
2. в отношении лиц, признанных
недееспособными, - на управления (отделы)
здравоохранения исполнительных
и распорядительных органов;
3. в отношении дееспособных,
нуждающихся в попечительстве
по состоянию здоровья, - на управления
(отделы) по труду, занятости и
социальной защиты исполнительных
и распорядительных органов.
Задачами органов опеки
и попечительства являются:
- выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;
- устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;
- оказание материальной и иной необходимой помощи детям;
- осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите и (или) в опеке и попечительстве, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в установлении над ними патронажа;
- установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);
- установление попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;
- установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, по их просьбе.
Органы опеки и попечительства
по вопросам, отнесенным к их компетенции,
принимают решения, которые имеют
обязательную силу для физических и
юридических лиц всех форм собственности.
Местные исполнительные
и распорядительные органы как органы
опеки и попечительства:
- организуют работу по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении опеки, попечительства;
- обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке, попечительстве лиц и сохранность их имущества;
- назначают опекунов, попечителей, попечителей-помощников, приемных родителей, родителей воспитателей детских домов семейного типа, детской деревни (городка), освобождают и отстраняют их от возложенных обязанностей;
- обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных детей, нуждающихся в государственной защите, проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений совершеннолетних;
- дают опекуну предварительное разрешение совершать сделки, попечителю давать согласие на совершение от имени подопечных сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
- при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
- решают вопрос о выплате следуемой подопечному заработной платы, пенсии и других выплат непосредственно попечителю или по согласованию с ним супругу или другому совершеннолетнему члену семьи для расходования на нужды лица, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;
- дают в отдельных случаях разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и охране прав и законных интересов подопечного;
- возбуждают в суде дела: о лишении родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании гражданина ограничено дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, о признании недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), а также при признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);
- принимают решения о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находился (в исключительных случаях) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, устанавливают наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или) транспортного средства;
- принимают участие при рассмотрении в суде дел о признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшем брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства;
- устанавливают опеку над имуществом умерших и безвестно отсутствующих лиц;
- при использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи передают прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности;
- принимают решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, утверждают план защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, вносят в него изменения и дополнения на основании результатов анализа его выполнения;
- направляют ребенка в учреждение образования, здравоохранения, социального обслуживания на государственное обеспечение;
- устанавливают ежемесячные денежные выплаты на содержание детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, преданных на воспитание в опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (городки);
- дают разрешение на отчуждение жилого помещения, в котором проживают либо имеют право на проживание дети. Решают вопрос об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством;
- принимают решение о присвоении или изменении фамилии, имени детей в случаях, предусмотренных законодательством, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
- в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномочивают органы и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений, на реализацию их функций. [4 с. 227-230]
Деятельность
управлений (органов) образования по
опеке и попечительству
Управления образования
местных исполнительных и распорядительных
органов:
- выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших восемнадцати лет, избирают форму их устройства;
- подбирают опекуну (попечителю), приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, детской деревни (городка), способного осуществлять воспитание несовершеннолетнего и защиту его личных и имущественных прав;
- представляют в органы опеки и попечительства материалы, необходимые для назначения над несовершеннолетним опеки (попечительства), создания приемной семьи, детского дома семейного типа, назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, принятие решения об эмансипации;
- оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа, детской деревни постоянную помощь в воспитании и оздоровлении детей;
- проверяют выполнение опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-попечителями возложенных на них обязанностей;
- возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей от выполнения их обязанностей;
- возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или отобрании детей от родителей без лишения родительских прав, о взыскании с родителей средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- дают заключения по делам о лишении родительских прав, об отобрании детей от родителей или других лиц, восстановлении в родительских правах, возвращении отобранного ребенка родителям, об обоснованности усыновления и соответствии интересам ребенка установления либо отмены усыновления, участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления;
- принимают участие в исполнении решении судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц;
- осуществляют контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни;
- рассматривают жалобы на действия опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей опекунов;
- ведут учет детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), и детей, переданных под опеку (попечительство);
- осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью;
- ведут учет кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), проживающих на их территории;
- в установленном порядке готовят материалы для усыновления детей, находящихся на их территории, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление;
- организуют обучение граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
- разрешают в пределах своей компетенции спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
- дают заключение и участвуют в заседаниях судов по вопросам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных неимущественных и имущес<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-siz