Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:06, реферат

Краткое описание

Субъект административного правонарушения – это лицо, которое непосредственно совершило, совершает правонарушение или участвовало в его совершении.
Сам термин «субъект правонарушения» в КоАП не употребляется, нет его и в УП.
Субъекты административных правонарушений многочисленны и разнообразны. Анализ норм Общей и Особенной части КоАП Республики Беларусь позволяет выделить следующие их виды:
1) Физические лица;
2) Индивидуальные предприниматели;
3) Юридические лица.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по АП.docx

— 24.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Тема данного реферата работы «Юридическое лицо как субъект административного правонарушения» является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с субъектами административного правонарушения является весьма своевременным.

Субъект административного правонарушения – это лицо, которое непосредственно совершило, совершает правонарушение или участвовало в его совершении.

Сам термин «субъект правонарушения» в КоАП не употребляется, нет его и в УП.

Субъекты административных правонарушений многочисленны и разнообразны. Анализ норм Общей и Особенной части КоАП Республики Беларусь позволяет выделить следующие их виды:

  1. Физические лица;
  2. Индивидуальные предприниматели;
  3. Юридические лица.

 

Юридические лица

Организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде признается юридическим лицом. Юридические лица вправе  осуществлять, защиту своих прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством [3].

 Из определения следует, что юридическое лицо в первую очередь – это организация, коллектив людей в организационном единстве, юридически оформленный и предназначенный для выполнения соответствующих задач социально-культурного, хозяйственного или иного характера. Каждая организация имеет свою структуру с органом или системой органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Кроме того, юридическое лицо должно иметь обособленное имущество, нести самостоятельную ответственность по своим обязательствам  своим имуществом, выступать в гражданском обороте и суде от своего имени. Отсутствие одного из названных  признаков не дает оснований говорить о наличии юридического лица. Иными словами, не каждая организация, орган или система органов управления могут быть юридическими лицами [2].

Государство в целях защиты прав юридических лиц в  статьях глав 12 и 13  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрело ответственность за  административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Кроме того, наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 7 ст. 4.8 КоАП).

Как отметил Д.А. Плетенев, любое юридическое лицо действует через своих работников. Если работник в ходе исполнения служебных обязанностей совершает правонарушение, то организация всегда ответственна за это. Поэтому, отвечая на вопрос, почему юридическое лицо должно нести ответственность, если правонарушение фактически совершил недобросовестный работник, Д.А. Плетенев акцентировал внимание на научном понимании объективного вменения, которое означает взыскание по факту наличия правонарушения. По мнению Д.А. Плетенева, необходимо правильно определять сущность вины юридического лица (это отрицательное отношение к ценностям общества и государства, охраняемым мерами административной ответственности). Вина юридического лица всегда основана на психической деятельности людей, т.е. его работников.

Юридический состав ст. 3.5 КоАП включает в себя два элемента: 1) нарушение правил и условий осуществления предпринимательской деятельности, установленных административным законодательством; 2) непринятие мер, направленных на недопущение совершения правонарушения. Таким образом, установление вины юридического лица будет сводиться к констатации события – совершенного правонарушения.

Практике известны случаи, когда орган, ведущий административный процесс, вменяя юридическому лицу правонарушение, упускает из виду, что один из вышеперечисленных элементов вины юридического лица отсутствует. В подобных случаях хозяйственные суды прекращают производство по делу за недоказанностью вины. Следовательно, юридическое лицо может быть подвергнуто административному взысканию, если им не были предприняты все возможные меры по соблюдению норм и правил административного законодательства

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо [3].

Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Юридическое лицо по КоАП является субъектом правонарушения тогда, когда оно обозначено в диспозиции административно-деликтной нормы. Например, на юридическое лицо как субъекта административного правонарушения указывается в ст. 12.30 «Нарушение юридическими лицами…условия ввоза на территорию Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) с территории государств…». Подобное установлено и в ч. 2 ст. 12.14: «Незаконное использование юридическими лицами в своем наименовании или рекламе слов «биржа» или « товарная биржа», а также образованных на их основе слов и словосочетаний». Таких правонарушений немного, примерно восемь. В иных случаях в законе-запрете не употребляются слова «юридическое лицо», называется организация, наниматель, должностное лицо, иной работник юридического лица или вообще не определяется конкретный субъект правонарушения. В санкции указываются субъекты ответственности, среди которых нередко встречаются юридические лица. Например, ст. 9.17 устанавливает, что «нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин». В норме-запрете ст. 10.1 конкретный субъект правонарушения вообще не назван, а в санкции среди других субъектов ответственности указывается и юридическое лицо. В таком качестве, т.е. субъекта административной ответственности, юридическое лицо проявляет себя чаще всего [2].

 

 

Заключение

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт.

Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным.

Юридические лица выделяются в отдельные виды субъектов, так как имеют специфические признаки. Они могут быть субъектами специальных, присущих только им административных правонарушений. Такие правонарушения имеют преимущественно хозяйственный профиль и нередко совершаются и физическими лицами. Например, нарушение порядка пользования автомобильными дорогами общего пользования (ст. 18.36), нарушение правил охраны магистральных трубопроводов (ст. 18.40).

 

Список использованной литературы:

  1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г. № 194-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – №63. – 2/946.
  2. Крамник, А. Н. Административное право. Ч. 2. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А. Н Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
  3. Круглов В.А. Административное деликтное право. Учебное пособие..- Мн.: Изд-во МИУ, 2003. - 111 с.

Информация о работе Юридическое лицо как субъект административного правонарушения