Анализ бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:40, контрольная работа

Краткое описание

Региональный бюджет как финансовая категория. Анализ доходов бюджета Свердловской области. Система построения бюджетных доходов и расходов регионов.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ бюджета.docx

— 26.32 Кб (Скачать файл)

    Введение

 

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

    В последние годы субъекты Федерации  получили определенные права в области  налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности  управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим  условием укрепления российской государственности  на основе принципов финансовой самостоятельности  и федерализации. 

  1. Экономическая сущность региональных бюджетов
 

    Региональные  бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной  бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они  занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные  источники формирования доходов  и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное  место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные  взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают  на необходимость анализа данного  понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

    Исследование  принципа федерализма применительно  к категории «региональный бюджет»  актуализирует постановку вопроса  о её экономической сущности. Анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

    Относительно  понятия «региональный бюджет»  единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в  российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая  распалась на бюджеты трех уровней.

    Современные ученые - экономисты полагают, что системная  оценка любого бюджета должна исследовать  бюджет как:

    - денежные отношения (то есть  как финансовую категорию экономической  науки);

    - фонд денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего  уровня (то есть бюджет в материальном  смысле);

    - плановый документ, отражающий конкретные  доходы и расходы, относящиеся  к компетенции органов власти  данного уровня (то есть как  правовую категорию).

    Соответственно  определение термина «региональный  бюджет» требует осмысления его  финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной  экономической литературе региональный бюджет определяется с различных  позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая  разработка и правовое оформление категории  «региональный бюджет».

    Как известно, региональными называют бюджеты  субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут  иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено  бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

    Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической  функций любого административно-территориального образования объективно требует  финансовых ресурсов, а именно, централизованного  денежного фонда. Однако для любой  административно-территориальной формации содержание регионального бюджета  не изменяется - это доходы и расходы.

    Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета  закрепляется и законодательством  субъектов РФ. Например, Закон Свердловской области «О бюджетном процессе в Свердловской области» определяет бюджет субъекта как составную часть консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

    В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в  целях гармонизации и сочетания  экономических интересов регионов и муниципальных образований  наряду с взаимоотношениями с  хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения  между федеральным бюджетом и  бюджетом субъекта Федерации, между  бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

    Таким образом, финансовая сущность бюджета  проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного  фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его  между бюджетами.

    Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального  дохода и части национального  богатства в целях образования, распределения и использования  централизованного в масштабах  определенного региона денежного  фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

    Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих  данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что  отличает финансовую сущность регионального  бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

    К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, следующие:

    - имеет возможность рассчитывать  на финансовую помощь из федерального  бюджета; 

    - является средством регулирования  местных бюджетов.

    Характеризуя  роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления  в экономике страны, инфляция и  расстроенность финансовой системы  не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно  отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  доходов бюджета Свердловской области
 

    Свердловский  Минфин подвел итоги исполнения регионального  бюджета за 2009 год. Доходы бюджета  Свердловской области в 2009 году с  учетом безвозмездных перечислений составили 103,3 млрд. рублей – со снижением  к уровню 2008 года на 15,4 млрд. рублей или на 13 %.

    Основные  доходные источники областного бюджета  в 2009 году:  налог на доходы физических лиц – 28,8 млрд. рублей, налог на прибыль организаций – 20,2 млрд. рублей, налог на имущество организаций – 10,8 млрд. рублей, акцизы – 5,6 млрд. рублей,  налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 3,8 % (2,8 млрд. рублей) (См. Таблицу 1).

    Таблица 1- Доходы бюджета Свердловской области  за 2009 год

Показатель 2009 год
Млрд. руб. %
  1. НДФЛ
28,8 39,4
  1. Налог на прибыль организаций
20,2 27,7
  1. Налог на имущество организаций
10,8 14,8
  1. Акцизы
5,6 7,7
  1. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
3,8 3,8
ИТОГО 69,8 100

 

    В 2009 году самые большие поступления  в областной бюджет – от налога на доходы физических лиц. В то же время  по сравнению с 2008 годом они сократились  на 4,2 млрд. рублей или на 12,7 %. Основные причины – сокращение численности  работников и размера заработной платы, а также рост числа безработных.

    Расходы областного бюджета составили 103,7 млрд. рублей, или 97,6% к уточнённому годовому плану. Бюджет области по-прежнему сохранил свою социальную направленность. Расходы на социальную сферу составили 46,4 млрд. рублей, или 44,7 % от общей суммы расходов. Расходы на социальную сферу исполнены на 96,3% к уточнённому годовому плану.

    Расходы на областные целевые программы  исполнены в сумме 1,6 млрд. рублей или 93,3% к годовым назначениям. Областной  бюджет исполнен с дефицитом в  сумме 0,4 млрд. рублей (планируемый дефицит  составлял 11,1 млрд. рублей).

    В целях реализации инвестиционных проектов на территории Свердловской области, в  соответствии с Программой государственных  гарантий Свердловской области, предоставлены  государственные гарантии в объеме 2,4 млрд. рублей, в том числе: Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» на строительство и реконструкцию объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры и открытому акционерному обществу «Центральный стадион» на строительство и реконструкцию спортивных сооружений.

    В I полугодии 2010 года в Свердловской области в бюджеты всех уровней дополнительно привлечено 1,459 млрд. рублей. Большая часть этой суммы – недоимка, размер которой составляет 1,434 млрд. рублей. По данным областного министерства финансов в виде НДФЛ в результате легализации заработной платы и погашения задолженности по ее выплате в бюджет поступило дополнительно 9,1 млн. рублей. Еще 15,8 млн. рублей было получено в областной бюджет от налога на прибыль организаций в результате снижения их убыточности.

    За I полугодие 2010 года налоговые и неналоговые  доходы консолидированного бюджета  Свердловской области на 29,8% превысили  уровень аналогичного периода 2009 года (или на 14,8 млрд. рублей) и составили 64,5 млрд. рублей.

    Первоначальный  прогноз по доходам консолидированного бюджета Свердловской области за 1 полугодие 2010 года перевыполнен на 10,7 млрд. рублей. Из них в областной бюджет поступило 46,3 млрд. рублей, что выше поступлений соответствующего периода 2009 года на 12,9 млрд. рублей (или на 38,6%). Поступления по основным источникам доходов консолидированного бюджета Свердловской области – налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 1,2 млрд. рублей (или на 5,3%) и на 10,4 млрд. рублей (или в 2,4 раза) соответственно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ бюджета