Анализ и оценка рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является анализ показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
•охарактеризовать показатели оценки рентабельности инвестиций;
•рассмотреть систему показателей рентабельности продаж;
•рассмотреть систему показателей рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики
•провести факторный анализ рентабельности;
•показать резервы повышения рентабельности активов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки рентабельности
1.1 Показатели оценки рентабельности инвестиций и рентабельности капитала
1.2 Показатели оценки рентабельности продаж
1.3 Показатели рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики
Глава 2. Анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ»
2.1 Краткая характеристика ОАО «БПЗ»
2.2 Анализ рентабельности ОАО «БПЗ»
2.3 Анализ и оценка динамики рентабельности всех активов
2.4 Анализ и оценка динамики рентабельности активов производственного назначения ОАО «БПЗ»
Глава 3. Резервы повышения рентабельности активов ОАО «БПЗ»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

анализ и оценка рентабельности предприятия по АФХД.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы анализа и оценки рентабельности

1.1 Показатели  оценки рентабельности инвестиций  и рентабельности капитала

1.2 Показатели  оценки рентабельности продаж

1.3 Показатели  рентабельности активов, методика  анализа и оценка их динамики

Глава 2. Анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ»

2.1 Краткая характеристика  ОАО «БПЗ»

2.2 Анализ рентабельности ОАО «БПЗ»

2.3 Анализ и  оценка динамики рентабельности  всех активов

2.4 Анализ и  оценка динамики рентабельности  активов производственного назначения ОАО «БПЗ»

Глава 3. Резервы  повышения рентабельности активов  ОАО «БПЗ»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Введение

 

Рыночная экономика  определяет конкретные требования к  системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Формирование  механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставят перед предприятиями необходимость  эффективного использования имеющихся  в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.

Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность  производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).

В экономическом  анализе результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо  отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при  анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Целью написания  данной работы является анализ показателей  рентабельности финансово-хозяйственной  деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • охарактеризовать показатели оценки рентабельности инвестиций;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности продаж;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики
  • провести факторный анализ рентабельности;
  • показать резервы повышения рентабельности активов.

Объект исследования – активы ООО «БПЗ».

Предмет исследования - методы анализа рентабельности предприятия.

 

 

Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки рентабельности

 

1.1 Показатели  оценки рентабельности инвестиций  и рентабельности капитала

 

Масштаб величины доходов (прибыли) и инвестиций является главной целью любой хозяйственной  деятельности в рыночных условиях. Абсолютная величина годовой прибыли не слишком убедительна. Только в случае, если прибыль сопоставляется со средним общим вложенным или оборотным капиталом, можно получить сведения о том, окупились ли инвестиции. Рентабельность, т.е. отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, является важнейшим масштабом оценки величины (силы) доходов предприятия. Следует поэтому различать:

  • рентабельность собственного инвестируемого капитала;
  • рентабельность общего капитала, т.е. рентабельность всего инвестируемого капитала;
  • рентабельность заемного капитала [16, с. 178].

Рентабельность  собственного, рабочего и общего капитала рассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибыли отчетного  года.

Во всех случаях  прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) берется за вычетом налогов из реализации. В международной практике различают доход на чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА), имеющий два альтернативных варианта, основанных на различных интерпретациях номинальной стоимости активов. Существует чистая номинальная стоимость активов:

ЧНСА = Основной капитал по остаточной стоимости + Текущие  активы – Краткосрочные обязательства  или Внеоборотные активы + Оборотный  капитал (Оборотные активы – Краткосрочные  обязательства)

Доход = Реализация /ЧНСА

Доход = Реализация / Осн. капитал по ост. стоимости + Оборотный  капитал (Оборотные активы – Текущие обязательства)

Коэффициент ЧНСА определяет темп, с которым номинальная  стоимость активов превращается в доходы от продаж. Они показывают способность активов создавать прибыль.

Оценить эффективность  использования основных и оборотных  средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие  средств, но этот показатель не может дать ответ, на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.

 

Поэтому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств.

Таким образом, расчет и сопоставление между  собой коэффициентов этих трех групп  позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.

В качестве показателей  эффективности использования капитала, активов применяются коэффициенты, которые выражают отношение реализации к общему капиталу, реализации к собственному и рабочему капиталу, прибыли к общему, собственному капиталу и рабочему капиталу:

1) Показатели  эффективности хозяйственной деятельности:

коэффициент рентабельности капитала:

 


 

 

При этом актив  – величина капитала – усредняется  за период; коэффициент рентабельности капитала по чистой прибыли:

 


 

 

Данные показатели отражают, какая прибыль получается с единицы капитала предприятия (общая или чистая);

2) Финансовые  коэффициенты рентабельности:

Рентабельность  собственного капитала – данный показатель отражает, сколько чистой прибыли  приносят вложения в собственный  капитал (т.е. доход собственника):

 


 

 

Похожий показатель – рентабельность акционерного капитала - показывает, сколько чистой прибыли предполагается на рубль акционерных средств (или средств пайщиков):

 


 

 

Можно также  рассчитать коэффициент чистой прибыли  на одну акцию:


 

 

 

Таким образом, эффективность хозяйственной деятельности в плане использования капитала характеризует, какую отдачу дают активы предприятия (приносят прибавочную стоимость с рубля вложений). Эффективность вложений же обозначает доходность авансированного капитала собственника (уставный или весь собственный капитал)[17, с. 102].

 

1.2 Показатели оценки рентабельности продаж

 

В зависимости  целей, которые ставятся при анализе  рентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные  виды прибыли на основание которых  рассчитываются показатели R1 – R4.

 

 

В качестве знаменателя  формулы также может быть использован  показатель всей выпущенной продукции.

Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных по объему реализованной и всей выпущенной продукции позволяет выявить на сколько активно идет процесс реализации продукции на предприятии.

Динамика показателя R1 отражает изменения в политике ценообразования предприятия и  способность контролировать себестоимость  реализованной продукции. С помощью  методов факторного анализа определяется изменение рентабельности продукции за счет изменения цены продукции и ее себестоимости по следующим формулам[1]:

общее изменение  рентабельности за период

 

 

изменение рентабельности за счет изменения цен

 

 

изменение рентабельности за счет изменения себестоимости

 

 

где z0,1 – выручка от реализации на начало и на конец года соответственно;

s0,1 – себестоимость реализованной продукции на начало и на конец года соответственно.

Различие показателей R3 и R4 выявляет влияние налогообложения  на рентабельность реализованной продукции.

Показатели R1 – R4 рассчитываются на основание отчета о финансовых результатах (форма №2) и не дают представления о структуре и рентабельности отдельного вида реализованной продукции, т.к. в практике на предприятие обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, по этому целесообразно рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.

Рентабельность  отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости  данного вида продукции

 

 

где Rизд – рентабельность отдельного изделия; Пизд – прибыль от выпуска (реализации) данного изделия; Сизд – полная себестоимость выпуска данного изделия, Формула (1.8) часто используется при расчете цены реализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и, исходя из этого формирует цену по формуле:

 

 

где Z – цена продукции.

Однако в  экономическом анализе рентабельность продукции чаще исчисляют как  отношение прибыли по данному  виду продукции и выручки от его реализации:

 

 

где Rед. – рентабельность единицы отдельного вида продукции;

z – цена единицы изделия;

s – себестоимость единицы изделия.

Это обусловлено  тем, что при анализе рентабельности продукции на основание коэффициента Rизд в следствие обратной зависимости между прибылью и себестоимостью изменение себестоимости изделия отразится на этом показателе дважды, т.е. и через числитель и через знаменатель.

Кроме того, если предприятие имеет длительный производственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции, то себестоимость и прибыль продукции  могут оказаться выраженными  в денежных единицах разной покупательной  способности, а рентабельность окажется завышенной [125, с. 138].

По этому, в  экономическом анализе чаще используют показатель Rед., где в знаменателе  формулы вместо себестоимости продукции  применяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случае показатель рентабельности Rед. и абсолютная сумма прибыли будут изменятся равными темпами под влиянием одних и тех же факторов, что устраняет повторный счет.

Информация о работе Анализ и оценка рентабельности предприятия