Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:49, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по увеличению объёмов кредитования на примере ОАО "Белгазпромбанк".
Исходя, из цели работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы кредитования населения;
исследовать виды кредитования населения, применяемые в ОАО "Белгазпромбанк";
рассмотреть кредитную процентную политику ОАО "Белгазпромбанк";
рассмотреть зарубежный опыт выдачи потребительских кредитов с позиции возможности использования его в Республике Беларусь;
дать оценку практики выдачи и погашения потребительских кредитов в ОАО "Белгазпромбанк";
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кредитования населения………………………………5
Сущность и принципы банковского кредитования………………………….5
Формы и виды кредитования населения……………………………………..12
Определение объёма эффективных кредитных ресурсов…………………...17
Показатели, характеризующие эффективность использования кредитных ресурсов…………………………………………………………………………19
Кредитная процентная политика банка……………………………………...21
Нормативные правовые акты по кредитованию населения……………….23
Зарубежный опыт кредитования населения………………………………..24
Анализ кредитования населения в ОАО «Белгазпромбанк» за 2010-2012 годы…………………………………………………………………………….28
Краткая характеристика деятельности банка……………………………….28
Анализ состава и структуры объёмов кредитования населения по срокам..33
Анализ состава и структуры потребительского кредитования……………..35
Анализ кредитования населения по видам валют…………………………..38
Анализ процентных ставок по кредитованию……………………………….40
Анализ показателей эффективности использования кредитных ресурсов..42
Факторный анализ……………………………………………………………..45
Направления роста объема кредитования населения ОАО «Белгазпромбанк»…………………………………………………………….48
Расчёт резерва роста кредитных ресурсов для населения…………………48
Мероприятия, обеспечивающие реализацию резервов……………………50
Заключение…………………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………
В общем виде возобновляемый кредит можно определить как "кредитный договор" в соответствии, с которым:
Возобновляемый кредит наиболее распространен в сфере обращения кредитных карточек, эмитируемых коммерческими банками, предприятиями розничной торговли и компаниями - владельцами сети бензоколонок.
Другим методом классификации потребительского кредита является деление поставщиков потребительского кредита на первичных агентов-продавцов и вторичных агентов-кредиторов. В широком классе случаев продавцом кредита и кредитором будет выступать одно и то же лицо, однако типична и ситуация, когда на рынке будут присутствовать два агента: например, большая часть кредитов на покупку автомобиля оформляется по месту продажи автомобиля дилером, а затем передается в банк или финансовую компанию. В этом случае автодилер за дисконт передает свои права по кредиту финансовому учреждению. Кроме того, законодательство США подразделяет потребительский кредит на финансовый и товарный. Очевидно, что под финансовым кредитом подразумевается выдача денежной ссуды, а под товарным предоставление продавцом товара права потребителю заплатить за сделанную у него покупку в рассрочку.
Таким образом, можно составить следующую схему классификации потребительского кредита в США:
Финансовая деятельность по предоставлению кредита предполагает использование различных методов погашения задолженности, а также последовательностей определения параметров кредитной сделки, выбор которых зависит чаще всего от статуса кредитора (если банк или кредитное учреждение за базовый параметр берут процентную ставку, то розничный торговец может отталкиваться от разработанного им графика погашения задолженности).
При этом, объявляя график погашения кредита покупателю, розничный продавец должен четко понимать, какую ставку процентов он применяет и какое финансовое бремя ложится в итоге на заемщика. В практике потребительского кредита США эти параметры входят в число прочих, которые кредитор должен "раскрыть" при заключении сделки.
Для определения годовой ставки поставщики потребительского кредита, как правило, пользуются специальными таблицами годовых процентных ставок, которые позволяют получить величину ставки, исходя из графика погашения долга.
Успех развития потребительского кредита в США во многом связан с функционированием на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро и кредитно-сыскных бюро. Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников. В Беларуси о необходимости создавать такие организации решение было принято недавно. Бюро кредитных историй (которые будет создаваться в форме акционерных обществ) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору информации, по формированию, хранению и обработке кредитных историй, а также по выдаче кредитных отчетов пользователям. Оно вправе также заниматься работой, связанной с подготовкой и ведением рейтингов субъектов кредитных историй, с проведением маркетинговых исследований по вопросам оценки кредитных рисков. Предполагается, что БКИ будет предоставлять запрошенные пользователем данные за плату.
Субъект кредитной истории может сам направлять информацию в БКИ на договорной основе. Ведь чем больше положительной информации о нем появится в базе данных, тем доступнее будут кредиты: любая организация хочет работать с клиентами, имеющими хорошую репутацию. Кроме того, информацию о физических лицах, нарушивших условия выполнения договорных обязательств, вправе предоставить само пострадавшее лицо, например банк, выдавший кредит.
2.1Краткая характеристика деятельности банка
ОАО «Белгазпромбанк» создан как коммерческий банк «Экоразвитие» по решению собрания пайщиков 24 мая 1990 года и зарегистрирован Государственным банком СССР 27 сентября 1990 года, перерегистрирован как Минский коммерческий банк «Экоразвитие» Национальным банком Республики Беларусь 19 августа 1991 года. На основании решения собрания участников от 19 ноября 1992 года преобразован в акционерное общество
«Банк экономического развития» (Банк «Экоразвитие»), а решением собрания акционеров от 20 октября 1993 года переименован в Банк «Олимп».
Решением собрания акционеров банка «Олимп» от 29 сентября 1997 года преобразован в Совместное белорусско-российское открытое акционерное общество «Белгазпромбанк» и зарегистрирован Национальным банком Республики Беларусь 28 ноября 1997 года. Банк является совместной белорусско-российской коммерческой организацией, созданной в форме открытого акционерного общества, и в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь.
Основной целью Банка является оказание всех видов банковских услуг
юридическим и физическим лицам, направленное на получение прибыли.
Основными задачами деятельности ОАО «Белгазпромбанк» являются:
ОАО «Белгазпромбанк» в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет следующие банковские операции:
Миссия ОАО «Белгазпромбанк» — содействие формированию и развитию среднего класса в Республике Беларусь путем предоставления клиентоориентированных высокотехнологичных банковских продуктов и услуг, а также осуществления проектов в социально-культурной сфере.
Рассмотрим основные показатели деятельности банка за 2010-2012 гг. в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ основных показателей деятельности ОАО «Белгазпромбанк» за 2010-2012 гг.
в миллионах рублей
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Изменение 2011 г. к 2010 г. |
Изменение 2012г. к 2011 г. |
Темп роста 2012 г. к 2010 г. | ||
абс. |
отн., % |
абс. |
отн., % | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.Доходы |
4034424,2 |
4339456,4 |
7719342,9 |
305032,2 |
7,56 |
3379886,5 |
77,89 |
191,34 |
2.Расходы |
2089007,9 |
3553905,8 |
4099621,9 |
1464897,9 |
70,12 |
545716,1 |
51,15 |
148,71 |
3.Прибыль |
901978,4 |
1066874,4 |
1341352,8 |
164896 |
18,28 |
274478,4 |
25,73 |
148,71 |
4.Активы на конец года: |
28113200 |
31258390 |
44300010 |
3145190 |
11,19 |
13041620 |
41,72 |
157,58 |
4.1Денежные средства |
756807,3 |
1181567,1 |
1391906,3 |
424759,8 |
56,13 |
210339,2 |
27,79 |
183,92 |
4.2Средства в НБ |
3514993,4 |
4764716,4 |
7777752,8 |
1249723 |
35,55 |
3013036,4 |
63,24 |
221,27 |
4.3Средства в банках |
1244290,2 |
4072343 |
4635110 |
2828052,8 |
227,28 |
562767 |
13,82 |
372,51 |
4.4Кредиты клиентам |
18205546,1 |
14718950,7 |
21852751,9 |
-3486595,4 |
-19,15 |
7133801,2 |
48,47 |
120,03 |
4.5ОС и НМА |
826246,9 |
806466,5 |
1386147,3 |
-19780,4 |
-2,39 |
579680,8 |
71,88 |
167,76 |
5.Обязательства на конец года: |
21997571,7 |
29423659,9 |
36031441,3 |
7496088,2 |
34,08 |
6607781,4 |
22,46 |
163,8 |
5.1Средства Национального банка |
1860994,6 |
1325535,9 |
1314426,9 |
-535458,7 |
-28,77 |
-11109 |
-0,83 |
70,63 |
5.2Средства банков |
4490144,3 |
8987162,7 |
7694514,3 |
4497018,4 |
100,15 |
-1292649 |
-14,38 |
171,36 |
5.3Средства клиентов |
13090534,9 |
17665671,2 |
25001496,5 |
4575136,3 |
34,95 |
7335825,3 |
41,53 |
190,99 |
6.Капитал на конец года: |
6115628,3 |
1834730,1 |
8268568,7 |
-4280898,2 |
-69,9 |
6433838,6 |
350,67 |
135,2 |
6.1Уставный фонд |
4206145,7 |
934703,2 |
5163721,2 |
-3271442,5 |
-77,78 |
4229018 |
452,45 |
122,77 |
6.2Резервный фонд |
227073,3 |
60436 |
320076,3 |
-166637,3 |
-73,38 |
259640,3 |
429,61 |
140,96 |
6.3Накопленная прибыль |
1464020,3 |
601479,6 |
2056971,8 |
-862540,7 |
-58,92 |
1455492,2 |
241,99 |
140,5 |
7. Рентабельность активов, % |
3,193 |
2,128 |
3,177 |
-1,065 |
- |
1,049 |
- |
- |
|
31,479 |
17,494 |
31,043 |
-13,985 |
- |
13,549 |
- |
- |
|
0,31 |
0,18 |
0,25 |
-0,13 |
- |
0,07 |
- |
- |
|
0,86 |
0,84 |
0,85 |
-0,02 |
- |
0,01 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
0,08 |
0,10 |
0,9 |
0,02 |
- |
-0,01 |
- |
- |
|
1,13 |
1,49 |
0,95 |
0,36 |
- |
-0,54 |
- |
- |
Из таблицы 2.1 можно сделать выводы, что доходы банка в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом на 305 032,2 млн. р. и составили 4 339 456,4 млн. р. В 2012 году доходы банка увеличились по отношению к 2011 году на 3 379 886,5 млн. р. и составили 7 719 342,9 млн. р.. В связи с этим темп роста доходов банка 2012 года по сравнению к 2010 году составил 191,34%. Такая динамика является положительной для функционирования банка.
Расходы банка за 2010 году составили 2 089 007,9 млн. р., в 2011 году они увеличились по отношению к 2011 году на 1 464 897,9 млн. р., а в 2012 году – на 545 716 млн. р. Темп роста расходов банка 2012 года по сравнению к 2010 году составил 148,71%.
В 2010 году прибыль банка составляла 901 978,4 млн. р., в 2011 году он увеличилась по отношению к 2010 году на 164 896 млн. р. и составила 1 066 874,4 млн. р., а в 2012 прибыль банка увеличилась по отношению к 2011 году на 274 478 млн. р. и составила 1 341 352,8 млн. р. Темп роста прибыли банка 2012 года по сравнению к 2010 году составил 148,71%. На положительную динамику прибыли банка влияет рост наибольший рост доходов банка по отношению к расходам банка.
Активы банка в 2010 году составили 28 113 200 млн. р., за 2011 год по отношению к 2010 году они увеличились на 3 145 190 млн. р., а за 2012 год они увеличились по отношению к 2011 году на 13 041 620 млн. р. В 2012 году активы банка составили 44 300 010 млн. р. Темп роста активов банка 2012 года по сравнению к 2010 году составил 157,58 %.
Наибольший удельный вес в активах банка занимают кредиты клиентам. Их доля в общем объеме активов банка в 2010 году составила 64,758 %. Однако, в 2011 год доля кредитов клиентам в активах банка уменьшилась на 17,670 п.п. Такое снижение связано с ростом ставки рефинансирования. Однако в 2012 году доля выданных кредитов клиентам увеличилась на 2,241 п.п. В 2012 году сумма выданных кредитов клиентам составила 21 852 751,9млн. р. Темп роста 2012 года по сравнению к 2010 году составил 120,03 %.
Обязательства банка в 2010 году составили 2 229 329 млн. р.. В 2011 году они увеличились по отношению к 2010 году на 4 774 533 млн. р. и составили 7 003 861,5 млн. р., а в 2012 году увеличились по отношению к 2011 году на 1 734 200 млн. р. и составили 8 738 061,1 млн. р.. При этом темп роста обязательств банка 2012 года по сравнению к 2010 году составил 391,9 %.
Наибольший удельный вес в обязательствах банка занимают средства клиентов (около 65 %). В 2010 году их сумма составила 1 326 646,5 млн. р., а в 2012 году – 6 063 133 млн. р.. Темп роста средств клиентов банка составил 457 %. Такая положительная динамика свидетельствует о значительном росте пассивов за счет средств клиентов банка.
Основная доля собственного капитала банка приходится на уставный капитал. Уставный фонд банка в 2010 году составил 426 268,8 млн. р..В 2012 году он увеличился по отношению к 2011 году на 826 000 млн. р., что является положительной динамикой в деятельности банка.