Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:19, курсовая работа
Удовлетворение кредитных потребностей предприятий малого и среднего бизнеса является перспективным направлением банковской деятельности. При этом для Банка одним из основных способов снижения риска неплатежа является тщательный отбор потенциальных заемщиков. Банк в рамках кредитной политики разрабатывает методы оценки качества потенциальных заемщиков. Для этого используются различные методики анализа финансового положения клиентов и статистические модели. Будущие клиенты банка, на основе представленных ими материалов, подразделяются на надежных, для которых опасность банкротства маловероятна, и ненадежных, подверженных риску банкротства [3, c.52].
Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других фиксируют эти показатели и нормативные уровни. Последние бывают ориентированы на мировые стандарты, но являются индивидуальными для данного банка и данного периода.
Для обоснованного определения кредитоспособности заемщиков расчеты показателей кредитоспособности целесообразно производить за определенный период (1,5–2 года), чтобы можно было проследить динамику. На основе проведенного анализа клиенты классифицируются по степени их кредитоспособности.
Проанализируем состав и динамику обязательств предприятия на основании приложения В, Г в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели привлеченных кредитов ОАО «Могилевхлебопродукт» за 2011 г.
Показатели |
Значение на начало года |
Значении на конец года |
Изменение, млн р. |
Темп роста, % | ||
млн р. |
структура, % |
млн р. |
структура, % | |||
Долгосрочные кредиты, в том числе |
50 668 |
36,01 |
67 401 |
37,17 |
16 733 |
133,02 |
на строительство |
1 550 |
0,09 |
1 473 |
0,81 |
– 77 |
95,03 |
из них на строительство жилья |
1 550 |
0,09 |
1 473 |
0,81 |
– 77 |
95,03 |
на приобретение основных средств |
6 111 |
4,34 |
11 722 |
6,46 |
5 611 |
191,82 |
на приобретение молодняка крупного рогатого скота |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
под доходные вложения в материальные ценности |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
прочие расходы |
43 007 |
30,57 |
54 206 |
29,89 |
11 199 |
126,04 |
Краткосрочные кредиты и займы в том числе |
90 029 |
63,99 |
113 938 |
62,83 |
23 909 |
126,60 |
на приобретение товарно–материальных ценностей |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
на оплату труда |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
на расчеты за сельскохозсырье |
90 029 |
63,99 |
113 938 |
62,83 |
23 909 |
126,60 |
прочие расходы |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Итого кредитов и займов |
140 697 |
100 |
181 339 |
100 |
40 642 |
128,89 |
Анализ данных в таблице показывает, что за изучаемый период сумма кредитов предприятия увеличилась на 40 642 млн р. или на 28,89%. Данный рост был обусловлен главным образом за счет увеличения краткосрочных кредитов на расчеты за сельскохозсырье на сумму 23 909 млн р., и долгосрочных кредитов на прочие расходы на сумму 11 199 млн р.
При этом, в составе кредитов предприятия наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты и займы (на конец года 62,83%). На основании приложения В, Г в таблице 6 проанализируем структуру полученных и погашенных кредитов и займов предприятия.
Таблица 6 – Анализ структуры полученных и погашенных кредитов и займов ОАО «Могилевхлебопродукт» за 2011 г.
Показатели |
Получено |
Погашено | ||
млн р. |
структура, % |
млн р. |
структура, % | |
Долгосрочные кредиты, в том числе |
28 795 |
24,17 |
12 062 |
15,37 |
на строительство |
– |
– |
77 |
0,09 |
из них на строительство жилья |
– |
– |
77 |
0,09 |
на приобретение основных средств |
7 524 |
6,32 |
1 913 |
2,48 |
под доходные вложения в материальные ценности |
– |
– |
– |
– |
прочие расходы |
21 271 |
17,86 |
10 072 |
12,83 |
Краткосрочные кредиты и займы в том числе |
90 331 |
75,83 |
66 422 |
84,63 |
на приобретение товарно–материальных ценностей |
– |
– |
– |
– |
на оплату труда |
– |
– |
– |
– |
на расчеты за сельскохозсырье |
90 331 |
75,83 |
66 422 |
84,63 |
прочие расходы |
– |
– |
– |
– |
Итого кредитов и займов |
119 126 |
100 |
78 484 |
100 |
Среди полученных кредитов и займов предприятия наибольший удельный вес в 2011 году занимают краткосрочные кредиты, а именно на расчеты за сельскохозсырье, их доля составила 62,83%. Среди долгосрочных кредитов наибольшую долю занимают кредиты на прочие расходы, а именно 29,89%.
Среди сумм погашенных кредитов и займов предприятия картина выглядит приблизительно таким же образом: наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты, а именно на расчеты за сельскохозсырье (84,63%), среди долгосрочных кредитов наибольшую долю погашенной суммы составляют кредиты, привлеченные на прочие расходы (12,83%).
Также следует отметить, что в 2011 году сумма привлеченных кредитов и займов превышает сумму погашенных обязательств на 40642 млн р., или на 51,78%. Проанализируем состав и динамику обязательств предприятия 2012 г. на основании приложения В, Г в таблице 7.
Таблица 7 – Показатели привлеченных кредитов ОАО «Могилевхлебопродукт» за 2012 г.
Показатели |
Значение на начало года |
Значении на конец года |
Изменение, млн р. |
Темп роста, % | ||
млн р. |
структура, % |
млн р. |
структура, % | |||
Долгосрочные кредиты, в том числе |
67 401 |
37,17 |
52 098 |
22,27 |
– 15 303 |
77,30 |
на строительство |
1 473 |
0,81 |
1 330 |
0,57 |
– 143 |
90,29 |
из них на строительство жилья |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
на приобретение основных средств |
11 722 |
6,46 |
10 601 |
4,53 |
– 1121 |
90,44 |
на приобретение молодняка крупного рогатого скота |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
под доходные вложения в материальные ценности |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
прочие расходы |
54 206 |
29,89 |
40 167 |
17,17 |
– 14 039 |
74,10 |
Краткосрочные кредиты и займы в том числе |
113 938 |
62,83 |
181 806 |
77,73 |
67 868 |
159,57 |
на приобретение товарно–материальных ценностей |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
на оплату труда |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
на расчеты за сельскохозсырье |
113 938 |
62,83 |
181 806 |
77,73 |
67 868 |
159,57 |
прочие расходы |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Итого кредитов и займов |
181 339 |
100 |
233 904 |
100 |
52 565 |
128,99 |
Анализ данных в таблице показывает, что за изучаемый период сумма кредитов предприятия увеличилась на 52 565 млн р. или на 28,99%. Данный рост был обусловлен главным образом за счет увеличения краткосрочных кредитов на расчеты за сельскохозсырье на сумму 67 868 млн р.
При этом, в составе кредитов предприятия наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты и займы (на конец года 77,73%).
На основании приложения В, Г в таблице 8 проанализируем структуру полученных и погашенных кредитов и займов предприятия за 2012г.
Таблица 8 – Анализ структуры полученных и погашенных кредитов и займов ОАО «Могилевхлебопродукт» за 2012 г.
Показатели |
Получено |
Погашено | ||
млн р. |
структура, % |
млн р. |
структура, % | |
Долгосрочные кредиты, в том числе |
45 024 |
22,08 |
60 327 |
39,85 |
на строительство |
– |
– |
143 |
0,09 |
из них на строительство жилья |
– |
– |
– |
– |
на приобретение основных средств |
1 227 |
0,60 |
2 348 |
1,55 |
на приобретение молодняка крупного рогатого скота |
– |
– |
– |
– |
под доходные вложения в материальные ценности |
– |
– |
– |
– |
прочие расходы |
43 797 |
21,47 |
57 836 |
38,27 |
Краткосрочные кредиты и займы в том числе |
158 929 |
77,92 |
91 061 |
60,15 |
на приобретение товарно–материальных ценностей |
– |
– |
– |
– |
на оплату труда |
– |
– |
– |
– |
на расчеты за сельскохозсырье |
158 929 |
77,92 |
91 061 |
60,15 |
прочие расходы |
– |
– |
– |
– |
Итого кредитов и займов |
203 953 |
100 |
151 388 |
100 |
Среди полученных кредитов и займов предприятия наибольший удельный вес в 2012 году занимают краткосрочные кредиты, а именно на расчеты за сельскохозсырье, их доля составила 77,73%. Среди долгосрочных кредитов наибольшую долю занимают кредиты на прочие расходы, а именно 17,17%.
Среди сумм погашенных кредитов и займов предприятия картина выглядит приблизительно таким же образом: наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты, а именно на расчеты за сельскохозсырье (60,15%), среди долгосрочных кредитов наибольшую долю погашенной суммы составляют кредиты, привлеченные на прочие расходы (38,27%).
Также следует отметить, что в 2012 году сумма привлеченных кредитов и займов превышает сумму погашенных обязательств на 52 565 млн р., или на 34,72%.
При организации кредитных отношений предприятия с банками, финансовый аналитик должен определить, как предприятие в процессе планирования и освоения кредитов обеспечивает взаимосвязь использования кредита и собственных финансовых ресурсов, повышения рентабельности использования всех ресурсов.
Использование банковских кредитов предприятием является показателем нормальной финансовой деятельности, так как вложение собственных финансовых ресурсов в активы (как основные, так и оборотные) должно происходить лишь в границах постоянной потребности, которая не знает колебаний в сторону уменьшения. Для покрытия временного увеличения потребности в финансовых ресурсах рационально использовать банковский кредит. Поэтому в рыночной экономике именно на него приходится значительная часть заемного капитала.
При организации кредитных отношений предприятия с банками, финансовый аналитик должен определить, как предприятие в процессе планирования и освоения кредитов обеспечивает взаимосвязь использования кредита и собственных финансовых ресурсов, повышения рентабельности использования всех ресурсов.
Первым шагом анализа эффективности краткосрочных банковских кредитов на увеличение фонда оборотных средств является определение оборотности этих кредитов и сравнение скорости их оборота со скоростью оборота собственных оборотных средств и других оборотных средств предприятия (таблица 9 на основании данных приложений А, Б, Г, В).
Таблица 9 – Анализ продолжительности оборота банковского кредита за 2011–2012 гг. в ОАО «Могилевхлебопродукт»
2011 год |
2012 год |
Изменение продолжительности оборота, дней | |||||
Наименование |
среднее сальдо задолженности, млн р. |
сумма погашенной задолженности, млн р. |
продолжительность оборота, дней |
среднее сальдо задолженности, млн р. |
сумма погашенной задолженности, млн р. |
продолжительность оборота, дней | |
Долгосрочные кредиты и займы |
59034,5 |
12 062 |
1 761,9 |
59 749,5 |
60 327 |
356,6 |
– 1 405,3 |
Краткосрочные кредиты и займы |
101983,5 |
66 422 |
552,7 |
147 872 |
91 061 |
584,6 |
31,9 |