Анализ показателей рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление направлений повышения рентабельности предприятия ОАО «Лепельский МКК». На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
определить содержание и значение рентабельности в рыночной экономике;
провести анализ рентабельности производства;
на основе анализа определить основные направления повышения рентабельности на предприятии.

Содержание

Реферат
Введение
1 Экономическое содержание рентабельности производства
1.1 Понятие рентабельности
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Виды рентабельности
2 Анализ показателей рентабельности производства ОАО «Лепельский МКК»
2.1 Анализ рентабельности основной деятельности
2.2 Анализ рентабельности капитала
3 Пути повышения эффективности работы предприятия путем влияния на элементы рентабельности производства
Заключение
Список литературных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ рентабельности БГЭУ.docx

— 140.79 Кб (Скачать файл)

П − прибыль предприятия;

Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Рентабельность акционерного, или собственного капитала

Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, − собственных средств [33, с.423]:

 

ROЕ = ЧП / СКсрх 100,                              (1.6)

 

гдеROЕ − рентабельность собственного (акционерного) капитала;

ЧП − чистая прибыль предприятия;

СКср − средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом [33, с.105]:

 

Рп.к. = ЧП / ПКсрх100,                               (1.7)

 

где Рп.к. − рентабельность перманентного капитала;

ЧП − чистая прибыль предприятия;

ПКср − средняя величина собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период.

Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.

 К прочим  показателям рентабельности прежде  всего относят показатели рентабельности  акций.

Одним из существенных показателей является показатель рентабельности инвестиций [21, с.184]:

 

Ринв= (Дф.в/ ФВ) х 100 ,                                             (1.8)

 

гдеРинв – рентабельность инвестиций;

Дф.в – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.

 

 

1.3 Виды рентабельности

 

 

Виды рентабельности предприятия и конечно их значение основывается в оценки эффективности деятельности самого предприятия. Это довольно относительные показатели, но с помощью их легко можно увидеть целую картину доходности и, конечно относительную картину затрат, которые обязательно нужны быть для получения этого же дохода. 

Основные виды рентабельности предприятия условно делятся на две группы: рентабельность активов и продаж.

Вид рентабельности предприятия продаж – это само отношение прибыли организации от продаж до получения выручки без учета НДС. Данный расчет отражает рентабельность по валовой прибыли. Показатель выражает прибыль, которая приходится от каждого заработанного рублика. По сути, данный показатель, это индикатор политики предприятия в ценообразовании, он также хорошо отражает все его способности контроля над издержками. Значения данного показателя колеблются и зависят от конкурентных стратегий, продуктовых линеек. Именно поэтому же показателю довольно часто оцениваются эффективность организаций.

Кроме вида рентабельности предприятия продаж по валовой прибыли, также выделяют вид рентабельности предприятия по ЕВIT, то есть определенная прибыль от осуществившихся продаж до выплаты процентов и налогов на руб. выручки, по чистой прибыли которые были вложены в само производство, а также реализацию товара. 

Вид рентабельности предприятия активов включает в себя очень много показателей. Абсолютно все они подчитываются как само отношение прибыли до полной усредненной стоимости установленных определенных активов организации. Простыми словами тогда, каждый показатель в отчете обязан быть разделен на среднее значение формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

Вид рентабельности предприятия по активам считаются относительными показателями, которые характеризуют эффективность всей деятельности. Рассчитываются простым делением чистой прибыли за определенный срок времени. Данный показатель показывает все способности активов организации порождать прибыль. 

Разделяют такие вот виды рентабельности предприятия активов как рентабельность производственных фондов, продукции, земного капитала, активов и прочего. Для того чтобы оценить доходность от продажи продукции, нужно рассчитать показатель балансовой прибыли на рубль продаж. Доходность продаж продукции равна балансовой прибыли к объемам продаж. Также доходность можно вычислить и при этом не брать во внимание налог. Тогда чистая прибыль будет равна прибыли баланса, конечно за вычетом налогов за прибыль. Долог равен чистой прибыли объема продаж. Виды рентабельности предприятия на продукцию зависит от цены и себестоимости. 

Рентабельность продукции равна отношению разницы стоимости и себестоимости товара к стоимости реализации. Данный показатель анализировать нужно только за пройденный определенный ряд лет, при этом полностью беря во внимания изменения цен и себестоимости. 

Рентабельность производственных фондов равна соотношению средней прибыли к балансовой за годовой период цены основных. Сущность и виды рентабельности предприятия оцениваются и анализируются по чистой и балансовой прибыли. На перемену данных показателей влияет только оборачиваемость оборотных материальных средств и объем реализации. 

Еще есть показатель рентабельности персонала – это так называемое отношение численности персонала к отношению чистой прибыли.

Как мы видим, прибыль и сущность, и виды рентабельности предприятия очень тесно переплетаются между собой, а также имеют большое значение для определения эффективности работы производства. 

Прибыль – это одна из немногочисленных форм чистого дохода, она выражает в основном стоимость прибавочного товара; также включает и частицу стоимости необходимого продукта. Вся сущность прибыли как экономического фактора является в ее функциях. 

Довольно относительной характеристикой эффективности работы организации является сущность, и виды рентабельности предприятия. Чтобы оценить, уровень эффективности работы организации мы получаем итог (прибыль и валовой доход) который сопоставляется с используемыми ресурсами или же необходимыми затратами. Сущность, и виды рентабельности предприятия позволяют внедрять в работу предприятия инновации и делать определенные инвестиционные вложения, контролировать рациональность производства какого-то вида продукции, вида услуг или же вида работы. 

В общем, сущность, и виды рентабельности предприятия направлены не только на то, что бы оценить общее финансовое состояния организации, а еще, чтобы регулярно проводить действия, которые направлены на его улучшение.

2 Анализ показателей рентабельности производства ОАО «Лепельский МКК»

 

2.1 Анализ рентабельности  основной деятельности

 

 

Молочный комбинат в г. Лепель  создан в апреле 1951 года с проектной мощностью 800 тонн сухого молока в год или 3,5 тонн сухого молока в смену. С 1962 года в состав комбината входили Докшицкий, Новолукомльский, Бешенковичский и Ушачский молочные заводы. Сырьевую зону составляли пять административных районов Витебской области. На момент ввода в эксплуатацию на комбинате было установлено оборудование для производства сухого молока, выпарные установки и маслообразователь.

В таблице 2.1 представлена динамика основных финансово-кономических показателей хозяйства.

 

Таблица 2.1– Финансово-экономические показатели ОАО «Лепельский МКК»  за 2011-2013г.

Наименование показателя

Год

Отклонение  (+/-),

млн руб.

Темп роста, %

2011

2012

 

 

2013

 

 

       
 

2012/

2011

2013/

2012

2012/

2011

2013/

2012

Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом налогов)

 

241062

416704

742047

+175642

+325343

172,9

178,1

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

 

232344

325834

685949

+93490

+360115

140,2

210,5

Валовая прибыль (убыток)

8718

90870

56098

+82152

-34772

1042,3

61,7

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг

4795

69431

21840

+64636

-47591

1448,0

31,5

Чистая прибыль

2009

29700

-14647

+27691

-44347

1478,3

-49,3


 

Примечание – Источник: Отчет о прибылях и убытках 2011-2013 гг.

 

Из представленных данных видно, что в  2012 году  по сравнению с 2011 годом  увеличилась  выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на  175642 млн рублей или на 72,9 %. В данном периоде произошло увеличение себестоимости  реализованной продукции, товаров, работ, услуг на 93490 млн руб. или на 40,2%.  В 2012 году   наблюдается увеличение валовой прибыли на 82152  млн рублей  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что  объясняется тем, что  в рассматриваемом периоде  темп роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг опережал темп роста себестоимости реализованных услуг. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2012 г. составила 69431млн рублей, что на 64636 млн руб. превышает показатель 2011г. Чистая прибыль предприятия в 2012 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27691 млн рублей и составила 29700 млн.рублей.

В  2013 году  по сравнению с 2012 годом  увеличилась  выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на  325343  млн рублей или на 78,1 %. В данном периоде произошло увеличение себестоимости  реализованной продукции, товаров, работ, услуг с 325834  млн рублей до 685949 млн рублей.  В 2013 году   наблюдается снижение валовой прибыли на 34772 млн рублей  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что  объясняется тем, что  в рассматриваемом периоде  темп роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг не опережал темп роста себестоимости реализованных услуг. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2013 г. составила 21840 млн.руб., что на 47591 млн.руб. ниже показателя 2012 г. Чистый убыток предприятия в 2013 г. составил 14647 млн.руб.

На изменение уровня рентабельности производственных фондов (Rпф) оказывают влияние следующие факторы:

  • изменение уровня фондоотдачи (Фо),
  • изменение уровня оборачиваемости (Ко),
  • изменение рентабельности (доходности) объема реализованной продукции.

 

Таблица 2.2–  Анализ рентабельности фондов

 

Показатель

2012 год

2013 год

Отклонения

 

Прибыль отчетного года, тыс. руб.

37652

-14647

-52299

 

Объем реализации продукции, работ, услуг,

416704

742047

325343

 

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

250029

404231

154202

 

Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств

186695

287582

100887

 

Рентабельность реализации (оборота), % (1/2x100%)

9,04

-1,97

-11,01

 

Коэффициент фондоотдачи, руб. (2/3)

1,7

1,9

0,2

 

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, раз (2/4)

2,2

2,6

0,4

 

Коэффициент общей рентабельности производственных фондов, % (1/(3+4)х100%)

8,67

-2,12

-10,79

 

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе отчета о прибылях и убытках 2012-2013 гг.

 

Для определения количественного влияния вышеуказанных факторов на изменение уровня рентабельности производственных фондов используется следующая формула:

Rпф = Пб% / ((1 / Фо) + (1 / Ко)),                          (2.1)

 

где Пб%– величина прибыли в процентах к выручке от реализации продукции.

Используя формулу для расчета по факторам и способ цепных подстановок, определяем количественное влияние факторов.

Общее изменение рентабельности основной деятельности составило:

Коэффициент общей рентабельности производственных фондов

2011г.:

Изменения рентабельности за счет фондоотдачи

Изменения коэффициента оборачиваемости оборотных средств:

Изменения рентабельности оборота:

Балансовая увязка: -10,79=0,46+0,80-12,05

Из произведенных расчетов видно, что увеличение фондоотдачи на 0,2 руб. привело к росту рентабельности производственных фондов на 0,46%. Увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных средств на 0,4руб. привело к росту уровня рентабельности на 0,80%.

Снижение доли прибыли на один рубль реализации на 11,01% привело к снижению уровня рентабельности на 12,03%.

Факторный анализ рентабельности продукции проводится на основе модели:

,                                                       (2.2) 
       

где Прп - прибыль от реализации продукции;

Срп - полная себестоимость реализованной продукции.

Используя формулу для расчета рентабельности реализованной продукции по факторам и способ цепных подстановок, определяем количественное влияние факторов.

Рентабельность реализации продукции:

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Общее изменение рентабельности реализованной продукции за 2011-2012 гг. составила +19,24% (21,03-2,06), за 2012-2013 гг. составила -18,12% (3,18-21,3)

Изменение рентабельности реализованной продукции за счет:

-прибыли от реализации  продукции:

2011 г.

2012 г.

- себестоимости реализованной  продукции

2011г.

2012г.

Балансовая увязка для 2012г.: 19,24%= 27,82%-8,58%

Балансовая увязка для 2013г.: -18,12%= -14,6%-(-3,52%)

Из произведенных расчетов видно, что увеличение прибыли от реализации продукции в 2012г. повлекло за собой рост рентабельности реализованной продукции на 27,82%, а ее снижение в 2013 г.  уменьшило рентабельность реализованной  продукции на 14,6%. Рост себестоимости реализованной продукции в 2012 и 2013 гг. повлек за собой снижение рентабельности реализованной продукции на 8,58% и 3,52% соответственно.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности