Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы заключается в анализе развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции. В качестве объектов исследования были выбраны шесть ведущих частных ВУЗов РБ. Предмет исследования – конкурентоспособность каждого из этих учебных заведений.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определение понятию «конкуренция», охарактеризовать ее виды и функции;
- раскрыть сущность закона конкуренции, рассказать о современных проявлениях данного закона;

Содержание

Введение 3
1. Сущность закона конкуренции 4
1.1. Конкуренция: понятие, виды, функции 4
1.2. Рынок несовершенной конкуренции 12
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции 16
1.3.1. Монополистические объединения 16
1.3.2 Способы ведения конкурентной борьбы 19
2. Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции 25
2.1. История частного образования в РБ 25
2.1.1. Белорусский институт правоведения 25
2.1.2. Минский институт управления 26
2.1.3. Институт современных знаний им. А.М. Широкова 28
2.1.4. Институт предпринимательской деятельности 30
2.1.5. Институт парламентаризма и предпринимательства 32
2.1.6. Институт управления и предпринимательства 34
2.2. Обзор конкурентных преимуществ ведущих частных ВУЗов РБ 36
Заключение 42
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_konkurencia.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

курсовая конкуренция

РЕФЕРАТ

курсовой работы Флейшера А.П.

«Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции  закона конкуренции».

 

Объем работы 42 с., в том числе 8 рис., 3 табл., 18 наим. лит.

Ключевые слова: конкуренция, закон конкуренции, конкурентная борьба, конкурентоспособность.

 

В курсовой работе анализируется  развитие частного сегмента образования  в РБ с позиции закона конкуренции. Работа состоит из двух этапов:

а) теоретическое описание закона конкуренции;

б) разработка и апробация методики, позволяющей компетентно оценить конкурентоспособность учебного заведения.

 

Раскрыта сущность понятия  «конкуренция», определены ее виды и  функции, сформулирован закон конкуренции, описаны современные проявления данного закона. Дана краткая характеристика ведущих частных ВУЗов РБ, посредством анализа выбран наиболее конкурентоспособный из шести предложенных.

 

В результате проведенного исследования сделаны следующие  выводы:

а) закон конкуренции  применим к сфере частного образования  РБ;

б) негосударственные белорусские ВУЗы в процессе конкурентной борьбы не выходят за рамки добросовестной конкуренции;

в) конкуренция – великолепный стимул для развития и совершенствования во всех отраслях человеческой деятельности.

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке [2, 105]. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Основная цель данной работы заключается в анализе  развития частного сегмента образования  в РБ с позиции закона конкуренции.

В качестве объектов исследования были выбраны шесть ведущих частных  ВУЗов РБ. Предмет исследования – конкурентоспособность каждого из этих учебных заведений.

В соответствии с целью, объектом и предметом  были поставлены следующие задачи исследования:

- дать определение  понятию «конкуренция», охарактеризовать  ее виды и функции;

- раскрыть сущность закона конкуренции, рассказать о современных проявлениях данного закона;

- разработать методику оценки конкурентоспособности частных учебных заведений и аналитическим путем доказать действие закона конкуренции на практике.

 

1. Сущность закона конкуренции

1.1. Конкуренция: понятие, виды, функции

 

Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров [7, 16].

В рыночной экономике  такое столкновение неизбежно, ибо  оно порождается следующими объективными условиями:

    • наличием множества равноправных рыночных субъектов;
    • полной экономической обособленностью каждого из них;
    • зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
    • противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется  тем, что рыночное соперничество  приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится  не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи [9, 54]. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В  результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

По Смиту, сущность конкурентного  поведения производителей составляло «честное» — без сговора —  соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции [2, 161]. Йозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Конкуренция как экономический  процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы [4, 62]:

  • формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
  • организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
  • создание конкурентоспособной продукции;
  • сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
  • создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Сущность конкуренции  проявляется в ее функциях [9, 187]:

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного  цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания  до снятия с производства. Он делится  на четыре фазы [6, 27]:

  1. внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
  2. роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  3. зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
  4. старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Конкуренция подразделяется на следующие виды [2, 191]:

  • функциональную (это конкуренция определенного товара);
  • видовую (по цене и качеству);
  • межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
  • внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура  связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар  у любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция  означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника  экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

 

Обозначения: P – цена, Q – количество товара, E – точка равновесия.

Рисунок 1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции.

 

Рис. 1 [8, 431] иллюстрирует, что при совершенной конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.

Однако совершенная конкуренция — это абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение [1, 146];

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель  приобретает весь объем предложения  товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса) [2, 211];

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

 

 

Таблица 1. Основные черты  сходства и отличия различных  рыночных конкурентных структур.

 

Основные характеристики рынка

Число фирм в  отрасли

Самостоятельность политики

Барьеры для  вступления в отрасль новых производителей

Эластичность  спроса на продукцию отрасли

Получение фирмой экономической прибыли

Соотношение цены и предельных издержек

Совершенная конкуренция

Очень велико (стремится  к бесконечности)

Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию конкурентов невозможно

Отсутствуют

Небольшая

 

В долгосрочном периоде  экономической прибыли нет 

Цена равна предельным издержкам

Монополистическая конкуренция

Велико

Слабые

Средняя

Чистая монополия

Одна

Фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться

Непреодолимые

Наименьшая

Фирма может постоянно  получать экономическую прибыль

Цена превышает предельные издержки

Информация о работе Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции