Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:47, курсовая работа
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Введение………………………………………………………………….…4
Глава 1: Теоретический аспект исследуемой проблемы……………...9
1.1 Значение финансового анализа в современных условиях…………..9
1.2 Виды финансового анализа……………………………………………….12
1.3 Классификация методов и приёмов анализа……………………….…14
1.4 Формирование финансовых результатов предприятия…………….16
1.5 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия………………………….…………………………………………….18
1.5.1 Показатели оценки имущественного положения……………….20
1.5.2 Оценка ликвидности и платёжеспособности………………...…20
1.5.3 Оценка финансовой устойчивости………………………………....21
1.6 Анализ баланса предприятия и его структуры……………………….22
Глава 2: Анализ финансового состояния ОАО «ОСПаЗ»…………...28
2.1 Общая характеристика ОАО «ОСПаЗ»……………… ………………...28
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности……………………….31
2.3 Анализ платежеспособности и ликвидности…………………………..33
2.4 Выводы…………………………………………………………………..……..34
Глава 3: Основные направления улучшения финансового состояния ОАО «ОСПаЗ»……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………....42
Приложения…………………………………………………………….…43
Наименование показателя | на 01.01.99г. | на 01.04.99г. | на 01.07.99г. | на 01.10.99г. |
Выручка от реализации | 135219 | 46031 | 86978 | 136771 |
Себес-ть реализ-ой продукции | 115129 | 40932 | 77687 | 121027 |
в % к выручке от реализации | 85,14 | 88,92 | 89,32 | 88,49 |
Коммерч-е и управленче-е расходы | 1660 | 587 | 1298 | 2027 |
в % к выручке от реализации | 1,23 | 1,28 | 1,49 | 1,48 |
Прибыль (убыток) от реализации | 18430 | 4512 | 7993 | 13717 |
в % к выручке от реализации | 13,63 | 9,80 | 9,19 | 10,03 |
Сальдо операционных доход. и расход. | -11575 | -2333 | -4661 | -7033 |
в % к выручке от реализации | -8,56 | -5,07 | -5,36 | -5,14 |
Прибыль (убыток) от фин-хоз. деятельн. | 6865 | 2179 | 3369 | 6722 |
в % к выручке от реализации | 5,08 | 4,73 | 3,87 | 4,91 |
Сальдо внереализац. доход. и расход. | -949 | -144 | -61 | 421 |
в % к выручке от реализации | -0,70 | -0,31 | -0,07 | 0,31 |
Прибыль (убыток) отчет-го периода | 5916 | 2035 | 3308 | 2809 |
в % к выручке от реализации | 4,38 | 4,42 | 3,80 | 2,05 |
Налог на прибыль | 1858 | 752 | 1213 | 935 |
в % к выручке от реализации | 1,37 | 1,63 | 1,39 | 0,68 |
Отвлеченные средства | 1094 | 155 | 336 | 716 |
в % к выручке от реализации | 0,81 | 0,34 | 0,39 | 0,52 |
Нераспред-ая прибыль отчет-го пер-да | 2964 | 1128 | 1759 | 1158 |
в % к выручке от реализации | 2,19 | 2,45 | 2,02 | 0,85 |
Другим показателем, влияющим на чистую прибыль предприятия, является сальдо внереализационных доходов и расходов. За анализируемый период внереализационные доходы превышали внереализационные расходы во во втором полугодии 1999 года. На 1 октября 1999 года сумма превышения внереализационных доходов над расходами составила 421 тыс. руб.
Доля прибыли отчетного периода к выручке от реализации составила 2,1% или 2809 тыс. руб. Для сравнения за весь 1998г. доля прибыли отчетного периода составляла 4,4% к выручке от реализации, что в сумме составляло 5916 тыс. руб.
Сумма налога на прибыль растет или снижается в зависимости от полученной прибыли. Сумма налога на прибыль за 9 месяцев 1999 год составила 935 тыс. руб. (0,7% к выручки от реализации).
Доходность производственной деятельности за анализируемый период изменялась с -0,03 на 1 января до 0,02 на 1 октября 1999 года, т.е., по состоянию на 1 октября 1999 года, на один рубль затрат на производство предприятие получало 2 копейки чистой прибыли.
Доходность продаж составляла –0,02 на начало анализируемого периода и 0,05 на конец периода, т.е. на один рубль выручки от реализации предприятие получало 5 копеек чистой прибыли.
2.3. Анализ платежеспособности и ликвидности ОАО «ОСПаЗ»
Финансовая устойчивость предприятия базируется на положительной динамике развития предприятия. Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платежеспособность и ликвидность.
Коэффициент абсолютной ликвидности за анализируемый период принимал значения от 0,01 на 1 января до 0,03 на 1 октября 1999 года, таким образом, по состоянию на 1 октября 1999 года предприятие немедленно может погасить 3% своей краткосрочной кредиторской задолженности.
Коэффициент быстрой ликвидности принимал значения от 0,94 на 1 января до 0,89 на 1 октября 1999 года. Отсюда следует, что в ближайшее время предприятие может погасить 89% своих краткосрочных обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности изменялся от 1,12 на 1 января до 1,18 на 1 октября. Можно сделать вывод, что текущие активы покрывают краткосрочные обязательства предприятия на 118%.
2.4. Выводы
В результате проведенного анализа можно отметить, что предприятие в анализируемом периоде работало с прибылью.
За анализируемый период стоимость имущества предприятия незначительно выросла, темп роста составил 100,2%. Увеличение произошло за счет роста оборотных активов предприятия.
Фондоотдача основных средств возросла, предприятие стало более эффективно использовать производственные фонды.
Собственный капитал предприятия составляет около 93,8% от суммы общего капитала. Акционерное общество «Орловский сталепрокатный завод» занимает достаточно устойчивое финансовое положение.
За анализируемый период предприятие в своей деятельности также использовало заемные средства, доля заемных средств, в общем капитале предприятия незначительна. В структуре заемных средств наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность (6% валюты баланса на 1 октября 1999 года).
Чистая прибыль предприятия на последнюю отчетную дату составила 3% к выручке от реализации, у ОАО «Орловский сталепрокатный завод» есть собственные источники развития производства, расширения материально-технической базы. На величину чистой прибыли положительное влияние оказывает умелое использование других активов предприятия.
Основные показатели платежеспособности и ликвидности ОАО «Орловский сталепрокатный завод» за анализируемый период увеличились.
Однако, несмотря на общеэкономический кризис в стране, предприятие за анализируемый период увеличило свои оборотные активы. ОАО «ОСПаЗ» реализует свою продукцию в кредит, тем самым кредитует другие предприятия, отвлекая средства из собственного оборота, что повлияло на рост дебиторской задолженности.
В целом, финансово-экономическое состояние ОАО «ОСПаЗ» следует оценивать как устойчивое. Основной показатель результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это прибыль, а за период с января по октябрь 1999 года ОАО «Орловский сталепрокатный завод» работало прибыльно.
Глава III
Основные направления улучшения финансового состояния ОАО «ОСПаЗ»
Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена.
Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Управляющий должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.
Руководителю ОАО «ОСПаЗ» необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый управляющий должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.
Определив потребности предприятия в кадрах, рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами, это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.
Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а, как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.
Становится очевидным, что в условиях рынка ОАО «ОСПаЗ» занимает достаточно устойчивое финансовое положение. Тем не менее, предприятие вполне способно работать с ещё большей эффективностью. Для этого руководству ОАО «Орловский сталепрокатный завод» необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:
- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;
- вести постоянный поиск российских и зарубежных заказчиков на услуги, которые могут быть оказаны предприятием;
- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;
- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;
- проводить более активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);
- уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.
Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.
Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.
На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг - двусторонний процесс: в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг, таким образом, основан на союзе потребителя и производителя. Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателю и сбытом.
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на материалах ОАО «ОСПаЗ»