Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является анализ полученных финансовых результатов деятельности ОАО ПКЗ «Новый путь» Благовещенского района и выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
Задачами данной курсовой работы являются анализ состава и динамики общей прибыли, проведение факторного анализа прибыли от реализации продукции, анализ рентабельности предприятия, выявление резервов увеличения прибыли на данном предприятии, а также разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Введение………………….....................…………………………………………….3
Теоретические основы анализа финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции..........................................................................5
Понятие финансовых результатов от реализации продукции........………5
Методика анализа финансовых результатов…………................................8
Анализ финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции на предприятии...................................................................................11
Организационно-экономическая характеристика предприятия……..….11
Анализ динамики и выполнения плана прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции……...............................……………………….27
Факторный анализ прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции……………………………………………..............................……..28
Анализ средних цен реализации продукции и факторов, влияющих на них……………………………………………..................................………34
Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции и факторов, влияющих на нее……………………………….............................………..37
Резервы роста прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции..............................................................................................................................40
Снижение себестоимости продукции…………………............................ 42
Повышение средних цен реализации продукции….........................……43
Выводы и предложения………………………………………………........…….46
Список литературы…………………………………………………............……49
Показатели | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2005г. в % к 2003г. | |||
тыс.
руб. |
% к итогу | тыс.
руб. |
% к итогу | тыс.
руб. |
% к итогу | ||
1.Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС | 36332 | - | 27874 | - | 30398 | - | 83,67 |
2.Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) | 29028 | - | 24485 | - | 28997 | - | 99,89 |
3.Валовая прибыль | +7304 | 126,43 | +3389 | 42,68 | +1401 | 91,33 | 19,18 |
4.Прибыль (убыток) от продаж | +7271 | 125,86 | +3389 | 42,68 | +1401 | 91,33 | 19,27 |
5.Операционные результаты | -153 | -2,6 | -173 | -2,18 | -130 | -8,47 | 84,97 |
6.Внереализационные доходы | 522 | 9,04 | 5920 | 74,55 | 2043 | 133,18 | 391,38 |
7.Внереализационные расходы | 1865 | - 32,28 | 1195 | -15,05 | 1780 | -116 | 135,9 |
8. Сальдо
доходов и расходов от |
-1343 | - | 4725 | - | 263 | - | - |
9.Общая прибыль(+) (убыток (-)) (до налогообложения) | +5777 | 100 | +7941 | 100 | +1534 | 100 | 26,55 |
10.Налог на прибыль и другие обязательные платежи | - | - | - | - | - | - | - |
11.Прибыль (убыток) от обычной деятельности | +5777 | 100 | +7941 | 100 | +1534 | 100 | 26,55 |
12.Сальдо чрезвычайных доходов и расходов | -400 | -6,92 | - 669 | - 8,76 | - | - | - |
13.Чистая прибыль | +5377 | 93,08 | +7272 | 91,58 | +1534 | 100 | 28,53 |
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Основную
часть прибыли предприятия
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):
П = ∑ [VРПобщ ∙ Удi ∙ (Цi - Сi)]
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных видов продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, и наоборот при увеличении объема реализации убыточных услуг происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.
Таблица 13 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО ПКЗ «Новый путь» за 2005г., тыс. руб.
Показатель | 2004г. | 2005г., пересчитанный на объем продаж 2006г. | 2005г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и др. отчислений из выручки (В) | 25728 |
27056 |
29073 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Полная
себестоимость реализованной |
22410 | 24230 | 27831 |
Прибыль от реализации продукции (П) | 3318 | 2826 | 1242 |
Произведем расчет влияния данных факторов, используя исходные данные в таблице 13.
Как видно из таблицы 13, себестоимость продукции в 2005г. по сравнению с 2004г. увеличилась на 24,2 % или в натуральном выражении – на 5421 тыс. руб. В связи с этим, хотя выручка в 2005 году и выше выручки 2004 года на 13 %, прибыль от реализации продукции уменьшилась на 62,6 %.
Можно рассчитать, насколько изменилась прибыль за счет объема и структуры реализованной продукции:
∆П(VРП,Уд) = План, пересчитанный на фактический объем продаж – План = 2826 – 3318 = - 492 тыс. руб., т.е. за счет объема и структуры реализованной продукции прибыль уменьшилась на 492 тыс. руб.
Найдем влияние только объема продаж:
∆ПVРП = (План ∙ % перевыполнения (недовыполнения) плана) / 100 =
=3318*8,12%/100=269,42 тыс.руб.
Теперь можем определить, что на увеличение прибыли повлияла только структура продукции, уменьшение же объема продаж не оказало практически никакого воздействия (из первого результата вычтем второй):
∆ПУд = ∆П(VРП,Уд) - ∆ПVРП = =-492- 269,42=- 761,42 тыс.руб.
Рассчитаем влияние полной себестоимости на сумму прибыли. Для этого нужно сравнить фактическую сумму затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
∆ПС =24230-27831= - 3601 тыс.руб. т.е. увеличение себестоимости по сравнению с планом снижает прибыль на 3601 тыс.руб.
Для расчета влияния отпускных цен на сумму прибыли необходимо сопоставить фактическую выручку с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
∆ПЦ = 29073-27056= +2017 тыс. руб., т.е. разница отпускных цен и фактических увеличивает прибыль на 2017 тыс.руб.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижение затрат на рубль продукции.
На предприятии ОАО ПКЗ «Новый путь» сумма прибыли возросла только за счет увеличения объема продаж и среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 3601 тыс. руб.
Также следует проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продаж (VРПi),ц, себестоимости (Сi),тыс.руб., среднереализационных цен (Цi),тыс.руб.
Факторная
модель прибыли от реализации отдельных
видов продукции имеет вид:
Проведем данный факторный анализ прибыли от реализации способом цепной подстановки (таблица 14). Произведем расчет только для одного вида продукции – молока, а по другим видам продукции он осуществляется аналогично:
Пбаз = VРПбаз * ( Цбаз – Сбаз ) = 14569*(0,56-0,51 ) = 728,45 тыс. руб.;
Пусл1 = VРПотч * ( Цбаз – Сбаз ) =15393 *(0,56-0,51) = 769,65 тыс. руб.;
Пусл2 = VРПотч * ( Цотч – Сбаз )= 15393*( 0,66 - 0,51) = 2308,95тыс. руб.;
Потч = VРПотч * ( Цотч – Сотч )= 15393*( 0,66 - 0,52) = 2155,02 тыс. руб.
∆Побщ = Потч – Пбаз=2155,02 - 728,45 = 1426,57 тыс. руб.;
∆Пvрп = Пусл1 – Пбаз = 769,65 -728,45 = 41,20тыс. руб.;
∆Пц = Пусл2 – Пусл1 =2308,95 - 769,65 = 1539,30 тыс. руб.;
∆Пс
= Потч – Пусл2 = 2155,02 - 2308,95 =
- 153,93 тыс. руб..
Таблица 14 - Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.
Вид продукции | Количество реализованной продукции, т | Средняя цена реализации, тыс. руб. | Себестоимость 1 т продукции, тыс. руб. | Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб. | Отклонение от прибыли 2005г. | |||||||
2004 | 2005 | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 | общее | в том числе за счет | |||
объема реализации | цены | себестоимости | ||||||||||
Зерно | 1 628 | 2 526 | 4,76 | 2,32 | 2,26 | 2,40 | 4 061 | -191 | -4 252 | 2 240,04 | -6 150,77 | -341,26 |
Молоко | 1 457 | 1 539 | 5,65 | 6,62 | 5,11 | 5,17 | 792 | 2 229 | 1 437 | 44,28 | 1 492,83 | -92,34 |
КРС | 99 | 163 | 24,77 | 34,13 | 28,79 | 36,45 | -398 | -378 | 20 | -257,28 | 1 525,68 | -1 248,58 |
Прочие | Х | Х | Х | Х | Х | Х | -1 137 | -418 | 719 | 231,24 | 532,00 | 265,01 |
ИТОГО | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 3 318 | 1 242 | -2 076 | 2258,28 | -2600,26 | -1417,17 |
По результатам таблицы 14 можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на снижение прибыли от реализации молока оказал рост себестоимости 1 т на 0,06 тыс. руб. Но нельзя ни отметить, что прибыль была бы еще меньше, если бы предприятие продало продукцию по более низким ценам. Также можно сказать, что предприятию невыгодно заниматься продажей мяса КРС и зерна.
В целом наблюдается тенденция недовыполнения плана по прибыли на 62,6 %, что указывает на недостатки в работе предприятия.
Рассмотренная методика факторного анализа прибыли от реализации продукции, применяется в России. Она не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости, так как обычно при увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается за счет роста переменных расходов при неизменной величине постоянных затрат.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода применяется маржинальный анализ, методика которого базируется на делении затрат на переменные и постоянные и на категории маржинального дохода.
При маржинальном анализе прибыли от реализации отдельных видов продукции используется следующая модель, которая позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат:
П = VРП*(Ц - b) – А,
где b – переменные затраты на единицу продукции, А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
Методику
маржинального анализа
Общее изменение прибыли составляет:
∆Побщ = Пф – Ппл = 2229 – 792 = 1437 тыс. руб.;
В том числе за счет изменения: