Анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
изучить теоретические основы механизма образования прибыли;
рассмотреть особенности формирования прибыли в ООО «Меркурий»;
провести факторный анализ прибыли от прдаж.

Содержание

Введение ......................................................................................................................3
Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия ......................................................................................................5
Задачи анализа финансовых результатов .......................................5
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия .....8
Методика факторного анализа прибыли от продаж продукции в целом и отдельных ее видов ..........................................................12
Организационно – экономическая характеристика ООО «Меркурий» ....16
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ....................17
Факторный анализ прибыли от продаж продукции в целом ......19
Факторный анализ прибыли от продаж продукции отдельных ее видов .................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................24
Список литературы....................................................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач мой.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

Убытки по результатам  деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротства.

Система показателей  финансовых результатов включает в  себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности хозяйствования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:

оценка динамики абсолютных и относительных показателей  финансовых результатов;

факторный анализ прибыли  от реализации продукции (работ, услуг);

анализ финансовых результатов  от прочей реализации, внереализационной  деятельности;

анализ и оценка использования  чистой прибыли;

выявление и оценка возможных  резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.

Основными источниками  информации для анализа финансовых результатов являются данные формы  № 2 "Отчет о прибылях и убытках", формы № 1 "Бухгалтерский баланс". Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета.

Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности.

Конечный финансовый результат деятельности - это балансовая прибыль (или убыток), балансовая прибыль  представлена на рисунке 1. Общий финансовый результат отчетного года равен  сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

 

Рисунок 1 - Формирование балансовой прибыли

 

Результат от прочей реализации включает реализацию основных средств, нематериальных активов, иного имущества.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого участия в  совместных предприятиях,

от сдачи (получения) имущества  в аренду,

доходы (расходы) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам,

суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций  и в возмещение убытков,

другие доходы и расходы  от операций, непосредственно не связанных  с производством и реализацией  продукции.

При этом платежи, внесенные  в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций. Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа:

оценки имущества;

порядка его списания;

установления сроков использования.

Все это должно быть отражено в учетной политике. Таким образом, бухгалтер должен уметь выбрать  и предложить руководителю тот вариант  учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.

Основными задачами анализа  являются:

оценка динамики показателей  балансовой прибыли;

выявление и измерение  действия различных видов доходов  на величину прибыли;

оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.

Анализ балансовой прибыли  начинается с общей оценки за анализируемый  период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет).

После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период. В заключение необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода. Определить изменения. Информация, содержащаяся в финансовом плане и данных формы № 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.

1.3 МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛОМ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ВИДОВ

 

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления  которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно - коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница  между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

изменение объема продажи  продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового  состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции  влияет на уменьшение суммы прибыли;

изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

изменение себестоимости  продукции. Снижение себестоимости  приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая  зависимость существует в отношении  коммерческих и управленческих расходов;

изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа  прибыли от продажи позволяют  оценить резервы повышения эффективности  производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность "Отчет о прибылях и убытках" (форма № 2).

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1) Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего  периода умножить на изменение  объема продаж. Основная методическая  сложность определения данного  фактора связана с трудностями  определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем  продаж отчетного периода к сопоставимому  виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2) Влияние структуры  ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

3) Влияние изменения  себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

4) Влияние изменения  коммерческих и управленческих  расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах.

5) Для определения  влияния цен реализации продукции,  работ, услуг на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем  продаж отчетного периода, выраженного  в ценах отчетного и базисного периода

Факторный анализ прибыли  от реализации продукции (работ, услуг). Прибыль от реализации товарной продукции  в общем случае изменяется под  воздействием таких факторов, как  изменение: объема реализации; структуры  продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения (рисунке 2).

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

Рисунок 2 - Экономические  факторы, влияющие на величину прибыли

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования  по времени (изменение продолжительности  рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

2.  Организационно – экономическая характеристика ООО «МеркуРИЙ»

Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий» расположен в г. Луза Кировской области. На протяжении практически 15 лет действовало 1 предприятие  – Лузский ОРС, но в 2000 году в данной организации произошли крупные изменения, в результате чего стали самостоятельно существовать 3 предприятия – Лузский ОРС, ОАО  «Лузский ССБ», ООО «Меркурий».

Рассматриваемое предприятие  зарегистрировано 12 июля 2000 г., создано  в соответствии с ГК РФ и ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество является юридическим лицом с момента государственной регистрации осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. Это коммерческая организация.

Целью деятельности общества является расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли, а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих законодательству РФ. Основная деятельность – торговая деятельность.

ООО «Меркурий» расположено по адресу: 613980, Кировская область город Луза, ул. Ленина, д. 41.

Основой экономической  деятельности Общества является имущество, которое принадлежит ему на праве  собственности как юридического лица. Источниками образования его  могут быть:

- уставный капитал  Общества;

- доходы, получаемые от  оказываемых Обществом услуг;

- кредиты банков и  других кредиторов;

- вклады участников;

- безвозмездные или  благотворительные взносы и пожертвования  организаций, предприятий, граждан;

- иные источники, не запрещенные законодательством.

ООО «Меркурий» - общество с частной формой собственности. Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий  интересы его кредиторов и составляет 100 000 рублей, которые распределяются между 3 участниками.

Высшим органом управления является Общее собрание участников. Единоличным исполнительным органом  является Генеральный директор.

ООО «Меркурий» принадлежит  сеть продовольственных и промтоварных магазинов, столовая, буфеты, склад, закусочная.

Основными поставщиками товаров являются Лузский  Хлебозавод, Лузский ССБ, Лальское потребительское  общество, предприятия г. Великого Устюга, г. Кирова, г. Слободского, г. Уржума.

3.  АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта