Анализ хода реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:23, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования заключается в объективной необходимости изменения жилищной политики в регионе, так как современное ее состояние, характеризующееся дотационностью и недостатком ресурсного обеспечения и функционирования, продолжает сохранять пассивность и, соответственно, недостаточно качественный уровень удовлетворения потребностей. Существует проблема низкой эффективности взаимодействия жилищно-коммунального хозяйства: непосредственной эксплуатации жилья, водопроводно-канализационного хозяйства, сбора и утилизации отходов, обеспечения санитарно-гигиенического благополучия по месту жительства, энергоснабжения, теплоснабжения, оперативного обслуживания.
Содержание
Введение 1. Характеристика объектов жилищной политики 1.1 Политика в области жилищно-коммунального обслуживания 1.2 Комплекс мер по реализации жилищного кодекса РФ и повышению качества жилищно-коммунальных услуг 1.3 Товарищество собственников жилья 2. Исследование жилищной политики в Российской Федерации на примере Администрации Промышленного района г. Оренбурга 2.1 Характеристика товариществ собственников жилья на примере ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Урал», ТСЖ «Малая земля», ТСЖ «Счастье», ТСЖ «Сырейка» 2.2 Жилищная политика и её реализация в г. Оренбурге 2.3 Тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных служб в г. Оренбурге 3. Анализ хода реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. 3.1 Анализ реализации жилищной политики 3.2 Перспективы жилищной политики Заключение Список использованных источников
Важнейшими мерами повышения
ресурсообеспеченности муниципальной
жилищной политики служат: эффективное
использование бюджетных средств, выделяемых
на конкурсной основе; привлечение средств
населения путем создания специальных
целевых фондов, распространение муниципальных
жилищных займов, обеспечение надлежащих
гарантий; использование дохода от аукционной
продажи объектов муниципальной собственности
(арендная плата, страхование и пр.); выдача
долгосрочных кредитов и субсидий через
систему муниципальных банков, в том числе
ипотечного кредитования под залог недвижимости;
привлечение частных инвестиций путем
создания благоприятных условий для инвесторов;
привлечение государственных субсидий
и дотаций [30, c. 210].
Объектом муниципальной политики
в области жилищно-коммунального обслуживания
является обеспечение потребностей населения
в услугах по содержанию жилищного фонда
и придомовой территории, потребностей
в воде, газе, электроэнергии и других
услугах, предоставляемых жилищно-коммунальным
хозяйством [30, c. 14].
Как показывает анализ положения
дел в данной области, достигнутый уровень
развития жилищно-коммунального хозяйства
не обеспечивает в должной мере потребности
населения в большинстве городов страны.
Так, уровень содержания жилищного фонда
не соответствует правилам и нормам технической
эксплуатации жилых зданий. Действующая
система водоснабжения не справляется
с удовлетворением потребности населения
в воде в соответствии с имеющимися нормативами
и стандартами. Чрезмерно велики потери
и неучтенный расход воды.
Действующая система теплоснабжения
в городах технологически устарела и не
соответствует требованиям экологической
политики государства. В крупных городах
функционирует централизованная система
теплоснабжения, основанная на использовании
топливно-энергетических станций и мощных
котельных, а локальных источников тепла
практически нет.
Такая система требует огромного
сетевого хозяйства и в полной мере отражает
интересы производителей тепла в ущерб
их потребителям, у которых отсутствует
выбор в источниках и режимах теплоснабжения.
Кроме того, недостатками этой системы
являются большие потери тепла, ненадежность
сетевого хозяйства.
Причины перечисленных проблем
аналогичны другим сферам муниципального
хозяйства: дефицит бюджетных средств
и административно-ведомственный механизм
управления и хозяйствования. Особенно
следует отметить такие черты административной
экономики, как смещение функций заказчика
и подрядчика, отсутствие взаимосвязей
между затратами труда и достигнутыми
результатами и как следствие – отсутствие
стимулов к повышению качества и результатов
своей деятельности.
Целью муниципальной политики
в сфере жилищного коммунального обслуживания
является обеспечение потребностей населения
в жилищно-коммунальных услугах согласно
действующим нормативам и стандартам
[16, c. 11].
В соответствии с поставленной
целью основными задачами в данной области
являются: повышение уровня содержания
жилищного фонда и объектов коммунального
хозяйства; привидение систем водо-, тепло-,
газо-, электроснабжения города в соответствие
с современными требованиями к технологии
к качеству предоставляемых услуг; совершенствование
системы водопроводно-канализационного
хозяйства и обеспечение полной очистки
бытовых сточных вод.
Для количественной оценки целевых
установок и задач проведения муниципальной
политики в сфере жилищно-коммунального
обслуживания имеется ряд нормативов,
которые могут быть использованы в качестве
минимально необходимых и перспективных
стандартов, определяемых с учетом особенностей
данной территории.
Важнейшими направлениями по
повышению уровня жилищно-коммунального
обслуживания являются: ограничение монополизма
в системе жилищно-коммунального хозяйства
города; разделение функций заказчика
и подрядчика во всех отраслях жилищно-коммунального
хозяйства; обеспечение права выбора потребителями
объема и качества жилищно-коммунальных
услуг; привлечение населения к активному
участию в сфере жилищно-коммунального
обслуживания [14, c. 13].
Важным направлением развития
жилищно-коммунального обслуживания является
привлечение населения к активному участию
в хозяйственной деятельности в различных
формах. Это могут быть выполнение функций
контроля за работой жилищно-коммунальных
служб, участие в финансировании тех или
иных мероприятий, личный труд (уборка
лестниц, замена лампочек в местах общего
пользования, уборка придомовой территории
и пр.).
Важное значение имеет активная
позиция жителей на выборах местных руководителей.
Одним из перспективных направлений привлечения
населения является формирование коллективных
форм владения жилищным фондом на базе
создания кондоминиумов (товариществ).
Но для претворения этого начинания в
жизнь в широком масштабе необходимо решить
многие вопросы: уточнение правовой основы
функционирования товариществ; организация
передачи жилых зданий в оперативное управление
или в хозяйственное ведение с соответствующей
передачей на баланс коллективу собственников
со всеми подсобными помещениями и правом
их свободного использования; создание
фирм по управлению жилым фондом, которые
могли бы взять на себя функции заказчика,
заключение договоров на эксплуатацию
и др.
Важнейшим элементом механизма
реализации является устойчивое финансовое
обеспечение. Активная социальная политика
в данной сфере опирается на следующие
основные источники финансирования: эффективное
использование бюджетных средств через
систему заказчик – подрядчик; повышение
в перспективе уровня и доли квартплаты
за содержание жилищного фонда и коммунальных
услуг по мере повышения качества жизни
населения; привлечение дополнительных
средств населения, товариществ, муниципальных
образований; рациональное использование
жилищных субсидий, выделяемых для малообеспеченных
слоев населения; привлечение доходов
от использования муниципальной собственности
(средства от продажи объектов, арендная
плата и др.) [9, c. 11].
1.2 Комплекс мер
по реализации жилищного кодекса
РФ и повышению качества жилищно-коммунальных
услуг
Новый Жилищный кодекс Российской
Федерации продолжил процесс реформирования
российского законодательства, связанный
с переходом государства к рыночным отношениям.
Он во многом изменил ранее существовавшие
жилищные правоотношения, упорядочил
в соответствии с нынешними условиями
вопросы предоставления жилья, права и
обязанности собственников помещений
в многоквартирных жилых домах на общее
имущество в таких домах, в том числе на
их земельные участки, определил объекты,
порядок и формы управления многоквартирных
домов, разграничил полномочия уровней
власти в жилищных правоотношениях [50,
c. 9].
Для разработки механизмов реализации
положений Жилищного кодекса, Департаментом
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Министерства регионального
развития Российской Федерации совместно
со специалистами отрасли, учеными разработаны
и утверждены постановления с дополнительными
разъяснениями по заключению договоров
социального найма жилого помещения, о
формах документов о переводе жилого помещения
в нежилое, о переустройстве и перепланировке
жилого помещении и др., введены правила
предоставления субсидий гражданам на
оплату жилья и коммунальных услуг; правила
пользования жилыми помещениями; правила
содержания и ремонта общего имущества
многоквартирного дома; правила предоставления
коммунальных услуг; положение о проведении
конкурсного отбора управляющих организаций
и ряд других документов [50, c. 11].
Министерством регионального
развития проводится соответствующая
работа с субъектами Российской Федерации
по сбору информации, предложение по самым
острым важным вопросам жилищных отношений.
Благодаря рекомендациям из регионов,
была сформулирована концепция правил
предоставления субсидий гражданам при
оплате жилищно-коммунальных услуг. С
территорий поступает множество обращений
и предложений по внесению изменений и
дополнений в Жилищный кодекс. Аналогичные
предложения поступают в Государственную
Думу, Правительство Российской Федерации
от депутатов, законодательных собраний
субъектов Российской Федерации, общественных
организаций, граждан, что говорит о том,
что требуется совершенствование существующего
законодательства, обобщение, анализ поступающих
в различные органы власти поправок, изменений,
дополнений, консолидации усилий заинтересованных
лиц. Работу в этом направлении проводит
и Общественный Совет при Министерстве
регионального развития Российской Федерации.
Перед Департаментом строительства и
жилищно-коммунального хозяйства стоит
задача стать той консолидирующей силой,
тем фундаментом, где должны формироваться
предложения для рассмотрения их в Правительстве
Российской Федерации, Государственной
Думе [50, c. 14].
Реализация положений Жилищного
кодекса – это не только разработка нормативно-правовых
документов, четко прописанных в той или
иной статье Жилищного кодекса Российской
Федерации. Ряд разделов, статей ЖК РФ
определяют процедуру, порядок тех или
иных отношений в жилищной сфере. Это вопросы
проведения общего собрания собственников
в многоквартирном доме, управление многоквартирными
домами, создание и деятельность товариществ
собственников жилья и другие. И именно
от успешного применения этих норм на
практике, умения увидеть, убрать административные
барьеры, создать благоприятные условия
для эффективной работы организаций жилищно-коммунального
комплекса зависит во многом комфортность
проживания граждан, снижение издержек
при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных
услуг и повышению их качества.
Департамент видит свою роль
в работе по созданию условий для эффективного
внедрения на местах положений, норм, правил,
прописанных Жилищным кодексом. С этой
целью Департамент строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Министерства регионального
развития Российской Федерации подготовил
комплекс мер по совершенствованию работ
жилищно-коммунального хозяйства и повышению
качества жилищно-коммунальных услуг.
Среди основных направлений
в этой работе можно выделить: демонополизация
и создание эффективной системы управления
в жилом фонде; создание конкурентного
рынка жилищно-коммунальных услуг; социальная
защита граждан при оплате жилищно-коммунальных
услуг; финансовое оздоровление отрасли;
тарифное регулирование; модернизация
жилищно-коммунального хозяйства; энергоресурсосбережение;
государственный контроль [50, c. 11].
Принятие жилищного кодекса
законодательно закрепило процессы, начавшиеся
в ходе реформирования жилищно-коммунального
хозяйства и дало толчок для развития
демонополизации, конкуренции в жилищно-коммунальной
сфере, привлечения частного капитала
в эту сферу, развития инициативы, гражданской
ответственности и сознательности населения
за сохранность не только своего помещения,
но и мест общего пользования, общего имущества
в многоквартирном доме, придомовой территории.
Среди множества мер можно выделить
три главных направления: развитие и поддержка
товариществ собственников жилья; вопросы
капитального ремонта многоквартирных
домов; реорганизация муниципальных управлений
и городских управлений, работающих в
сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В первую очередь, хотелось бы
отметить, что Жилищный кодекс значительно
изменил положения, регулирующие отношения
по созданию и деятельности товариществ
собственников жилья [50, c. 12]. Упростился
порядок регистрации, членства в товариществе
собственников жилья, исключено ограничение
по расположению имущества, то есть товарищество
собственников жилья может приобретать
в собственность любое имущество, предоставление
посреднической функции товариществ собственников
жилья при заключении договоров с третьими
лицами, где товарищество собственников
жилья выступает только как представитель
собственников помещений или членов товарищества
собственников жилья, позволит упорядочить
договорные отношения и исключить возложение
финансовых рисков по таким договорам
на товарищества собственников жилья,
и исключить банкротство, что в свою очередь
позволяет товариществам собственников
жилья капитализировать средства собственников
и членов товариществ собственников жилья
на капитальный ремонт жилищного фонда.
Эти и другие преимущества «нового» товарищества
собственников жилья позволяют сделать
вывод, что товарищество собственников
жилья – это одна из наиболее эффективных
форм объединения собственников в целях
управления имуществом.
Согласно Жилищному кодексу
вопрос о проведении капитального ремонта
решает общее собрание собственников
в многоквартирном доме. Если собственники
дома создали товарищество, то частично
решена проблема, где и как аккумулировать
средства на капитальный ремонт. В то же
время в случае непосредственного управления
и в случае управления управляющей организацией
вопрос открыт. Кодекс дал возможность
аккумулировать средства на каждый конкретный
дом, а как – не прописал. Необходима разработка
данного механизма, подготовка рекомендаций
по возможным путям реализации этого положения
Жилищного кодекса.
Есть еще одна проблема, о которой
нельзя умалчивать. Состояние жилищного
фонда: высокая степень износа, 3,6 % ветхого
жилья, 93 млн. м2 недоремонты
[53, c. 4].
В течение нескольких десятков
лет гражданами-нанимателями, а теперь
собственниками, производилась уплата
денежных средств, государство в силу
своих возможностей проводило капитальный
ремонт, объем недоремонтов рос из года
в год. В настоящее время все расходы по
проведению ремонтов возложены на собственников
помещений в полном объеме, в связи с чем
они справедливо высказывают свое нежелание
создавать товарищества собственников
жилья в домах с высокой степенью износа.
При таких обстоятельствах нельзя ожидать
активности со стороны собственников
в решении вопросов, связанных с управлением
многоквартирными домами.
Необходимо создать систему
государственной и муниципальной поддержки
вопросов проведения капитального ремонта
и реконструкции жилых домов. Это должно
стать государственной задачей, решение
которой позволит резко повысить активность
населения в управлении имуществом, темпы
и количество создания товариществ собственников
жилья, повысить конкуренцию.
В настоящее время в отрасли
происходят некоторые структурные преобразования,
но эти процессы идут пока вяло и неэффективно.
Задача демонополизации и построения
рыночного механизма в сфере жилищно-коммунального
хозяйства не выполнена. В жилищной сфере
лишь наметился постепенный переход на
конкурсное обслуживание жилищного фонда,
но все-таки большая часть организаций
– муниципальных управлений и городских
управлений – сохранили свои позиции
на рынке жилищных и коммунальных услуг.
Социальная защита граждан при
оплате жилищно-коммунальных услуг - обязанность
государства, но ответственность за ней
несут предприятия жилищно-коммунального
хозяйства, так как меры государственной
помощи при оплате предоставляются в виде
скидки платежа. Ежегодные затраты предприятий
жилищно-коммунального хозяйства представляют
порядка 100-110 млрд. рублей [69, c. 7]. Однако
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов
Российской федерации не выполняю в полной
мере своих обязательств в части покрытия
расходов предприятий за предоставленные
льготы и субсидии.