Анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшая задача аграрного сектора экономики – обеспечение продовольственной безопасности страны, основы ее суверенитета, экономической и социальной устойчивости. Успешное выполнение этой задачи требует экономически грамотного управления деятельностью агропредприятий, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Содержание

Введение
1. Расчетная часть
1.1 Анализ использования основных средств
1.2 Анализ трудовых ресурсов
1.3 Анализ затрат на производство
1.4 Оценка общей эффективности предприятия
1.5 Анализ выпуска продукции, работ, услуг
2. Аналитическая часть
3. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач отредактировать.docx

— 272.42 Кб (Скачать файл)

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг может быть рассчитана следующим образом:

PQ =QR – S –  K – У,

где PQ – прибыль  от реализации продукции, работ, услуг;

QR – выручка  от реализации продукции, работ,  услуг (за минусом НДС, акцизов);

S – себестоимость  продукции, работ, услуг;

K – коммерческие  расходы;

У – управленческие расходы.

Важнейшими  условиями роста прибыли от реализации продукции является увеличение объемов  деятельности, обеспечение ритмичности  работ, снижения себестоимости продукции, повышения качества и конкурентно  способности.

При анализе  прибыли необходимо всесторонне  изучить факторы, влияющие на нее, определить степень влияния каждого из них.

Анализ прибыли  начинается с расчета изменения  суммы прибыли в абсолютном и  относительном измерении.

Абсолютное  изменение рассчитывается как разница  между суммами прибыли в отчетном и базисном периодах.

ΔП = Пф – Пб,

где ΔП – изменения суммы прибыли;

Пф – сумма прибыли в отчетном периоде;

Пб – сумма  прибыли в базисном периоде;

Относительное изменение рассчитывается как процентное отношение абсолютного изменения  прибыли к сумме прибыли в  базисном периоде.

ΔП * 100%.

Пб

Согласно отчету о прибылях и убытках (ф. № 2) прибыль  от продаж рассчитывается как разница  между выручкой и расходами по основной деятельности, которые включают себестоимость продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Следовательно, сумма прибыли от продаж зависит от выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Значит, абсолютное изменение прибыли  от продаж (ДП) является следствием изменения  названных факторов. Для того чтобы  объективно оценить изменение суммы  прибыли, выявить внутренние резервы, определить возможности и разработать  конкретные меры роста прибыли, необходимо просчитать влияние всех факторов на сумму прибыли от продаж.

Влияние изменения  выручки на сумму прибыли определяется умножением выручки на уровень прибыли (рентабельность продаж) в базисном периоде:

~ΔВ = (Вф-Вб) • Рб

100%

где ~ΔВ – влияние изменения выручки;

ΔВ = (Вф-Вб) – изменение выручки;

Вф – выручка в отчетном периоде;

Вб – выручка в базисном периоде;

Рб – уровень прибыли (рентабельность продаж) в базисном периоде.

Рентабельность  продаж показывает величину прибыли  организации на каждый рубль выручки. Следовательно, предложенный расчет позволяет  определить, какую прибыль предприятие  должно дополнительно получать в  результате роста выручки.

Для определения  влияния изменения себестоимости  проданных товаров, продукции, работ, услуг на сумму прибыли от продаж необходимо рассчитать уровень себестоимости (или уровень затрат) в процентах  к выручке. Уровень себестоимости  показывает размер расходов на производство продукции (приобретение товаров) на 1 руб. выручки. Изменение уровня себестоимости  позволяет определить, на сколько возросли или снизились расходы на производство продукции на каждый рубль выручки.

Для того чтобы  рассчитать влияние изменения себестоимости  на прибыль, следует изменение уровня себестоимости умножить на выручку  отчетного периода.

где ~Δ УС –  влияние изменения уровня себестоимости;

Сф, Сб – себестоимость в отчетном и базисном периодах;

Вф, Вб – уровень себестоимости в отчетном и базисном периодах.

Для определения  влияния коммерческих и управленческих расходов на прибыль от продаж также  просчитываются уровни этих расходов в базисном и отчетном периодах. Эти уровни показывают размеры соответствующих  расходов на каждый рубль выручки  в конкретные периоды. Для расчета влияния уровней коммерческих (или управленческих) расходов изменение этих уровней умножается на выручку отчетного периода.

где ~ΔУК –  влияние изменения коммерческих расходов;

Кф, Кб – коммерческие расходы в отчетном и базисном периодах;

УКф, УКб- уровень коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

где – ~ΔУУ  – влияния изменения управленческих расходов;

Уф, Уб – суммы управленческих расходов в отчетном и базисных периодах;

УУф, УУб – уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Совокупное  влияние факторов должно дать общее  изменение суммы прибыли от продаж – абсолютное изменение прибыли

~ΔП = ~ ΔВ+ ~ ΔУС+ – ΔУК+ – ΔУУ.

Факторный анализ прибыли от продаж рассмотрим на примере  данных ф. №2.

Влияние на прибыль  изменение выручки от продаж:

Пв = 427820-336422-9596-19367 =-62435т. р.

Влияние на прибыль  изменение себестоимости:

Пв = 427820-326805-9596-19367 =72052 т. р.

Влияние на прибыль  изменение управленческих расходов от продаж:

Пв = 427820-326805-23338-19367 =58310 т.р.

Влияние на прибыль  изменение коммерческих расходов от продаж:

Пв = 427820-326805-23338-15077 =62600т.р.

Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась в 8 раз.

Анализ рентабельности продаж

Одним из основных показателей эффективности работы организации является рентабельность (уровень прибыли), которая показывает размер прибыли на единицу потребляемых ресурсов и рассчитывается как отношение  прибыли к конкретным видам средств  или результатам деятельности, обеспечивающим ее получение.

Рентабельность, продаж характеризует размер прибыли  в расчете на 1 руб. выручки. Этот показатель рентабельности может быть рассчитан по разным видам прибыли: прибыли от продаж; прибыли до налогообложения; прибыли от обычной деятельности; чистой прибыли. Однако наиболее объективным  показателем рентабельности продаж, на наш взгляд, является рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к выручке.

Прибыль от продаж может быть представлена как разность между выручкой (В), себестоимостью (С), коммерческими расходами (КР) и управленческими (УР) расходами. Тогда рентабельность продаж будет иметь следующий вид:

Рп =П/В = (В-С-КР-УР)/В;

На предприятии  рентабельность составила:

В прошлом  году 22206/387591*100% = 5,7%

В отчетном году 62600/427820*100% = 14,6%

Увеличение  рентабельности составил: 14,6% – 5,7% = 8,9%

На изменение  рентабельности продаж согласно отчету о прибылях и убытках влияют выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы. Влияние этих факторов можно  просчитать методом цепной подстановки, используя следующие факторные  модели:

Влияние факторов рассчитывается следующим образом:

~ Р =~ΔВ + ~ΔС+ ~ ΔКР+ ~ΔУР.

Для расчета  влияния факторов базисное значение каждого фактора "по цепочке" заменяется на его фактическое значение в  отчетном периоде, просчитываются промежуточные  результативные показатели. Разница  между каждым последующим и предыдущим результативным показателем характеризует  влияние конкретных факторов на изменение  рентабельности продаж. Совокупное влияние  факторов дает общее изменение рентабельности продаж.

Такие расчеты  позволяют установить, как отражается на рентабельности продаж изменение  выручки, себестоимости, коммерческих, управленческих расходов.

Проанализируем  рентабельность продаж по данным рассматриваемой  организации.

Рентабельность  прошлого года составила 22206/387591*100% = 5,7%

В отчетном году 62600/427820*100% = 14,6%

Увеличение  рентабельности составил: 14,6% – 5,7% = 8,9%

Влияние факторов рассчитывается следующим образом:

изменение выручки:

изменение себестоимости:

изменение управленческих расходов:

изменение коммерческих расходов:

совокупное  влияние факторов:

14,6+0,01-0,9-8,2 = 8,9

Анализ финансового  состояния

Понятие устойчивости является многофакторным и многоплановым. Так, в зависимости от влияющих на нее факторов, устойчивость предприятия  подразделяют на внутреннюю и внешнюю, общую, финансовую.

Внутренняя  устойчивость – это такое общее  финансовое состояние предприятия, при которой обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. Для ее достижения необходимо активное реагирование на изменение внутренних и внешних факторов.

Внешняя устойчивость предприятия при наличии внутренней устойчивости обусловлена стабильностью  внешней экономической среды, в  рамках которой осуществляется его  деятельность. Она достигается соответствующей  системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны.

Общая устойчивость предприятия достигается при  такой организации движения денежных потоков, которая обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами).

Финансовая  устойчивость является отражением стабильного  превышения доходов над расходами. Она обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия  и способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется  в процессе всей производственно-хозяйственной  деятельности и может считаться  главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Анализ устойчивости финансового состояния на ту или  иную дату позволяет ответить на вопрос, насколько правильно предприятие  управляло финансовыми ресурсами  в течение периода, предшествующего  этой дате. Важно, чтобы состояние  финансовых ресурсов соответствовало  требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия. Недостаточная  финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия  и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная – препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущностью финансовой устойчивости является эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов. Платежеспособность выступает ее внешним проявлением.

Показатели  финансовой устойчивости характеризуют  степе защищенности интересов инвесторов и кредиторов. Базой их расчета  является стоимость имущества, поэтому  в целях анализа финансовой устойчивости более пристальное внимание должно быть обращено на пассивы предприятия.

Коэффициенты  финансовой устойчивости удобны тем, что  они позволяют определить влияние  различных факторов на изменение  финансового состояния предприятия, оценить его динамику. Каждая группа коэффициентов отражает определенную сторону финансового состояния предприятия. Однако нельзя забывать, что относительные финансовые показатели являются лишь ориентировочными индикаторами финансового состояния предприятия, его платежеспособности и кредитоспособности.

Таблица 15

Анализ показателей  финансовой устойчивости

Расчетные значения коэффициентов финансовой устойчивости представлены в таблице. На основании  этой таблицы можно сделать следующие  выводы.

Коэффициент финансовой напряженности равен  нормативному значению (0,5), это говорит  о том, что у предприятия отсутствует  риск банкротства. Коэффициент соотношения  мобильных и иммобилизованных активов (0,436) говорит о том, что финансовое состояние предприятия стабильно. Коэффициент имущественно-производственного назначения превышает нормативное значение на 0,274, это свидетельствует о том, что у предприятия достаточное количество собственного имущества и в заемных средствах оно не нуждается. Коэффициент финансовой независимости так равен нормативному значению (0,5), поэтому риск кредиторов предприятия сведен к минимуму, так как собственного капитала предприятия хватит для покрытия долгов.

Коэффициент обеспеченности имеет отрицательное  значение, что свидетельствует о  невозможности проведения независимой  финансовой политики.

Анализ платежеспособности и ликвидности

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение  предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными  денежными ресурсами.

Платежеспособность  предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными  источниками формирования.

Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных  показателя, различающиеся набором  ликвидных активов, рассматриваемых  в качестве покрытия краткосрочных  обязательств.

Мгновенную  платежеспособность предприятия характеризует  коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какую часть краткосрочной  задолженности может покрыть  организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.

Платежеспособность  предприятия с учетом предстоящих  поступлений от дебиторов характеризует  коэффициент уточненной (текущей) ликвидности. Он показывает, какую часть текущей  задолженности организация может  покрыть в ближайшей перспективе  при условии полного погашения  дебиторской задолженности.

Прогнозируемые  платежные возможности организации  при условии погашения краткосрочной  дебиторской задолженности и  реализации имеющихся запасов отражает коэффициент покрытия.

Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами и называется коэффициент общей платежеспособности.

Основным фактом, обуславливающим общую платежеспособность, является наличие у предприятия  реального собственного капитала. Совместный анализ показателей платежеспособности осуществляется на основе таблицы 13.

Таблица 16

Анализ показателей  финансового положения

На основании  анализа коэффициентов можно  сделать вывод о том, что финансовое положение предприятия очень  низкое, так как значение коэффициентов  ниже норматива.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что в ближайшее время предприятие  может покрыть лишь 4,8% кредиторской задолженности.

Низкое значение коэффициента текущей ликвидности  говорит о необходимости работы с дебиторами.

Коэффициент общей ликвидности равный 0,5 показывает, что у предприятия достаточно средств для покрытия запасов.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных  активов, которая определяется временем, необходимым для превращения  их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса – возможность  субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные  обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности