Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:29, курсовая работа
Материальные ресурсы – земля, сырьевые материалы и капитал.
К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей, океанов).
К понятию «капитал, или инвестиционные ресурсы» охватывает все произведенные средства производства, используемые для производства товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование и т.п.).
Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния.
Введение…………………………………………………………………………...3
Анализ материальных ресурсов………………………………………………5
Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами….6
Анализ соблюдения норм расхода материалов в производстве……..9
Анализ материалоотдачи и материалоемкости………………………10
Анализ использования отходов производства………………………..15
Анализ эффективности использования ресурсов ООО «ЮКМП»…………17
Характеристика предприятия…………………………………….........17
Динамика основных экономических показателей……………………18
Анализ использования материальных ресурсов……………………...22
Заключение………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………
Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает свыше 10 наименований.
Поступающее на производство сырьё завозится из наиболее экологически чистых районов Кировской, Чепецкой, Белгородской, Нижегородской областей. Контроль качества – основа выпуска хорошей продукции. Именно поэтому, поступающее на комбинат молоко тщательно исследуют специалисты – химики и микробиологи проверяют его на соответствие всем необходимым требованиям. Производство продуктов происходит под постоянным контролем технологов на современном оборудовании. Так же тщательно проверяют готовую продукцию.
Сегодня ЮКМП ведет активную деятельность по продвижению своей продукции за пределами Пермского края. С нам работают организации Свердловской, Омской, Курганской, Тюменской области, республики Удмуртия.
Отличительная особенность работы ЮКМП – это верность традициям и высокое качество выпускаемых продуктов!
Многогранная деятельность предприятия находит свое выражение в системе экономических показателей. Для оценки его работы необходимы синтетические показатели, отражающие взаимосвязь внутри отдельной отрасли и между отраслями. Данную задачу можно решить только на основе стоимостных показателей. Показатели, позволяющие в целом охарактеризовать экономический процесс, называют основными экономическими показателями. Они обеспечивают количественную и качественную характеристику процесса производства.
Основные показатели, характеризующие деятельность ООО «ЮКМП» за период 2006-2008 годы. См. Приложение 1
Следующим этапом является более детальный анализ всех технико-экономических показателей, представленных в приложении.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.
Таблица 1. Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Объем реализации |
Темп роста, % | ||
Базисные |
Цепные |
|||||
2006 |
106900 |
100 |
100 |
102012 |
100 |
100 |
2007 |
146777 |
137,3 |
137,3 |
141056 |
138,3 |
138,3 |
2008 |
151637 |
141,8 |
103,3 |
150829 |
147,8 |
106,9 |
Таблица 1.
Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 41,8%, а объем реализации на 3,3%. Если за 2006 и за 2008 гг. темпы роста производства и реализации продукции примерно совпадали, то за последний год темпы роста реализации значительно выше темпов производства, что свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.) Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. В таблице 2 приведены данные о структуре выпуска продукции комбината. См. Таблицу 2.
Таблица 2. Анализ состава и структуры выпуска продукции
Вид продукции |
2006 год |
2007 год |
2008 год | |||||||||
Тон. |
% |
тыс. руб. |
% |
Тон. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тон. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Масло |
1260 |
83,3 |
70560 |
91,2 |
1168 |
81,4 |
68912 |
89,6 |
1317 |
81,7 |
79020 |
89,3 |
Сметана |
252 |
16,7 |
6804 |
8,8 |
267 |
18,6 |
8010 |
10,4 |
295 |
18,3 |
9440 |
10,7 |
Итого |
1512 |
100 |
77364 |
100 |
1435 |
100 |
76922 |
100 |
1612 |
100 |
88460 |
100 |
Таблица 2.
По данным таблицы видно, что в 2007 году объем производства масла уменьшился на 92 тонны, вследствие чего товарная продукция уменьшилась на 1648 тыс. руб., в 2008 году объем производства масла увеличился на 149 тонн, вследствие чего товарная продукция увеличилась на 10108 тыс. руб.
Таблица 3. Анализ структуры продукции на ее выпуск
Вид продукции |
Цена за кг. |
Выпуск продукции |
Структура продукции | |||||||||||||
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г | ||||||||
Масло |
59 |
60 |
62 |
1260 |
1168 |
1317 |
83,3 |
81,4 |
81,7 | |||||||
Сметана |
27 |
30 |
32 |
252 |
267 |
295 |
16,7 |
18,6 |
18,3 | |||||||
Итого |
86 |
90 |
94 |
1512 |
1435 |
1612 |
100 |
100 |
100 | |||||||
Вид продукции |
Выпуск продукции в базовых ценах |
Изменение выпуска за счет структуры | ||||||||||||||
2006 г |
2007 г при структуре 2006 г |
2007 г |
2008 г при структуре 2007 г |
2008 г |
2007 г |
2008 г | ||||||||||
Масло |
74340 |
70520,5 |
68912 |
77417,7 |
77703 |
-1608,5 |
285,3 | |||||||||
Сметана |
7560 |
7191,8 |
8010 |
8995,1 |
8850 |
818,2 |
-145,1 | |||||||||
Итого |
81900 |
77712,3 |
76922 |
86412,8 |
86553 |
-79,03 |
140,2 |
Таблица 3.
Общее изменение выпуска продукции под влиянием структуры в 2007 году – на -79,03 тыс. руб. произошло за счет уменьшения выпуска более дорогой продукции (масла -1608,5 тыс. руб.); за счет увеличения доли более дешевой продукции (сметаны 818,2 тыс. руб.).
Общее изменение выпуска продукции под влиянием структуры в 2008 году на 140,2 тыс. руб. произошло за счет доли более дорогой продукции (масла на 285,3 тыс. руб.); за счет уменьшения доли более дешевой продукции (сметаны на 145,1 тыс. руб.).
Основными факторами, способствующими увеличению выпуска продукции, являются: увеличение производства товарных видов продукции, уменьшение потерь и прочих расходов, недопущение излишних остатков на конец года, экономное расходование продукции на внутрихозяйственные нужды.
Выполнение плана выпуска продукции и реализации рассматривается в комплексе с показателями объема производства и уровня товарности. Увеличение объема продажи продукции в данной ситуации возможно при повышении товарности и качества продукции.
Уровень товарности возрастает по мере интенсификации сельскохозяйственного производства и во многом зависит от действий руководства и коллектива предприятия. Повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения производственных потребностей предприятия. Экономически неоправданной является и противоположная тенденция – создание излишних запасов или бесхозяйственное их расходование.
Пути повышения объема реализации и уровня товарности многочисленны. Это установление прямых связей с магазинами, консервными заводами, своевременный сбор, очистка, сортировка продукции, быстрая доставка к пунктам сдачи, закладка продукции на хранение с последующей реализацией, недопущение порчи, потерь полезных свойств.
Таблица 4. Анализ факторов, изменяющих объем реализации
Показатель |
Реализовано продукции |
Отклонение тыс руб. |
Отклонение,% | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007 2006 |
2008 2007 |
2007/ 2006 |
2008/2007 | |
Остаток товара на начало года |
9295 |
11590 |
11730 |
2295 |
140 |
124,69 |
101,2 |
Товарная продукция за год |
106900 |
146777 |
151637 |
39877 |
4860 |
137,3 |
103,3 |
Остатки товара на конец года |
10341 |
15210 |
13100 |
4869 |
-2110 |
147,1 |
86,1 |
Реализованная продукция |
102012 |
141056 |
150829 |
39044 |
9773 |
138,3 |
106,9 |
Таблица 4.
Объем реализованной продукции увеличился в 2007 году на 39044 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 39877 тыс. руб.(37,3%); за счет увеличения остатков на начало года на 2295 тыс. руб., при этом отрицательно повлияло увеличение остатков товара на конец года (4870 тыс. руб.).
Объем реализованной продукции в 2008 году увеличился на 138,3 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 4860 тыс. руб. (3,3%); за счет увеличения остатков товара на начало года на 140 тыс. руб.(1,2%). На объем реализованной продукции в 2008 году оказало положительное влияние сокращение остатков товара на конец года на 2110 тыс. руб.
Необходимым условием выполнения планов по выпуску и реализации продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полным и своевременным обеспечением предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (материалоемкость, сырьеемкосмть, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.
Анализ частных показателей материалоемкости методом сравнения См. Приложение 2.
Данные приложения 2 показывают, что материальные затраты в 2007 году увеличились на 23067 тыс. руб., а в 2008 году увеличились на 35277 тыс. руб.
Общая материалоемкость в 2007 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 0,07 тыс. руб., что произошло вследствие сокращения сырьеемкости на 0,06 тыс. руб.; вследствие сокращения энергоемкости на 0,014 тыс. руб.; вследствие увеличения топливоемкости на 0,0003 тыс. руб.
Материальные затраты предприятия ежегодно растут, удельный вес материальных затрат в общем выпуске продукции предприятия также имеет тенденцию к росту.
Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:
,
где – материалоемкость продукции;
– материальные затраты на единицу продукции;
– цена за единицу материалов;
– расход материальных затрат на единицу продукции.
Таблица 5. Исходные данные для анализа материалоемкости
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2007/2006 |
2008 /2007 |
Расход на единицу материалов. |
12,6 |
12,8 |
13,4 |
0,2 |
0,6 |
Цена на единицу материала. |
3,8 |
4,3 |
4,9 |
0,5 |
0,6 |
Цена на единицу продукции. |
55 |
60 |
63 |
5 |
3 |
Информация о работе Анализ эффективного использования материальных ресурсов