Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:12, курсовая работа
Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основных фондов, а так же необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов потребовали новых методов обновления материально-технической базы. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных в последние десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг.
Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг является весьма перспективным направлением для работы.
Введение 3
1. Сущность лизинга
1.1 Определение лизинга 4
1.2 Субъекты лизинга 5
1.3 Отличительные особенности лизинговых операций 6
2. Виды лизинга 10
3. Организация лизинговых операций 14
4. Анализ эффективности лизинговых операций
4.1. Эффективность лизинговых операций 18
4.2. Эффективность лизинга у лизингодателя 20
Заключение 22
Список использованных источников 26
Кроме того, лизинг дает предприятию-арендатору определенные нефинансовые преимущества. Для предприятия, использующего быстро устаревающее оборудование, например вычислительную технику, это может быть средством застраховаться от его обесценивания. И это средство будет тем эффективнее, но также и дороже, чем срок договора меньше срока физической службы арендуемого имущества.
Лизинг в качестве альтернативного финансового приема заменяет источники долгосрочного и краткосрочного финансирования. Поэтому преимущества и недостатки лизинговых операций сравнивают в первую очередь с преимуществами и недостатками традиционных источников финансирования инвестиций (долгосрочных и краткосрочных кредитов). Рассмотрим это на конкретном примере. Допустим, что предприятию необходимо приобрести оборудование Стоимость его у лизингодателя 500 млн руб. с равномерной рассрочкой платежа в течение пяти лет. При покупке на заводе-изготовителе - 400 млн руб. Если использовать вариант покупки, то можно получить кредит в банке на пять лет под 10% годовых. Ставка налога на прибыль - 30%. Требуется оценить преимущество лизинга по сравнению с финансированием покупки за счет кредитов банка.
Сравнительный анализ эффективности лизинга и банковского кредитования покупки основных средств
Год | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итого | ||
Вариант 1 Лизинговый платеж Налоговая льгота по лизингу Посленалоговая стоимость лизинга Дисконтированная стоимость лизинговых платежей |
100 -30 70 63,6 |
100 -30 70 57,8 |
100 -30 70 52,6 |
100 -30 70 47,8 |
100 -30 70 43,5 |
500 150 350 265,4 | |
Вариант 2 Возврат кредита Остаток кредита Проценты за кредит Общая сумма платежа Налоговая льгота по процентам за кредит Посленалоговая стоимость кредита Амортизация (5 лет) Налоговая льгота на амортизацию Налог на имущество Посленалоговая стоимость объекта Дисконтированная стоимость объекта |
80 320 40 120 -12 108 80 -24 +4 88 80 |
80 240 32 112 -9,6 102,4 80 -24 +3,2 81,6 67,4 |
80 160 24 104 -7,2 96,8 80 -24 +2,4 75,2 56,4 |
80 80 16 96 -4,8 91,2 80 -24 +1,6 68,8 47 |
80 - 8 88 -2,4 85,6 80 -24 +0,8 62,4 38,8 |
400 - 120 520 -36 481 400 -120 +12 376 289,6 |
Как видно из таблицы более выгодным является лизинг оборудования, так как он позволяет снизить его стоимость на 24,2 млн руб. (289,6 - 265,4).
При оценке эффективности лизинга учитывается не только экономия средств, но и другие перечисленные выше преимущества. Для этого используются система частных и обобщающих показателей, как при оценке эффективности капитальных вложений, а именно прирост объема продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, рост производительности труда, прибыли, рентабельности, сокращение срока окупаемости и т.д. (14; c. 356).
Рентабельность лизинга - это отношение суммы полученной прибыли к сумме затрат по лизингу.
Срок окупаемости лизинга для предприятия-лизингополучателя определяется отношением суммы лизинговых платежей к среднегодовой сумме дополнительной прибыли от применения арендуемых средств. Прирост прибыли за счет использования лизингового оборудования можно определить одним из следующих способов:
а) умножением фактической суммы прибыли на удельный вес выпущенной продукции на лизинговом оборудовании;
б) умножением затрат по лизингу на фактический уровень рентабельности издержек предприятия;
в) умножением снижения себестоимости единицы продукции, произведенной на лизинговом оборудовании, на фактический объем продаж этой продукции.
Эффект может быть не только экономический, но и социальный, выражающийся в облегчении и улучшении условий труда работников предприятия.
В процессе анализа необходимо произвести сравнение показателей эффективности лизинга по отчету с показателями по договору, установить отклонения и определить причины этих отклонений и учесть их при заключении дальнейших сделок. (13; с. 73).
Заключение
Современное предприятие может быть конкурентоспособным только в том случае, если выпускает качественную продукцию, используя для этого современное оборудование. Но не все организации имеют деньги на покупку такого оборудования. В таких случаях обычно применяется лизинг (финансовая аренда).
Приобретение оборудования с помощью лизинга становится все более популярным среди российских компаний. Существенно не отличаясь от кредита по цене, лизинговая сделка позволяет сэкономить на налогах. Да и заключить ее может даже та компания, которой кредит банкиры просто не дадут.
С принятием в 2002 году главы 25 Налогового кодекса и внесением изменений в закон о лизинге эта деятельность обрела в России второе дыхание.
Компания, расширяя свой бизнес или желая обеспечить себе конкурентное преимущество за счет более совершенной техники, неизбежно упирается в графу расходов «Приобретение оборудования». А если свободных средств нет? В этой ситуации может выручить лизинг.
Государственная политика в России направлена на поддержание лизинга, о чем однозначно заявил В.В. Путин: «За последние годы лизинг зарекомендовал себя как эффективный механизм привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор российской экономики. Сегодня без его активного использования трудно представить успешное развитие ключевых отраслей, в том числе энергетики, авиастроения, сельского хозяйства».
Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), поскольку именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки, предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга.
Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.
Лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.
В Российской Федерации в настоящее время практически создана необходимая правовая база, дающая старт развитию лизинговых операций. Лизинговым бизнесом в России занимаются как коммерческие банки, так и специализированные лизинговые компании.
Для государства лизинг важен как средство для:
- ускорение процесса воспроизводства, внедрение достижений НТП;
- создание новых рабочих мест;
- привлечение зарубежных государственных и частных инвестиций в страну;
- увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет активизации производства;
-повышение технического уровня производства во всех отраслях экономики и ускорения технического и технологического перевооружения в них;
- развитие и диверсификация рынка средств производства.
Государственная поддержка лизинга должна осуществляться как на уровне Федерального Правительства, так и на уровне Субъектов Федерации.
Меры государственной поддержки лизинга должны включать в себя следующие элементы:
- разработка и реализация федеральной программы развития лизинга в России или отдельных регионах как части программы социально-экономического развития страны или регионов;
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинговой форме с использованием государственного и муниципального имущества;
- участие государственного капитала в долевом финансировании лизинговых операций и в создании необходимой инфраструктуры в отдельных лизинговых проектах;
- выделение государственного заказа предприятиям, осуществляющим лизинг оборудования в перспективные точки зрения государства отрасли и регионы;
- меры государственной поддержки в сфере разработки, производства и использования отечественного наукоемкого высокотехнологического оборудования;
- финансирование из государственного бюджета и предоставление государственных гарантий для реализации отдельных лизинговых проектов федерального или регионального значения;
- предоставление на законном основании налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных условий для их деятельности и привлечения в эту сферу новых частных капиталов;
- развитие и совершенствование нормативно - правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и финансовых интересов участников лизинговых отношений;
- предоставление государственных гарантий и помощи, а также таможенных льгот при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.
Список использованных источников
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Анализ эффективности лизинговых операций