Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

Содержание

Введение
1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
2. Доходы и расходы государственного бюджета
2.1 Доход бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета
2.3 Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах
2.4 Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Одной из важнейших  задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств.

3.  Безвозвратность государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

По роли в  общественном производстве расходы бюджета делят на:

-   Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

-   Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

-   Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

В соответствии с общественным назначением все  расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

-   Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

-   Расходы на социально-культурные нужды;

-   Военные расходы;

-   Расходы на управление.

Структура бюджетных  расходов по данным группам в течение  многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в  распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

-   ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

-   средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

-   трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;

-   ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-   ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

-   бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

-   субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

-   инвестиции в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

-   бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

-   кредиты иностранным государствам;

-   средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

В соответствии с действующим законодательством  в РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

-   обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

-   функционирование федеральной судебной системы;

-   осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, другие расходы в области международного сотрудничества);

-   национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

-   фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

-   государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

-   государственная поддержка атомной энергетики;

-   ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

-   исследование и использование космического пространства;

-   содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

-   формирование федеральной собственности;

-   обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

-   компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

-   пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

-   проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

-   федеральная инвестиционная программа;

-   обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

-   обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-   финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

-   официальный статистический учет;

-   прочие расходы.

По согласованию с региональными  и местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и  средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

-   государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

-   обеспечение правоохранительной деятельности;

-   обеспечение противопожарной безопасности;

-   научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

-   обеспечение социальной защиты населения;

-   обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

-   обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

-   развитие рыночной инфраструктуры;

-   обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

-   обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

-   обеспечение деятельности средств массовой информации;

-   финансовая помощь другим бюджетам;

-   прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

4.  Бюджетный дефицит.

Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит - нежелательное для государства  явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет  к инфляции, с помощью не эмиссионных  средств росту государственного долга.

Если в прошлом  бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с  чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства  стран рыночной экономики.

Бюджетный дефицит  возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата и др.) приводит к "проеданию" бюджетных средств. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Сегодня многие экономисты исходят из того что в  период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой  недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный  Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП [2]. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки  зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Экономисты предлагают три  основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход связан с  ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы  не допустить превышения доходов  над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета  в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Т.о. правительство может сбалансировать бюджет в период в несколько лет.

Ключевой проблемой такого подхода является его явная упрощенность. Подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию  государственного бюджета связан с  концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы  фискальная политика рассматривалась  лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации