Виды экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 00:19, доклад

Краткое описание

Классификация видов экономического анализа осуществляется по различным признакам, например:
1) по субъектам экономического анализа;
2) времени проведения;
3) направлению исследования;
4) содержанию и уровню организации.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ.docx

— 178.41 Кб (Скачать файл)

Технико-экономический  анализ предполагает обращение к  техническим процессам, характерным  для производства продукции с  конкретно заданными свойствами, и соответствующим материальным, трудовым и финансовым затратам. Его предметом служат причинно-следственные связи технических и экономических параметров, обусловливающие конечные результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический  анализ состоит в изучении социальных процессов и их влияния на результаты хозяйственной деятельности. Предметом исследования служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Цель анализа — исследование возможностей социально-экономического развития предприятия, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

Финансово-экономический  анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности  использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния  и платежеспособности предприятия. Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.

Эколого-экономический  анализ направлен на исследование причинно-следственных связей, представляющих собой результаты взаимодействия экологических и  экономических процессов по улучшению  взаимодействия человека и природы. Цель анализа — изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств. Он предполагает оценку экологических аспектов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду; соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов[17].

Сопоставительный  анализ выражается в сравнении отчетных данных передовых предприятий о  результатах их хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет.

Факторный анализ направлен на выявление степени  влияния различных факторов на прирост  и уровень результативных показателей.

Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального  хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных  только для данных нарушений. Информация о признаках позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений без соответствующих измерений, т. е. без действий, требующих дополнительного времени и средств.

Маржинальный  анализ — метод оценки и обоснования  эффективности управленческих решений  в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости  и прибыли, а также деления  затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант решения  той или иной экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности  за счет более полного использования  ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между  факторными и результативными показателями.

Стохастический  анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и т. п.) используется для  изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и  процессами деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) направлен на исследование функций (потребительских свойств) изделий и соответствующих им стоимостей. Цель ФСА — оптимизация функций изделий и затрат на их обеспечение. Предметом анализа служат причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных видов изделий. Основное назначение ФСА состоит в выявлении и предупреждении лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д.[18]

Внутренний  анализ проводится непосредственно  на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного  управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми  органами, акционерами, инвесторами.

Внутрипроизводственный  анализ характеризуется особенностью, которая заключается в его  детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения предприятия. Он охватывает все ступени управленческой иерархии основного звена экономики—от подразделений первого порядка до рабочего места. Анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями, определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства, выявлении внутризаводских резервов, разработке мероприятий по их использованию, исследовании экономических особенностей функционирования и развития отдельного подразделения, выявлении и распространении передового опыта. Он важен для установления обоснованных нормативных заданий для цехов, участков, бригад и способствует привлечению специалистов технических служб и руководителей низовых звеньев к управлению производством.

По  содержанию внутрипроизводственный анализ характеризуется рядом особенностей, которые определяются специфическим  содержанием экономических показателей, устанавливаемых внутри-- производственным подразделениям (в отличие от показателей  для предприятия в целом). Отдельный цех основного производства не всегда выпускает готовую продукцию, еще больше это относится к участкам и бригадам. Поэтому основным показателем эффективности работы цеха служат не прибыль и рентабельность, а затраты на производство продукции или выполнение работ. Только анализ этого показателя по цехам позволяет сделать правильные выводы. Внутризаводской анализ позволяет использовать натуральные показатели для оценки объема производства, производительности труда, качества продукции.

Этот  вид анализа ориентирован на специфические  субъекты. Если деятельность предприятия проверяют главным образом его экономические службы или вышестоящие организации, то экономику внутрипроизводственных подразделений изучают в основном специалисты предприятия и соответствующие службы цехов.

Отраслевой  анализ охватывает все уровни управления отраслью — от основного (предприятия) до высшего звена (отрасли народного  хозяйства). В узком смысле слова он касается отраслевых объединений. При проведении анализа деятельности отраслевых объединений используется сводная бухгалтерская, статистическая, оперативная и специальная отчетность.

Большинство показателей сводной отчетности получают сложением показателей  сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности образуются путём исчисления средних и относительных величин на основании сводных данных (средняя выработка на одного работающего; показатели использования средств труда, предметов труда и самого труда; затраты на рубль товарной продукции; показатели, характеризующие выполнение плана и темпы роста по сравнению с предшествующим периодом и др.). Изучение сводной отчетности не ограничивается оценкой выполнения только плановых показателей. Она отражает совокупные итоги работы подведомственных объединений, а также соответствующих подчиненных предприятий и организаций. Кроме сводных годовых отчетов по отдельным видам своей деятельности (основной и неосновной — по промышленности, капитальным вложениям, научно-исследовательским институтам), они представляют ряд дополнительных обобщающих форм отчетности.

Сводные отчеты составляются в основном заводским  методом, т. е. суммированием показателей  отчетов подведомственных предприятий. Однако в ряде отраслей, вырабатывающих однородную продукцию (нефть, газ, уголь, электроэнергию, цемент и т. п.), используется отраслевой метод. Сводные показатели изменения себестоимости, исчисленные по отраслевому методу, отражают не только качество работы отдельных предприятий и объединений, но и изменение удельного веса продукции с различным уровнем затрат, а-также влияние изменений в размещении производств.

Отраслевой  анализ, помимо сводных отчетов, требует  привлечения специальной отчетности о внедрении новой техники, качестве продукции, подготовке кадров, нормировании труда, материальных ресурсах, научной  организации труда и т. д.

Региональный  анализ, как и отраслевой, имеет  дело со сводной отчетностью. Его отличительной особенностью является оценка горизонтальных связей, характеризующих состояние и развитие экономики региона (республики, края, области и т. д.). В качестве объекта анализа выступают региональные структуры.

Народно-хозяйственный  анализ позволяет исследовать экономику  как по всей совокупности протекающих  в ней процессов, так и по отдельным  ее элементам. Этот вил анализа позволяет изучать три группы проблем: состояние и развитие экономики страны; хозяйственную деятельность объединения, предприятия, его структурного подразделения; хозяйственную деятельность любого участка и отдельного рабочего места.

Сплошной  анализ позволяет сделать выводы после изучения всех без исключения объектов.

Выборочный  анализ обращается к результатам  обследования только части объектов.

Комплексный анализ охватывает всю взаимосвязанную  совокупность показателей предприятия  или его структурной единицы, отражающих полностью или частично хозяйственную, производственно-коммерческую и финансовую деятельность за определенный период, а также финансовое положение  субъекта. Его результаты отражаются в объяснительной записке к периодическому отчету, а также в принятом на его основании решении.

Комплексный анализ служит научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Анализ включает также изучение и оценку выполнения планов и динамики выпуска и реализации продукции, себестоимости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансового состояния предприятия и его финансовых результатов.

Тематический, (локальный) анализ направлен на изучение отдельных сторон деятельности предприятия (коммерческой, валютной, финансовой, транспортной и т. п.) или на исследование определенного  круга функциональных вопросов в  пределах одной структурной единицы  предприятия или объединения, например специализированной фирмы или бухгалтерии. Тематический анализ применяется при изучении особо, актуальных вопросов, связанных, в частности, с эффективностью реализации разных товаров на определенных рынках или одного товара на разных рынках. Анализ по одинаковой проблеме может производиться одновременно по ряду однотипных предприятий и объединений, а также по одному или нескольким показателям хозяйственной деятельности (например, издержки производства, отдельные статьи затрат).

Наряду  с рассмотренными видами экономического анализа могут применяться и  другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007. – с. 26.

[2] Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Экономический анализ деятельности предприятия: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2009. – с. 24.

[3] Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – с. 82.

[4] Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Экономический анализ деятельности предприятия: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2009. – с. 36.

[5] Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2009. – с. 36.

[6] Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – с. 71.

[7] Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2009. – с. 43.

[8] Просветов Г.И. Экономический анализ: Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – с. 90.

[9] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: Новое знание, 2009. – с. 31.

[10] Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 75.

[11] Чиркова М.Б., Коновалова Е.М., Малицкая В.Б. Анализ хозяйственной деятельности организации: Сборник заданий и тестов. – М.: Эксмо, 2008. – с. 48.

[12] Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий (на примере предприятий сферы услуг). – М.: Дело и Сервис, 2007. – с. 25.

[13] Маркин Ю.П. Экономический анализ: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 67.

[14] Титов В.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: РГИИС, НИИ школьных технологий, 2009. – с. 53.

[15] Сосненко Л.С., Свиридова Е.Н., Кивелиус И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – с. 81.

[16] Маркин Ю.П. Экономический анализ: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 72.

[17] Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 39.

[18] Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Форум, 2009. – с. 52.

[19] Кондратова И.Г. Роль комплексного экономического анализа в управлении деятельностью коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 23. - С. 47.

Информация о работе Виды экономического анализа