Внешнеполитические особенности арабских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:40, доклад

Краткое описание

Простираясь от Персидского залива до Атлантического океана, арабский мир играет существенную роль в современных международных отношениях. Это объясняется, прежде всего, двумя факторами. Во-первых, он представляет собой совокупность неоднородных в государственно-политическом отношении стран с населением более 300 млн. человек и располагает огромными запасами энергоресурсов, имеющих важное значение для развития мировой экономики (1). Во-вторых, этот регион занимает важное геостратегическое положение. Именно принимая во внимание все вышесказанное, можно объяснить растущий интерес к странам арабского мира не только среди профессионалов политиков, специалистов-международников и дипломатов, но и среди представителей общественности

Вложенные файлы: 1 файл

ливия.docx

— 19.75 Кб (Скачать файл)

Простираясь от Персидского  залива до Атлантического океана, арабский мир играет существенную роль в современных  международных отношениях. Это объясняется, прежде всего, двумя факторами. Во-первых, он представляет собой совокупность неоднородных в государственно-политическом отношении стран с населением более 300 млн. человек и располагает  огромными запасами энергоресурсов, имеющих важное значение для развития мировой экономики (1). Во-вторых, этот регион занимает важное геостратегическое положение. Именно принимая во внимание все вышесказанное, можно объяснить растущий интерес к странам арабского мира не только среди профессионалов политиков, специалистов-международников и дипломатов, но и среди представителей общественности (2).

Интерес этот обусловлен в  немалой степени целенаправленной, достаточно эффективной внешнеполитической и дипломатической деятельностью  ведущих арабских стран, которая  способствовала, особенно в последние  десятилетия, успешному решению  сложных финансово-экономических  и политических проблем в этих странах и росту их авторитета в международных делах.

Государственные системы  в арабских странах формально  делятся на монархии и республики, тем не менее имеются качественные различия как между монархиями (абсолютными, конституционными, полуконституционными), так и между республиками (парламентскими или президентскими, существующими в форме военных диктатур или режимов личной власти, лишь формально являющимися республиканскими). Данные отличия, безусловно, сказываются как на характере внешней политики, проводимой арабскими государствами, так и на системе государственных органов внешних сношений, их роли в разработке и реализации внешнеполитического курса этих стран.

Республики Арабского  Востока являются крайне неоднородными  по своему государственному устройству и той роли, которую высшие органы власти играют в выработке и реализации их внешней политики.

Полномочия высших органов  государственной власти арабских стран  в сфере внешней политики закреплены в конституциях. Роль каждой ветви  власти (главы государства, парламента и правительства) зависит от распределения  властных полномочий между ними. В  зависимости от предоставленных  полномочий высшие государственные  органы власти, помимо определения  задач и принципов внешней  политики государства, могут непосредственно  осуществлять те или иные внешнеполитические функции. Такие, например, как представительство в международных делах, признание государств, установление дипломатических отношений с другими государствами, назначение в них дипломатических представителей, подписание, ратификация, продление, денонсация международных договоров и ряд других международно-правовых актов.

Главы государств Арабского  Востока занимают центральное место  в системе органов внешних  сношений этих стран и играют решающую роль в выработке и осуществлении  внешнеполитического курса последних. Тем не менее, следует признать, что  роль, место, прерогативы руководителя страны во многом зависят от того - президент  ли он республики или монарх того или  иного государства.

Президенты всех арабских республик являются главами государств, то есть высшими должностными лицами в стране. Конституции относят  их полномочия к полномочиям исполнительных органов власти. Республиканские  конституции наделяют президента страны очень широкими правами, дающими ему возможность оказывать определяющее влияние на всю государственную политику, как внутреннюю, так и внешнюю.

Как положительный факт следует  признать закрепление в основных законах многих арабских государств принципов их внешних сношений. Конституции не содержат, как правило, отдельных глав или разделов, посвященных дипломатии или внешнеполитическому курсу. В декларативной форме такие нормы обычно содержатся в преамбулах конституций или в отдельных статьях. В одних из них фиксируются конкретные международно-правовые обязательства, в других - отражаются наиболее общие, фундаментальные основы внешней политики. В конституциях некоторых арабских государств отражены их стремления положить в основу принципов внешней политики наиболее важные международно-правовые акты, встречается, в частности, отсылка к целям и принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и др.

Одним из важнейших направлений  деятельности арабской дипломатии были и есть вопросы межарабского сотрудничества. В основе идей более тесного сплочения  и объединения лежит широко распространенная в арабском мире и нашедшая отражение  в конституциях арабских стран концепция  о единой арабской нации.

Именно под влиянием этих идей в 1945 г. семь стран (Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания и Йемен) подписали Пакт Лиги арабских государств (ЛАГ). Его основными направлениями стали "координация политики для достижения сотрудничества между участвующими странами и сохранение их независимости и суверенитета", а также содействие связям в экономической, культурной и иной областях (6).

Высшим органом Лиги является Совет, в который входят главы  правительств или их представители, собирающиеся два раза в год. Текущими делами занимается Генеральный секретариат  Лиги со штаб-квартирой в Каире. С  момента образования ЛАГ пост генерального секретаря занимают представители  Египта.

Важную роль в межарабских  отношениях играют совещания "в верхах", отсчет которых идет от встречи в  Каире в январе 1964 г. В марте 2005 г. в алжирской столице состоялось очередное совещание Лиги арабских государств. Встреча арабских лидеров  в Алжире, по мнению многих наблюдателей, стала важным этапом на пути модернизации общеарабской организации. С подачи Алжира были внесены поправки в Устав  Лиги, в частности, согласно одной  из них, решения ЛАГ теперь будут  считаться принятыми, если за них  проголосует 2/3 членов, а не все, как  было ранее. Кроме того, было решено создать арабский парламент, в рамках которого каждая страна-член будет  представлена четырьмя депутатами(7). Впервые  в своей истории ЛАГ смогла предпринять шаги по глубокому реформированию, направленному на ее адаптацию к  тем большим изменениям, которые  происходят в мире, и без чего Лига не сможет эффективно отстаивать общеарабские интересы. Политическая реформа ЛАГ, считают в Алжире, должна проложить путь к экономической  интеграции с выходом на образование  в конечном итоге самостоятельного арабского полюса.

Деятельность дипломатии арабских государств в сфере межарабских отношений была в значительной мере направлена на ликвидацию последствий длительного колониального господства. Одновременно происходили поиски форм сотрудничества, обеспечивающих интересы их самостоятельного развития и реализацию идеи арабского единства. Однако социальные и экономические различия, "страновой национализм" препятствовали и препятствуют межгосударственному слиянию стран Арабского Востока. Попытки же игнорировать эти различия лишь обостряли разногласия и подрывали единство, укрепления которого добивалась арабская дипломатия.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРАБСКИХ СТРАН

Ислам. Исторически религиозный  фактор и выстроенные на нем общественно-политические и государственно-правовые отношения  представляли собой важнейшие компоненты, определяющие не только внутреннюю, но и внешнюю политику большинства  арабских стран. В конституциях ряда арабских стран провозглашается необходимость следовать предписаниям ислама во внешнеполитической деятельности. Обращает на себя внимание тезис об "исламской солидарности". В свои конституции многие арабские страны включают положение, обязывающее укреплять связи с арабскими и мусульманскими государствами(8)  Все арабские страны являются членами Организации Исламская конференция (ОИК) и принимают активное участие в ее деятельности.

В ходе 32-й Конференции  министерств иностранных дел  стран - членов ОИК, состоявшейся 28-29 июня 2005 г. в столице Йемена, России был  предоставлен статус наблюдателя в  этой организации.

Арабские страны и ООН. Большое внимание ЛАГ уделяет совместной деятельности ее членов в ООН. Совет Лиги обычно рассматривает вопросы предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи. Принятые решения доводятся до сведения постоянных представителей при ООН для осуществления соответствующих акций. Постоянный наблюдатель Лиги при ООН следит за выполнением ее решений и координирует усилия арабских делегаций. Генеральный секретарь ЛАГ председательствует на совещаниях, которые проводятся раз в неделю в течение сессии ГА ООН. Лига имеет соглашения о региональном сотрудничестве с рядом специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, ВОЗ).

В большинстве своем арабские страны высказываются за многополюсное  мироустройство, укрепление центральной  роли ООН и Совета Безопасности в  управлении мировыми делами, включая  обеспечение стратегической стабильности и преодоление новых вызовов  и угроз. Они выступают за адаптацию  системы ООН к современным  реалиям, в том числе через  расширение представительства развивающихся  стран в СБ ООН. ЛАГ высказывается за избрание Египта постоянным членом СБ.

14Борьба с экстремизмом  и терроризмом. Деятельность экстремистских и террористических сил в регионе и мире в целом стала последние десятилетия серьезным негативным фактором, влияющим на внутреннюю стабильность и безопасность арабских государств, характер их взаимоотношений с другими странами.

С учетом такого разворота  событий руководители арабских стран  активизировали действия в целях  противостояния террористам. Была проведена  значительная работа, в том числе  в ЛАГ, по выработке совместной платформы  борьбы с экстремизмом и терроризмом(15). В начале 1996 г. министры внутренних дел арабских стран приняли "Кодекс поведения" в области борьбы с  терроризмом, в котором, в частности, были зафиксированы конкретные обязательства  государств -членов ЛАГ по оказанию взаимной помощи во всех аспектах противодействия терроризму и экстремизму.

Российско-арабские отношения. Между РФ и арабским миром исторически  сложились тесные связи. Достаточно упомянуть, что Россия никогда не воевала с арабами. Российско-арабское взаимодействие является сегодня важным фактором стабильности в регионе. На регулярной основе происходит обмен  мнениями с руководителями арабских государств по такой актуальной проблематике, как формирование справедливого  мирового порядка и обеспечение  стратегической стабильности, повышение  роли ООН в мировых делах, ближневосточное  урегулирование и нормализация обстановки в Ираке, безопасность и сотрудничество в Средиземноморье, положение дел  на Африканском континенте. Россия заинтересована в продолжении координации с арабскими партнерами по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. Позиции России и арабских стран по многим международным проблемам близки или совпадают.

За сравнительно короткий период времени дипломатия арабских стран со всеми своими сильными и  слабыми сторонами стала важным средством укрепления национальной независимости и позиций арабских государств на мировой арене. Ныне в  большинстве арабских стран еще  идет процесс разработки и совершенствования  средств, методов и форм внешнеполитической деятельности, уточнения внешнеполитических доктрин, а также развития и совершенствования  дипломатической деятельности. Однако уже сейчас ими многое сделано  для становления своей национальной внешней политики и дипломатии.

 

 


Информация о работе Внешнеполитические особенности арабских стран