История возникновения и этапы развития аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:43, курс лекций

Краткое описание

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя».

Вложенные файлы: 1 файл

Основы аудита Л 1-6.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности аудита аудитор, помимо данных финансовой отчетности, учетных регистров и первичной документации, может использовать цифровую информацию, результаты анализа и другие документы, подготовленные экономическим агентом. В таких случаях аудитору следует убедиться в том, то такие материалы  подготовлены должным образом.

Рабочие документы, как правило, включают:

• информацию об организационно-правовой форме и организационной структуре экономического агента;

• извлечения или копии  учредительных  документов экономического агента, других юридических  документов, соглашений,  договоров, протоколов;:

• информацию (публикации,  статистические  данные и т.п.), об отрасли, экономической и юридической среде, в которой действует экономический агент;

• информацию о планировании, включая программу аудита, а также изменения К ней;

• доказательства изучения и оценки систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и др.);

• информацию об оценках неотъемлемого риска и риска контроля, а также об их последующих изменениях;

• информацию, подтверждающую факт рассмотрения аудитором деятельности службы внутреннего аудита и сделанные выводы;

• анализ хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

• анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического агента .(аналитические процедуры);

 записи о характере, времени проведения и объеме  проведенных аудиторских процедур  и их результатах;

• сведения, о том,  что работа,  выполненная ассистентами, велась под надзором и была проверена  аудиторами;

• сведения о  том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры;

• перечень и содержание процедур, осуществленных другим аудитором при аудите финансовой отчетности компонентов;

• копий переписки с другими аудиторами, экспертами и прочими третьими сторонами;

• копии писем или записи по вопросам, доведенным до сведения или обсуждавшимся с экономическим агентом, в отношении проводимого аудита, включая условия соглашсния и существенные недостатки системы  внутреннего контроля;

 • письма и другая  информация в письменном виде, полученные от руководства экономического агента;

выводы аудитора по важным аспектам аудита, в том числе касающиеся мер в отношении выявленных в ходе проведения  аудиторских процедур исключений (отклонений от установленных правил) и необычных вопросов,

• копии  финансовой отчетности и аудиторского заключения;

 Рабочие документы, должны  содержать ссылку на источник  сведений,  включенных в них, и  иметь идентификационный номер.

 Рабочие документы являются собственностью аудиторской организации, проводившей аудит. Несмотря на то, что выдержки из рабочих документов могут быть предоставлены клиенту по решению аудитора (аудиторской организации), рабочие документы аудитора не могут служить  заменой учетных документов  экономического агента.

 Сведения содержащиеся в рабочих документах являются конфиденциальными, и не подлежат разглашению аудитором (аудиторской организацией) третьим сторонам. Третьи лица,  включая налоговые и иные государственные органы, не имеют право требовать от  аудитора (аудиторской организации) рабочие  документы  или их копии за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством.

 

 

8. Учет требований законодательных  и нормативных актов 

при проведении аудита

При планировании и осуществлении аудиторских процедур, а также при оценке и представлении их результатов аудитор должен учитывать требования НСА 250 "Учет требований законодательных и нормативных  актов  при  проведении аудита финансовой отчетности"в том , что несоблюдение экономическим агентом требований законодательных и нормативных актов может оказать существенное влияние на финансовую отчетность. Однако нельзя ожидать, что аудит выявит все случаи несоблюдения требований законодательных и нормативных актов. Выявление фактов несоблюдения требований законодательных и нормативных актов, независимо от их существенности, требует рассмотрения вопроса о честности руководства или персонала, а также о возможном влиянии такого несоблюдения на другие аспекты аудита.

 Выражение несоблюдение  требований законодательных и нормативных актов используемое в 250 НСА, относится к действиям, совершенным экономическим агентом (в том числе упущениям, сокрытию информации), как умышленным, так и неумышленным, которые противоречат требованиям действующих законодательных и нормативных актов.

Факты несоблюдения требований законодательных и нормативных актов подлежат юридической экспертизе и обычно находятся вне профессиональной компетентности аудитора. Уровень профессиональной подготовленности аудитора, его опыт и знание бизнеса клиента и отрасли в целом могут позволить сделать вывод о возможном несоответствии отдельных выявленных действий требованиям законодательных и нормативных актов. Определение того, что отдельное действие представляет собой или может представлять факт несоблюдения требований законодательных и нормативных актов, как правило, основывается на мнении информированного эксперта, имеющего квалификацию юриста, но только судебные инстанции могут принять окончательное решение.

Законодательные и нормативные акты значительно различаются по своему влиянию на финансовую отчетность. Одни акты определяют форму и/или содержание финансовой отчетности экономического агента, либо регламентируют отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций и раскрытие информации в финансовой отчетности. В других законодательных и нормативных актах устанавливаются нормы и правила, которые должны соблюдаться руководством, либо положения, в соответствии с которыми экономический агент осуществляет свою деятельность. Некоторые экономические агенты действуют в жестко регулируемых отраслях (например, банки, страховые компании, предприятия химической промышленности). Другие только подпадают под множество законодательных и нормативных актов, которые, как правило, относятся к операционным аспектам деятельности (таким как охрана труда и техника безопасности, охрана здоровья и равные возможности занятости). Несоблюдение требований законодательных и нормативных актов может иметь финансовые последствия для экономического агента, такие как штрафы, судебные издержки и т. д.

 Аудитор не несет  и не может нести ответственность за предотвращение несоблюдения требований законодательных и нормативных актов. Однако факт проведения годового аудита может действовать как сдерживающий фактор.

Любой аудит связан с неизбежным риском того, что некоторые существенные искажения в финансовой отчетности не будут обнаружены, даже если аудит должным образом спланирован и проведен в соответствии с требованиями НСА. Такой риск возрастает в связи с существенными искажениями, возникающими в результате несоблюдения требований законодательных и нормативных актов, вследствие влияния таких факторов, как:

• наличие значительного количества законодательных и нормативных актов, регулирующих отдельные операционные аспекты деятельности экономического агента, при этом не оказывающих существенного влияния на финансовую отчетность и не входящих в сферу систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• влияние ограничений, свойственных любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также применения тестирования на эффективность аудиторских процедур;

• допущение факта, что большинство аудиторских доказательств являются больше убеждающими, чем убедительными;

• несоблюдение требований законодательных и нормативных актов может сопровождаться направленными на сокрытие фактов несоблюдения действиями, такими как: сговор, подлог, умышленное не отражение операций, подавление контроля высшим руководством или умышленное представление неверной информации  аудитору.

В соответствии с НСА 200 "Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности" аудитор должен планировать и проводить аудит с позиции профессионального скептицизма, признавая, что аудит может раскрыть события и обстоятельства, которые вызовут у аудитора сомнения в надлежащем соблюдении экономическим агентом требований законодательных и нормативных актов.

В соответствии с определенными требованиями законодательных и нормативных актов от аудитора может потребоваться в качестве составной части аудита финансовой отчетности составление отдельного отчета о соблюдении экономическим агентом определенных требований законодательных и нормативных актов. В этом случае аудитор должен запланировать тестирование соблюдения этих требований.

Для планировании аудита аудитор должен составить общее представление о нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность экономического агента и отрасли, а также о том, в какой степени экономический агент соблюдает требования этой нормативно-правовой базы.

При изучении нормативно-правовой аудитору следует учесть, что некоторые законодательные и нормативные акты могут иметь фундаментальное воздействие на деятельность экономического агента, и их несоблюдение может стать причиной прекращения деятельности экономического агента или поставить под вопрос соблюдение принципа непрерывности. Например, подобное воздействие могло бы иметь несоблюдение требований относительно получения (продления) лицензии или другого документа, дающего право экономическому агенту осуществлять свою деятельность (например, для банка - несоблюдение требований в отношении капитала или резервов)

 Для того, чтобы получить  общее представление о законодательных  и нормативных актах, аудитору  следует:

•  использовать имеющиеся знания об отрасли и бизнесе экономического агента;

• получить у руководства сведения о политике и процедурах, применяемых экономическим агентом для обеспечения соблюдения требований законодательных и нормативных актов;

• получить у руководства сведения о законодательных и нормативных актах, которые могут иметь фундаментальное воздействие на деятельность экономического агента;

• обсудить с руководством политику или процедуры. установленные для выявления, оценки и учета судебных исков и штрафных санкций;

• обсудить нормативно-правовую базу с аудиторами дочерних предприятий в других странах (например, требуется ли от дочернего предприятия соблюдение нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг головного предприятия).

Получив общее представление о нормативно-правовой базе, аудитор должен выполнить процедуры, помогающие выявить случаи несоблюдения тех законодательных и нормативных актов, которые должны рассматриваться при подготовке финансовой отчетности, а именно:

• получить у руководства информацию о том, соблюдает ли экономический агент требования таких законодательных и нормативных актов;

• проверить переписку с соответствующими лицензирующими и регулирующими органами.

Затем аудитор должен получить достаточные и уместные аудиторские доказательства о соблюдении тех законодательных и нормативных актов, от которых, по мнению аудитора, зависит определение существенных сумм и раскрытие информации в финансовой отчетности. Аудитор должен достаточно хорошо понимать эти законодательные и нормативные акты для того, чтобы применять свои знания при аудите качественных аспектов финансовой отчетности, касающихся определения отражаемых сумм и раскрытия информации.

. В случаях, когда аудитору  становятся известны сведения  о возможном несоблюдении требований  законодательных и нормативных актов, он должен достичь понимания характера этого действия и обстоятельств, при которых оно было допущено, а также получить другую достаточную информацию для оценки возможного влияния этого несоблюдения на финансовую отчетность.

Оценивая возможное влияние факта несоблюдения на финансовую отчетность, аудитору следует учесть следующее:

• возможность таких финансовых последствий, как штрафные санкции, возмещение ущерба, угроза конфискации имущества, принудительное прекращение деятельности, судебные издержки;

• необходимость раскрытия возможных финансовых последствий;

•будут ли возможные финансовые последствия настолько значительными, чтобы поставить под сомнение верное и полное представление (верное отражение) информации, отраженной в финансовой отчетности.

Если аудитор предполагает наличие факта несоблюдения требований законодательных и нормативных актов, он должен документально оформить обнаруженные факты и обсудить их с руководством экономического агента. Документация обнаруженных фактов должна включать копии записей и документов, а также ведение, в случае необходимости, протоколов бесед.

Если руководство не предоставляет убедительной информации о соблюдении требований законодательных и нормативных актов, аудитору следует проконсультироваться с юристом экономического агента относительно применения законодательных и нормативных актов к данным обстоятельствам и их возможного влияния на финансовую отчетность. В случае, когда консультация с юристом экономического агента нецелесообразна, или аудитор не удовлетворен мнением юриста, аудитору следует рассмотреть возможность консультации с собственным юристом относительно фактов несоблюдения законодательных или нормативных актов, возможных правовых последствий и дальнейших действий аудитора, если таковые необходимы.

Если невозможно получить соответствующую информацию о предполагаемом несоблюдении требований законодательных и нормативных актов, аудитор должен учесть влияние отсутствия аудиторских доказательств на аудиторское заключение.

. Аудитор должен учитывать  последствия несоблюдения требований законодательных и нормативных актов на другие аспекты аудита, в особенности на надежность информации, предоставленной руководством. В случае, если несоблюдение не было обнаружено системой внутреннего контроля или не было включено в информацию, представленную руководством, аудитор пересматривает оценку рисков, а также надежность информации, предоставленной руководством. Последующие действия аудитора, обнаружившего отдельные случаи несоблюдения требований законодательных и нормативных актов зависят от того. были ли данные случаи следствием нарушения и сокрытия, и от связи данных случаев несоблюдения требований законодательных и нормативных актов с процедурами внутреннего контроля, а также от уровня руководства или служащих, причастных к данным случаям несоблюдения.

         Аудитор должен оперативно сообщить совету директоров и высшему руководству экономического агента или получить доказательства о том, что они соответствующим образом информированы о фактах несоблюдения требований законодательных и нормативных актов, обнаруженных аудитором.

 

 

 

 

 

Тема 6. Технология аудита.

1.Аудиторские процедуры

2. АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА

3. Использование  работы эксперта.

4. ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

5. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА  СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Информация о работе История возникновения и этапы развития аудита