Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное исследование организации операций коммерческих банков с ценными бумагами.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определить понятие рынка ценных бумаг; понятие ценных бумаг и их виды; рассмотреть участников рынка ценных бумаг; определить роль коммерческого банка на рынке ценных бумаг; изучить условия выпуска ценных бумаг коммерческими банками; рассмотреть инвестиционную и профессиональную деятельность банков; определить проблемы и указать перспективы выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков в Казахстане.
Введение
1. Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг………………………………………………………………..
1.1 Рынок ценных бумаг: сущность, функции, участники……………….
1.2 Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг………………….
2. Операции коммерческих банков с ценными бумага…………………...
2.1Эмиссия ценных бумаг кредитными организациями…………………
2.2 Выпуск акций кредитными организациями…………………………...
2.3 Выпуск облигаций кредитными организациями……………………...
2.4Выпуск опционов кредитными организациями………………………..
2.5 Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами……………………………………………………………………..
3. Проблемы и перспективы развития деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………
Распространенным методом снижения риска потерь инвестора служит диверсификация портфеля, то есть приобретение им различных типов ценных бумаг (оптимально от 8 до 15 видов).
Портфель, формируемый банком, состоит из нескольких активов, каждый из которых имеет свою ожидаемую доходность. Указанная ожидаемая доходность по каждому отдельному активу определяется следующим образом. Сначала рассматриваются вероятности получения дохода и определяются на основании анализа данных фондового рынка их значения. Например, из возможного диапазона колебания доходности акций от минимального значения 10% до максимального 24%.
Таблица 1. Вероятности граничных и промежуточных значений доходности
Доходность, % |
10 |
13 |
18 |
24 |
- |
|
Вероятность, % |
30 |
35 |
20 |
15 |
Итого: 100 |
|
Ожидаемая доходность конкретного актива определяется как средняя арифметическая, где весами выступают вероятности каждого исхода события. В рассматриваемом примере ожидаемая доходность акции составит: 10% * 0,30 + 13% * 0,35 + 18% * 0,20 + 24% * 0,15=14,75%.
Ожидаемая доходность портфеля dn рассчитывается как средне взвешенная величина ожидаемых доходностей входящих в него различных активов, т.е. она рассчитывается по выражению:
(1)
di- ожидаемая доходность по i-му активу;
yi- удельный вес стоимости i-го актива в общей стоимости всех активов, входящих в портфель.
Например, портфель состоит из двух пакетов акций стоимостью 3000 руб. и 2000 руб. Ожидаемая доходность по первому пакету составляет 12%, а по второму -- 16%. Доля первого пакета в портфеле составляет 3000 / (3000 + 2000)=0,6 , а доля второго 2000 / (3000 + 2000)=0,4. В данном примере ожидаемая доходность портфеля в целом составит: 12% * 0,6 + 16% * 0,4=13,6%.
При покупке какого-либо актива банк учитывает не только значение ожидаемой его доходности, но и уровень его риска. Рассчитанная изложенным выше способом ожидаемая доходность выступает как средняя ее величина в соответствии с имевшей место динамикой актива на фондовом рынке. Но на практике фактическая доходность, как правило, будет отличной от рассчитанной ожидаемой. То есть всегда имеется степень риска получить доходность ниже ожидаемой (если окажется выше, то это не риск, а “приварок”). В практике управления портфелями ценных бумаг в качестве способа расчета величины риска используют показатели дисперсии и стандартного отклонения показателя фактической доходности от величины расчетной ожидаемой доходности. Указанные показатели учитывают отклонения фактической доходности от ожидаемой, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Практика показывает, что с увеличением количества видов ценных бумаг в портфеле уменьшается риск инвестиций. Это происходит потому, что в портфель включаются ценные бумаги, слабо коррелированные между собой, только в этом случае возможно снижение риска. Процедура включения в портфель различных видов ценных бумаг, имеющих низкий коэффициент корреляции, называется диверсификацией.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономические интересы банков, вытекающие из сущности этих институтов как коммерческих структур, состоят в обеспечении прибыльности своих операций при соблюдении их ликвидности и надежности. Банки работают в основном не с собственными, а с привлеченными и заемными ресурсами, поэтому они не могут рисковать средствами своих клиентов, вкладывая их в крупные инвестиционные проекты, если это не обеспечено соответствующими гарантиями.
В связи с этим при выработке инвестиционной политики коммерческие банки всегда должны исходить из реальных оценок риска, экономической эффективности, финансовой привлекательности инвестиционных проектов, оптимального сочетания кратко-, средне- и долгосрочных вложений. Вместе с тем существующая система инвестирования является не только внутренним делом самого банка. В соответствии с базисными принципами регулирования банковской деятельности неотъемлемой частью любой системы надзора является независимая проверка политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, а также текущего управления кредитным и инвестиционными портфелями.
Следовательно, коммерческие банки должны четко отработать и формально закрепить важнейшие мероприятия, связанные с организацией и управлением инвестиционной деятельностью. По существу, речь идет о разработке и реализации обоснованной инвестиционной политики.
Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковского сектора в нашей стране. Это порождает необходимость анализа участия банков в инвестировании экономики (как с точки зрения оценки их инвестиционных возможностей, так и с точки зрения форм банковского инвестирования) во взаимосвязи с процессом формирования отечественной банковской системы.
В процессе проведения рыночных реформ в российской экономике централизованная банковская система была заменена двухуровневой с многочисленным слоем негосударственных банков. Особенности становления нашей банковской системы таковы: минимальные сроки ее создания и инфляционная основа воспроизводства банковского капитала.
На начальном этапе формирования отечественной банковской системы наблюдался быстрый количественный рост кредитных организаций. В 1988-1991 гг. их число увеличивалось в основном за счет раздробления бывших государственных специализированных банков, а капитал пополнялся путем перелива бюджетных средств. В 1990-х гг. процесс образования новых банков замедлился. В то же время увеличились масштабы и темпы ликвидации неэффективных кредитных организаций. Это свидетельствовало о завершении экстенсивного этапа становления банковской инфраструктуры и перехода на новую ступень развития. Ускорился процесс оттока с финансового рынка мелких и средних банков, что связано как с действием рыночных механизмов конкуренции и концентрации, так и с проводимой Банком России политикой укрупнения банков и наращивания ими собственного капитала.
Финансовый кризис 1998 года вызвал резкое ухудшение ликвидности и платежеспособности значительной части банков. Доля финансово стабильных банков в общем количестве действующих кредитных учреждений за первые 9 месяцев того года резко снизилась с 66 до 56,2%, а доля активов финансово стабильных банков в совокупных активах действующих кредитных организаций уменьшилась с 68,3 до 29,1%. Финансовую устойчивость сохранили те банки, у которых доля инвестиций в производство превышала вложения в спекулятивные операции. В основном этими банками оказались мелкие и средние региональные банки, которые ориентировались на постепенное привлечение клиентуры и небыстрый, эволюционный, качественный рост. Вместе с тем доля мелких и средних банков в совокупных активах банковской системы являлась незначительной: из-за небольшой финансовой мощности они объективно не могли осуществлять масштабной инвестиционной деятельности, хотя у многих средних и мелких банков показатели достаточности капитала оказались лучше, чем у крупных.
В результате кризисных событий большинство финансовых учреждений столкнулось с обострением проблемы формирования ресурсной базы по таким направлениям, как:
- стагнация средств предприятий и организаций на расчетных и текущих счетах в национальной и иностранной валюте, срочных депозитов предприятий и организаций;
- сокращение прироста организованных сбережений и отток вкладов населения;
- утрата возможностей
привлечения кредитов от
- остановка межбанковского кредитования;
- снижение уровня банковского капитала.
Важнейшей задачей следующего периода стало преодоление наиболее острых форм банковского кризиса. Благоприятные макроэкономические условия, усилия Банка России и Правительства, направленные на реструктуризацию банковской системы, позволили улучшить положение в банковской сфере. В марте 1999 г. в ее состоянии наметился перелом, характеризующий начало перехода от неустойчивого положения к относительной стабилизации.
Однако даже в настоящее время финансовых ресурсов банковской системы России явно недостаточно для эффективной поддержки реального сектора, удовлетворения потребностей всех отраслей экономики -- в частности промышленности, которая (в отличие от банковской системы, характеризующейся преобладанием мелких и средних банков) является высококонцентрированной. Вместе с тем проблема заключается в том, что в сложившейся ситуации банки не осуществляют эффективного перераспределения даже доступного им инвестиционного потенциала.
О незначительной роли банков в экономике России по сравнению с аналогичными показателями других государств говорит тот факт, что отношение суммарных чистых активов к ВВП составляет гораздо меньшую величину по сравнению с показателями развитых стран. По оценкам экспертов, в настоящее время на счетах в Центробанке коммерческие банки держат около 600 млрд. руб.
В результате роста диспропорций между развитием реального и финансового секторов экономики формировались предпосылки не вовлечения, а, напротив, вытеснения банковского капитала из реальной сферы. Сложившаяся зависимость банков от рынка коротких денег при ухудшении финансового положения предприятий и организаций реального сектора экономики привела к накоплению кризисного потенциала. При этом сформировалась взаимосвязь между кризисными процессами в реальном и банковском секторах экономики. Ухудшение финансового положения нефинансовых предприятий и соответствующее сжатие средств на их банковских счетах повлекло за собой уменьшение ресурсной базы коммерческих банков и их вложений в производство. При снижении объема банковских инвестиций и кредитов происходило дальнейшее падение платежеспособности предприятий, что вызывало рост инвестиционных и кредитных рисков. В свою очередь, рост рисков являлся важнейшим фактором, дестимулирующим инвестиционную деятельность банков, поскольку при возрастании рисков усиливалось противоречие между активизацией инвестирования и задачей сохранения финансовой устойчивости банков, и возрастал разрыв между процентными ставками (при увеличении премии за риск, включаемой в процентную ставку) и рентабельностью производства.
В новой ситуации существенно уменьшились возможности быстрого зарабатывания денег посредством финансовых спекуляций. Это побуждает банки искать возможности эффективного размещения своих средств. В то же время снижение процентных ставок по банковским кредитам при росте средне отраслевой рентабельности общественного производства способствует повышению доступности заемных денег для реального сектора экономики.
В то же время в реальных условиях российской экономики, в которых рынок ценных бумаг в последнее время отличается преобладанием спекулятивных вложений и высокой волатильностью, еще достаточно долго сохранится приоритетная значимость кредитных форм удовлетворения инвестиционного спроса. Поэтому при определении роли банков в инвестиционном процессе следует учитывать двойственный характер их деятельности.
Констатируется тот факт, что экономический рост, опирающийся в условиях слабого развития финансовой системы и финансового рынка в основном на самофинансирование, объективно ограничен, с чем нельзя не согласиться. Не вызывает также сомнений поставленная цель - ускоренное развитие финансового рынка, его институтов и инструментов, что позволит более эффективно использовать внутренние финансовые ресурсы и будет способствовать притоку капитала и повышению его качества [16].
При этом в роли ключевых рассматриваются проблемы:
- чрезмерной «зарегулированности» рынка;
- высоких издержек
участников рынка, в основном
связываемых с избыточным
- отсутствия единообразия
норм регулирования, контроля и
надзора, налогообложения различных
институтов и инструментов
- сохранения неравных
условий конкуренции на
Такой выбор проблем предопределяет и соответствующий перечень стратегических задач органов государственной власти по развитию финансового рынка и пути их решения.
Снижение издержек участников финансового рынка и устранение излишнего государственного администрирования. Для решения этой задачи предполагается максимальное преобразование базовых федеральных законов, касающихся финансового рынка, из «рамочных» - в законы прямого действия, создание условий для стимулирования развития саморегулирования на финансовом рынке. Кроме того, намечаются меры по координации деятельности регулирующих и надзорных органов (в долгосрочной перспективе, возможно, с изменением организационной структуры регулирования и надзора), снижению налоговых и административных издержек участников рынка.
Расширение спектра и повышение эффективности использования финансовых инструментов. Намечается ограничиться общим оздоровлением (унификация, упрощение, отмена излишних ограничений) нормативной базы функционирования отдельных сегментов и технологических процедур финансового рынка и его регулирования.
Обеспечение условий конкуренции на финансовом рынке. Решение этой задачи предусматривает согласование стратегий развития финансовых институтов с государственным участием, перенос финансирования части задач этих институтов с федерального бюджета на финансовый рынок, выход государства из капитала финансовых институтов, не выполняющих специализированные государственные задачи, ужесточение мер антимонопольной политики, в особенности, в области госзакупок финансовых услуг. Кроме того, планируется создать систему контроля за использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами, включая законодательное обеспечение соответствующих процедур, обеспечить равные условия вложений на финансовом рынке российскому и иностранному финансовому капиталу.
Информация о работе Коммерческие банки на рынке ценных бумаг