Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 14:04, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования. Поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении, развитие познавательных потребностей, интересов и способностей. Формирование социально значимых мотивов учения, воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, а также формирование умений и навыков умственной деятельности, таких как наблюдение, сравнение, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п. То есть интеллектуального компонента культуры умственного труда.
Оглавление
Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.
Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.
Представители первой теории
утверждали, что главное и наиболее
существенное в умственном
Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования. Поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении, развитие познавательных потребностей, интересов и способностей. Формирование социально значимых мотивов учения, воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, а также формирование умений и навыков умственной деятельности, таких как наблюдение, сравнение, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п. То есть интеллектуального компонента культуры умственного труда.
В понятие «культура учебного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента1: Личностный; Интеллектуальный; Организационно-технический; Гигиенический.
Учебный труд – это, прежде всего труд интеллектуальный, умственный! Учебный труд – целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов, являющимся не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса. Это работа с информацией, содержащая состояние практики и задания по её изменению и которая является его продуктом. Умственный труд еще заключается в освоении, переработке и анализа информации. Сущность умственного труда заключается в мотивированной деятельности ВНС (высшей нервной системы) реализации функций мозга по моделированию переработки информации. Учение - есть труд активности и мысли, специфическая деятельность по формированию новых знаний в психике человека, присвоению им культурно - исторического опыта.
Интеллектуальный труд – это ядро общей культуры студента, на которой базируется эффективность и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности. Существует прямая зависимость между уровнем культуры умственного труда студентов и такими важнейшими характеристиками процесса обучения в вузе, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность студентов. Целенаправленное формирование интеллектуального труда студентов является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса.
Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения и роста темпов
технологизации учебно - образовательных пространств, которые стремительно изменяют само содержание и формы интеллектуального труда. Исходя из этого, появляется необходимость в дисциплинах, предметом которых является интеллектуальный труд как специфическая деятельность и как культурный феномен. Помимо таких теоретических дисциплин, имеются практические значения, поскольку они направлены на преодоление разрыва между высокими требованиями к культуре учебного труда, предъявляемыми на входе в информационно - образовательную среду вуза и недостаточным уровнем ее сформированности на предыдущих ступенях образования2.
Учебный труд студента проявляется в «учебной деятельности», которая характеризуется субъективностью, активностью, целенаправленностью, осознанностью, предметностью, имеющую определённую структуру и содержание. Основным структурным компонентом учебной деятельности является «учебная задача», которая отличается от всяких других задач тем, что её цель результат состоять в изменении самого субъекта деятельности. Учебная задача - проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.
Уметь выделить учебную задачу - это значить ясно представить себе, какими знаниями и навыками необходимо овладеть, что бы суметь выполнить новое задание. Умение выделить учебную задачу является одним из важнейших обще - учебных занятий входящих в умственно - учебный труд студента.
Деятельность - активное и сознательное взаимодействие человека со средой по достижению поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Оно включает в себя: цель, средства, результат и сам процесс. Общение, игра, труд, учение - это виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.
Продуктом учебной деятельности являются: Структурирование и актуализируемые знания, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки практики; Внутренне новообразование психики и деятельности в мотивационных, ценностных и смысловых планах. Продукт учебной деятельности входит в органичную часть индивидуального опыта.
При характеристике педагогических основ воспитания умственного труда было установлено, что умственный труд, включающий в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты умственного труда. Тем не менее, остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.
Центральное место в понятии
«культура умственного труда»
занимают интеллектуальные
В ходе исследования
Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии. Обучение – процесс взаимодействия между учителем и учащимся, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Таким образом, дистанционное обучение можно трактовать как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, при котором участники находятся на расстоянии друг от друга, в результате чего у студента формируются ЗУН.
В настоящее время в образовании отчетливо проявляются следующие тенденции: 1) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний; 2) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов; 3) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному разумению, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной.
Под самообразованием понимается систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого-либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями или без них. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной разви-тости, а также от установок на учебную деятельность, от отношения к знаниям, от волевых качеств и других качеств личности.
В данном определении отмечен ряд существенных черт процесса самообразования: познание, целенаправленность, систематичность, само-стоятельность. Самообразование классифицируют по следующим видам: 1) профессиональное самообразование, направленное на овладение полюбившейся профессией, подготовку к ней; 2) самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных циклов учебных предметов согласно наклонностям, интересам, жизненным планам личности; 3) самообразование, связанное с развитием своих способностей и любительскими занятиями; 4) самообразование, связанное с самовоспитанием, формированием характера.
Организация самостоятельной работы может включать в себя следующие технологические составляющие: 1) отбор целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.; 2) отбор содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности); 3) конструирование заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов; 4) организация контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
1 Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 2006.
2 Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.
Информация о работе Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза