Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования. Поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении, развитие познавательных потребностей, интересов и способностей. Формирование социально значимых мотивов учения, воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, а также формирование умений и навыков умственной деятельности, таких как наблюдение, сравнение, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п. То есть интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза.docx

— 32.12 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

 Представители первой теории  утверждали, что главное и наиболее  существенное в умственном воспитании  – это развитие самих форм  мышления, познавательных способностей  учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При  этом само обучение  рассматривалось  как своеобразный курс умственной  гимнастики. Представители теории  материального образования, напротив  считали самым главным и существенным  в умственном развитии и воспитании  конкретные, реальные знания, которые  в необходимой степени сами  собой определяют и формы мышления.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования. Поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении, развитие познавательных потребностей, интересов и способностей. Формирование социально значимых мотивов учения, воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, а также формирование умений и навыков умственной деятельности, таких как наблюдение, сравнение, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п. То есть интеллектуального компонента культуры умственного труда.

 

 

 

 

 

 

  1. Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: компоненты, их характеристики, конкретные проявления, их прикладное значение

В понятие «культура учебного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента1: Личностный; Интеллектуальный; Организационно-технический; Гигиенический.

Учебный труд – это, прежде всего труд интеллектуальный, умственный! Учебный труд – целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов, являющимся  не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса. Это работа с информацией, содержащая состояние практики и задания по её изменению и которая является его продуктом. Умственный труд еще заключается в освоении, переработке и анализа информации. Сущность умственного труда заключается в мотивированной деятельности ВНС (высшей нервной системы) реализации функций мозга по моделированию переработки информации. Учение - есть труд активности и мысли, специфическая деятельность по формированию новых знаний в психике человека, присвоению им культурно - исторического опыта.

Интеллектуальный труд – это ядро общей культуры студента, на которой базируется эффективность и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности. Существует прямая зависимость между уровнем культуры умственного труда студентов и такими важнейшими характеристиками процесса обучения в вузе, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность студентов. Целенаправленное формирование интеллектуального труда студентов является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса.

Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения и роста темпов

технологизации учебно - образовательных  пространств, которые стремительно изменяют само содержание и формы интеллектуального труда. Исходя из этого, появляется необходимость в дисциплинах, предметом которых является интеллектуальный труд как специфическая деятельность и как культурный феномен. Помимо таких теоретических дисциплин, имеются практические значения, поскольку они направлены на преодоление разрыва между высокими требованиями к культуре учебного труда, предъявляемыми на входе в информационно - образовательную среду вуза и недостаточным уровнем ее сформированности на предыдущих ступенях образования2.

Учебный труд студента проявляется в «учебной деятельности», которая характеризуется субъективностью, активностью, целенаправленностью, осознанностью, предметностью, имеющую определённую структуру и содержание. Основным структурным компонентом учебной деятельности является «учебная задача», которая отличается от всяких других задач тем, что её цель результат состоять в изменении самого субъекта деятельности. Учебная задача - проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.

Уметь выделить учебную задачу - это значить ясно представить себе, какими знаниями и навыками необходимо овладеть, что бы суметь выполнить новое задание. Умение выделить учебную задачу является одним из важнейших обще - учебных занятий входящих в умственно - учебный труд студента.

Деятельность -  активное и сознательное взаимодействие человека со средой по достижению поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Оно включает в себя: цель, средства, результат и сам процесс. Общение, игра, труд, учение - это виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.

Продуктом учебной деятельности являются: Структурирование и актуализируемые знания, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки практики; Внутренне новообразование психики и деятельности в мотивационных, ценностных и смысловых планах. Продукт учебной деятельности входит в органичную часть индивидуального опыта.

 

 

Заключение

При характеристике педагогических основ воспитания умственного труда было установлено, что умственный труд, включающий в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты умственного труда. Тем не менее, остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.

 Центральное место в понятии  «культура умственного труда»  занимают интеллектуальные умения  и навыки, основанные на овладении  учащимися основными операциями  мышления, - это умение выделять  учебную задачу, осуществлять активную  мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого  текста и д.р. Основным плацдармом  воспитания культуры умственного  труда является процесс обучения.

 В ходе исследования зависимости  успеваемости учащихся от степени  сформированности у них мыслительных  процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что  уровень успеваемости в огромной  степени определяется уровнем  овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением  учиться. Таким образом, интеллектуальный  компонент, занимая центральное  место в понятии «умственного  труда», действительно является  «фундаментом» процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 2006.
  2. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие.  – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.

 

 

 

Практическое задание

  1. Как организовать самостоятельную работу студента вуза в рамках дистанционного обучения

Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии. Обучение – процесс взаимодействия между учителем и учащимся, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Таким образом, дистанционное обучение можно трактовать как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, при котором участники находятся на расстоянии друг от друга, в результате чего у студента формируются ЗУН.

В настоящее время в образовании отчетливо проявляются следующие тенденции:  1) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;  2) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов;  3) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному разумению, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной.

Под самообразованием понимается систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого-либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями или без них. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной разви-тости, а также от установок на учебную деятельность, от отношения к знаниям, от волевых качеств и других качеств личности.

В данном определении отмечен ряд существенных черт процесса самообразования: познание, целенаправленность, систематичность, само-стоятельность. Самообразование классифицируют по следующим видам: 1) профессиональное самообразование, направленное на овладение полюбившейся профессией, подготовку к ней; 2) самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных циклов учебных предметов согласно наклонностям, интересам, жизненным планам личности; 3) самообразование, связанное с развитием своих способностей и любительскими занятиями; 4) самообразование, связанное с самовоспитанием, формированием характера.

Организация самостоятельной работы может включать в себя следующие технологические составляющие: 1) отбор целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.; 2) отбор содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности); 3) конструирование заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов; 4) организация контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

 

 

 

 

 

 

  1. Построить таблицу «Факторы успешной работы мозга»


 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развивайте серые клетки - Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг.
  2. Тренируйте свое мышление - Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать. Профессор Катц говорит, что мышление и анализ окружающего мира могут улучшить функционирование бездействующих частей мозга.
  3. Развивайте память - Мозг — это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут вам справиться с проблемами.
  4. Улучшайте навыки - Обычные занятия, такие как шитьё, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны.
  5. Циклы сознания - Определите то время, когда ваше сознание наиболее активно. Если вы определите это время, вы сможете заниматься самыми важными задачами именно в это время.
  6. Пишите - Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные. Это могут быть истории вашего детства, которые могут быть интересны вашим друзьям. Заведите блог, чтобы вас смогли читать остальные!
  7. Игра - Выделите время на игры. Играйте в карты. Играйте в видеоигры. Играйте в настольные игры. Да поиграйте в перетягивание каната, в конце концов! Не имеет значение, во что вы играете. Просто играйте! Это улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически. Играйте!

1 Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 2006.

2 Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие.  – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.

 

 

 

 


Информация о работе Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза