Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 23:09, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении управленческой деятельности в таможенных органах Российской Федерации.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
- проанализировать структуру и функции управления,
- произвести исследование в области организации системы управления в таможенных органах,
- дать перспективы совершенствования и развития таможенных органов.
Введение
Глава 1. Особенности управления в таможенных органах
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах
1.2 Современное состояние управления в таможенных органах и задачи его совершенствования
Глава 2. Методологические основы управления в таможенных органах
2.1 Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах
2.2 Принципы организации управления в таможенных органах
2.3 Пути совершенствования управления в таможенных органах
Заключение
Список использованных источников
Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.
Управленческое решение - это, прежде всего мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.
В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит, прежде всего, успех и неуспех управления ими [22, c. 301].
Решение - это директивный акт, организующий, направляющий и стимулирующий совместные действия сотрудников для достижения поставленных целей. Отсюда - постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности. Такими требованиями являются:
1. Соответствие решения
2. Объективность решения
3. Оптимальность решения
4. Любое решение ценно в том
случае, если оно принято своевременно.
Данное требование означает
5. Быстрота принимаемых решений
зависит от своевременности
Своевременность решений в таможенной деятельности зависит от устойчивых положительных морально-психологических качеств ее сотрудников. Растерянность в условиях дефицита времени, нерешительность в оценках ситуации приводят к медлительности, к откладыванию решения вопроса. Вместе с тем, не нужна и торопливость в принятии решений. Это может привести к нарушению законности, другим негативным последствиям.
6. Решения должны быть
7. Подготовка, принятие и реализация
решений. Какого бы вида ни
требовалось решение, желательно
всю работу по его подготовке,
принятию и реализации вести
в определенной
При подготовке решения, прежде всего, необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить проблему - это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь: производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего формулируются цели.
Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:
- получения решения
- поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела;
- постановки нижестоящим
Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям - по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам таможенного обслуживания, по материальным ресурсам, кадрам и др. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.
Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий: декомпозиция проблемы, выдвижение параллельных задач, определение ключевых подзадач, соотнесение выдвинутых задач (подзадач) с силами и средствами, аналогия, использование прогноза развития ситуации, определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий [18, c. 203].
Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.
К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы.
Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.
Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.
Критерием оценки управленческой деятельности является эффективность. Если два образа действий принесут одинаковые результаты применительно к цели организации, предпочесть следует тот, который предполагает наименьшие издержки. Если два образа действий предполагают одинаковые издержки, предпочесть следует тот, который дает наивысшие результаты.
Существуют следующие наборы характеристик качественных показателей эффективности разработки и реализации управленческих решений:
- своевременность представления проекта решения;
- степень научной
- многовариантность расчетов,
- ориентация на передовой опыт,
- численность занятых в разработке решения,
- стоимость и сроки реализации проекта,
- количество соисполнителей и другие.
Для формулировки методологических подходов при выработке управленческих решений учитывается следующая специфика управленческого труда:
- управленческий труд по
- фактические результаты чаще
учесть невозможно из-за
- социально-психологическая
- реализация решений не
- текущий контроль за реализацией решений отсутствует, ожидаемая эффективность чаще опирается на факты прошлого периода;
- при длительном сроке
- качество принятого решения
не оценивается и не
Методологические подходы к оценке эффективности управленческих решений следующие:
- экономическая эффективность
управления в широком смысле
характеризуется как ресурсная
по соотношению доходов и как
затратная по соотношению
- экономическая эффективность
управления в узком смысле
характеризуется как
- социальная эффективность
- возможна оценка эффективности
выполнения отдельных
Управленческое решение может быть качественным, эффективным, оптимальным. Качество управленческого решения - это степень соответствия его внутренним требованиям организации или стандартам. Эффективность управленческого решения можно определить как отношение положительных результатов и допустимых затрат. Оптимальными решениями будут те из набора альтернатив, которые наилучшим образом удовлетворяют заданным критериям для достижения поставленных целей.
Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников государственной и муниципальной службы на управляемый объект. Первая особенность принимаемых здесь решений - это преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.
Вторая особенность связана с наличием у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий отдела, поста. Здесь важно уметь разглядеть в гуще будничных дел ростки нового и поддержать их, взять на себя ответственность и риск, когда еще нет полной определенности и уверенности в успешном исходе.
Третья особенность заключается в том, что надо уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов государственного управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за показателями контрольных индикаторов, сигнализирующих об экстремальных ситуациях: замечена опасная тенденция - начинается подготовка стратегического решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера [23, c. 111].
Четвертая особенность - низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется следующее:
- своевременное доведение
- повышение мотивации через
расширение привлечения
- формирование общественного
- создание системы кадрового
обеспечения реализации
- организация контроля за траекторией движения решения, что позволит руководству вносить своевременно коррективы в принятые решения.
Процесс подготовки решений представительного органа предусматривает следующие процедуры:
- каждый предлагаемый проект
решения выносится на
- решение не должно содержать
более одного вопроса, смысл которого
должен быть отражен в
- любое решение, которое вносит поправки или отменяет ранее принятые решения, должно предусматривать дословное изложение вопросов для изъятия и включения в новое решение.
При решении особо важных вопросов жизни всей таможенной системы принятию решения должно предшествовать его широкое обсуждение в СМИ и на публичных слушаньях. Подлежат обязательной публикации решения по вопросам бюджета муниципального образования, налогов, сборов и пошлин, норм, порядков и правил. Каждое решение (за исключением специально оговоренных) вступает в силу в течение 30 дней после принятия или с момента его опубликования в СМИ.
2.2
Принципы организации
управление таможенный орган
Организация процесса управления - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления; целесообразное построение во времени и пространстве в соответствии с потребностями согласования совместного труда в социальной системе и задачами неуклонного повышения эффективности управления. Организация процесса управления, как и любая другая организация, предполагает распределение работ в пространстве и во времени.
Организация процесса управления включает: установление необходимой последовательности выполнения различных его циклов, этапов, стадий и фаз; определение временных границ выполнения операций определенного вида и их группировку; четкое поступление достаточной и необходимой информации для нормального и своевременного осуществления каждого этапа процесса управления и всех его операций; установление порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления; определение процедур процесса управления обязательных операций для определенного вида работ (операций согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.) [7].
Информация о работе Методологические основы управления в таможенных органах