Механизм налогообложения страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.
Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций
1.1Система налогообложения РФ
1.2 Субъекты налоговых правоотношений
1.3 Налогообложение страховых организаций
Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций
2.1. Понятие страховых организаций
2.2 Особенности налогообложения страховых организаций
2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

2. Суммы уменьшения (возврата) страховых  резервов, образованных в предыдущие  отчетные периоды с учетом  изменения доли перестраховщиков  в страховых резервах.

Налогообложение доли перестраховщика  в страховых резервах. Согласно статье 13 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором  условиях риска исполнения всех или  части своих обязательств перед  страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

В соответствии с Приказом Минфина  России от 30 декабря 1996 г. № 111 «О годовой  бухгалтерской отчетности страховых  организаций» и Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 января 2001 г. № 2н, устанавливают порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности для страховых организаций (страховщиков); сумма премий по рискам, переданным в перестрахование, и по рискам, принятым в перестрахование, отражается в бухгалтерском учете методом начисления.

В соответствии с письмом Росстрахнадзора  от 3 июля 1995 г. № 08/2-32р/02 «Об определении  доли перестраховщиков в страховых  резервах и формировании резерва  предупредительных мероприятий», доля участия перестраховщика в резерве  незаработанной премии и резерве  произошедших, но незаявленных убытков  определяется пропорционально отношению  суммы страховой премии, переданной в перестрахование, за минусом комиссионного  вознаграждения, полученного по договору перестрахования, к базовой страховой  премии, исчисленной страховщиком по переданному в перестрахование  договору страхования; а в резерве  заявленных, но неурегулированных убытков  доля участия перестраховщика определяется в размере доли убытков, подлежащей возмещению перестраховщиком по условиям договора перестрахования.

В состав доходов страховщиков, учитываемых  при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включается выручка страховщика, формируемая  за счет поступлений страховых взносов  по договорам страхования, сострахования  и перестрахования за вычетом  страховых выплат, отчислений в страховые  резервы и страховых взносов  по договорам, переданным в перестрахование, а также комиссионных вознаграждений и тантьем по договорам, переданным в перестрахование.

Правилами формирования страховых  резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденными  Приказом Росстрахнадзора от 14 марта 1994 № 02-02/04 (далее Приказ № 02-02/04) определено, что в качестве базы расчета технических  резервов, за исключением резерва  заявленных, но неурегулированных убытков, принимается базовая страховая  премия - страховая брутто-премия, поступившая  в отчетном периоде, за минусом фактически выплаченного (начисленного) комиссионного  вознаграждения за заключением договоров  страхования и суммы средств, направленных на формирование резерва  предупредительных мероприятий.

Таким образом, страховые организации  имеют право осуществлять формирование страховых резервов по видам страхования  иным, чем страхование жизни, при  соблюдении требований действующего законодательства и нормативных актов, входящих в  систему нормативного регулирования  бухгалтерского учета страховых  операций в Российской Федерации  независимо от учетной политики страховщика.

Выручка формируется за счет:

а) поступлений страховых взносов  по договорам страхования, сострахования  и перестрахования (счет № 38 «Страховые взносы (премии) по прямому страхованию») и премий, полученных по рискам, принятым в перестрахование (счет № 34 «Страховые премии и портфель премий, полученные по рискам, принятым в перестрахование») за вычетом страховых выплат (счет № 22 «Страховые выплаты по прямому  страхованию» и счет № 24 «Возмещение  доли убытков, уплаченных по рискам, принятым в перестрахование»), отчислений в  страховые резервы (дебетовое сальдо по счету № 49 «Результат изменения  страховых резервов») и страховых  взносов по договорам, переданным в  перестрахование (счет № 27 «Уплаченные  страховые премии по рискам, переданным в перестрахование и ретроцессию»);

б) комиссионных вознаграждений и  тантьем по договорам, переданным в  перестрахование (счет № 33 «Полученные  комиссионные и брокерские вознаграждение, тантьемы, сборы»);

в) комиссионных вознаграждений, полученных за оказание услуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейера и  аварийного комиссара (счет № 39 «Прочие  доходы»);

г) возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование (счет № 35 «Полученные  возмещения доли убытков по рискам, переданным в перестрахование и  ретроцессию»).

Таким образом, выручка страховщика  при налогообложении должна быть увеличена на сумму начислении доли перестраховщика в страховых  резервах и уменьшена на сумму  доли перестраховщика, начисленной  в предыдущем отчетном периоде.

3. Вознаграждения и тантьемы (форма  вознаграждения страховщика со  стороны перестраховщика) по договорам  перестрахования.

4. Вознаграждения от страховщиков  по договорам сострахования.

До 2002 г. данный вид дохода не был  отражен в Положении №491.

5. Суммы возмещения перестраховщиками  доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование.

6. Суммы процентов на депо  премий по рискам, принятым в  перестрахование.

Прочие поступления от страховой  деятельности до 2002 г. включали суммы  полученных процентов, начисленных  на депо премий по рискам, принятым в  перестрахование. Следовательно, формулировка данного дохода не изменилась, но он стал считаться внереализационным  доходом страховщика.

7. Доходы от реализации перешедшего  к страховщику в соответствии  с действующим законодательством  права требования страхователя (выгодоприобретателя)  к лицам, ответственным за причиненный  ущерб.

Прочие поступления от страховой  деятельности до 2002 г. включали суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя по страхованию  имущества к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Таким образом, формулировка данного дохода не изменилась, но он стал считаться внереализационным  доходом страховщика.

8. Суммы, полученные в виде  санкций за невыполнение условий  договоров страхования.

До 2002 г. данный доход не находил  отражения в Положении №491.

9. Вознаграждения за оказание  услуг страхового агента, брокера.

В Налоговом кодексе РФ имеется  ошибка, так как страховые организации  не могут работать страховыми брокерами.

10. Вознаграждения, полученные страховщиком  за оказание услуг сюрвейера  (осмотр принимаемого в страхование  имущества и выдача заключений  об оценке страхового риска)  и аварийного комиссара (определение  причин, характера и размеров  убытков при страховом событии).

11. Другие доходы, полученные при  осуществлении страховой деятельности.

До 2002 г. выручка страховщика формировалась  за счет экономии средств на ведение  дела по обязательному медицинскому страхованию.

Учитывая изложенное, с 2002 г. отсутствует  особенность формирования выручки  страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское  страхование.

К расходам страховых организаций  относятся расходы, понесенные при  осуществлении страховой деятельности, в частности, следующие виды расходов:

1. суммы отчислений в страховые  резервы (с учетом изменения  доли перестраховщиков в страховых  резервах), формируемые на основании  законодательства о страховании  в порядке, утвержденном Министерством  финансов Российской Федерации;.

(в ред. Федерального закона  от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

1.1) суммы отчислений в резерв  гарантий и резерв текущих  компенсационных выплат, формируемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации об обязательном  страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств,  в размерах, установленных в соответствии  со структурой страховых тарифов;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом  от 29.12.2004 № 204-ФЗ)

1.2) суммы отчислений в резервы  (фонды), формируемые в соответствии  с требованиями международных  систем обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств, к которым  присоединилась Российская Федерация;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом  от 29.12.2004 № 204-ФЗ)

 

2. Страховые выплаты по договорам  страхования, сострахования и  перестрахования. К страховым  выплатам относятся: выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты,  предусмотренные условиями договора  страхования.

3. Суммы страховых премий (взносов)  по рискам, переданным в перестрахование.  Положение настоящего пункта  применяется к договорам перестрахования,  заключенным российскими страховыми  организациями с российскими  и иностранными перестраховщиками  и брокерами.

4. Вознаграждения и тантьемы, выплаченные  по договорам перестрахован ия.

5. Суммы процентов, уплаченных  на депо премий по рискам, переданным  в перестрахование.

6. Вознаграждения состраховщику  по договорам сострахования.

7. Возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм  по договорам страхования, сострахования  и перестрахования в случаях,  предусмотренных законодательством  и (или) условиями договора.

8. вознаграждения за оказание  услуг страхового агента и  (или) страхового брокера;

9. расходы по оплате организациям  или отдельным физическим лицам  оказанных ими услуг, связанных  со страховой деятельностью, в  том числе:

услуг актуариев;

медицинского обследования при  заключении договоров страхования  жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществляется страховщиком;

детективных услуг, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной  деятельности, связанных с установлением  обоснованности страховых выплат;

услуг специалистов (в том числе  экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости  имущества и размера страховой  выплаты, оценки последствий страховых  случаев, урегулирования страховых  выплат;

услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;

услуг организаций за выполнение ими  письменных поручений работников по перечислению страховых взносов  из заработной платы путем безналичных  расчетов;

услуг организаций здравоохранения  и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и  иных аналогичных документов;

инкассаторских услуг;

10. другие расходы, непосредственно  связанные со страховой деятельностью.

 

2.2 Особенности налогообложения  страховых организаций

 

Поскольку для страховых организаций  налоги на доходы, а затем налог  на прибыль являются самыми значимыми, то более подробно рассмотрим порядок  их уплаты и результаты замены первого  на второй.

Анализ перехода от уплаты налога на доходы к уплате налога на прибыль  страховщиками важен, чтобы выяснить, как изменилось при данном переходе общее налоговое бремя, а также  применительно к различным страховым  организациям. Актуальность данной проблемы состоит в том, что неоднократно выдвигались идеи снова перевести  страховые организации на уплату налога на доходы. Сдерживающим фактором введения налога на доходы является то, что реально заработанная страховая  премия у страховщика будет определена по окончании договора страхования, а налоги уплачиваются с момента  получения премии (страховых взносов). Исходя из практического опыта, автор  считает, что такой возврат не перспективен.

При налогообложении дохода (1992-1993 гг.) доходом считались все поступающие  страховые взносы за вычетом затрат, кроме оплаты труда штатных работников. Оплата штатных работников осуществлялась за счет части дохода, остающегося  в распоряжении страховой организации  после уплаты налогов, а комиссионные вознаграждения страховых агентов  включались в себестоимость страховых  услуг. С налоговой базы страховые  организации уплачивали налог на доходы по ставке 25%, с доходов по ценным бумагам - по ставке 15%, а по прочей деятельности уплачивали налог на прибыль  по ставке 32% .

Размер комиссионного вознаграждения страховых агентов и страховых  брокеров определялся, исходя из доли (процента) расходов на ведение дела, предусмотренной в структуре  тарифной ставки. Это являлось одной  из основных особенностей страховой  деятельности, и на нее не распространялось налогообложение за превышение фонда  оплаты труда по сравнению с нормируемой  величиной. Однако в любой страховой  организации один и тот же работник, являясь штатным сотрудником, мог  по совместительству быть страховым  агентом. Это усложняло определение  его заработка, так как нужно  было одновременно определять источник данного заработка из дохода или  прибыли страховой организации. Существовавший в 1993 г. порядок формирования резервов нормативным методом предусматривал создание запасных фондов, используемых для выплаты страхового возмещения в тех случаях, когда они не покрывались страховыми платежами  текущего года. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному  страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находящегося в распоряжении страховой  организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки.

Информация о работе Механизм налогообложения страховых организаций