Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:14, курсовая работа
Цели, задачи, приоритетные направления политики в отношении молодежи определены Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
На заседании Государственного совета Российской Федерации, посвященного вопросам молодежной политики, ещё раз подтвержден тезис о том, что в эффективной реализации молодежной политики должны быть заинтересованы не только органы власти, но и общественные структуры, и бизнес. Вместе с тем, особая роль в этом процессе принадлежит руководителям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обладающим необходимым нормативным инструментарием.
Консультативный
Совет по молодежной политике при
полномочном представителе
Протокол IX заседания Консультативного Совета по молодежной политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
16 сентября 2009 года, г. Улан-Удэ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛА:
Заместитель полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Сибирском
федеральном округе, председатель Консультативного
Совета по молодежной политике
Л.Е.Бурда
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель Народного Хурала Республики
Бурятия М.М.Гершевич, Заместитель Председателя
Правительства Республики Бурятия А.Е.Чепик,
Депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Т.Г.Воронова,
В.Э.Матханов, Директор Департамента молодежной
политики и общественных связей Министерства
спорта, туризма и молодежной политики
Российской Федерации Б.Б.Гусев.
Члены Консультативного Совета по молодежной
политике (либо их уполномоченные представители):
Б.Х.Ангуров, А.И.Андреев, В.В.Бахарева,
А.Е.Белоусов, С.В.Бородин, А.В.Бочаров,
Т.А.Бусоедова, Д.О.Голубев, С.С.Григорьев,
А.В.Гридин, Е.С.Дорошенко, А.М.Дронов, В.В.Ерошов,
Е.О.Занданов, И.В.Иванов, С.Ю.Канарев, П.С.Кобук,
С.Н.Ковригина, Е.А.Лебедева, О.Б.Макиев,
Г.Г.Манашев О.В.Матросова, У.С.Ондар, Е.А.Павлычев,
В.С.Пель, Н.Г.Потапова, Т.Ф.Федяева, А.З.Хайдапова
Министр образования и науки Республики
Бурятия А.В.Дамдинов.
Министр экономики Республики Бурятия
Т.Г.Думнова.
Приглашенные
(главы, заместители глав муниципальных
образований Республики Бурятия, представители
органов по делам молодежи муниципальных
образований, молодежных общественных
объединений, высших учебных заведений).
I. О реализации молодежной
политики
на уровне муниципальных образований
(Бурда, Матханов, Дамдинов, Бадмаев,
Лебедева, Дронов, Голубев, Хайдапова,
Макиев)
Современные тенденции развития
российского общества и государства
актуализировали задачу целенаправленной
работы с молодёжью на всех уровнях
управления. Достижение стратегических
целей в экономике и социальной
сфере в значительной степени
зависит от результативности мер, ориентированных
на развитие и реализацию потенциала
молодежи в интересах страны.
Цели, задачи, приоритетные направления
политики в отношении молодежи определены
Стратегией государственной молодежной
политики в Российской Федерации и Концепцией
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года. Молодежная политика формируется
и реализуется органами государственной
власти и местного самоуправления при
участии молодежных и детских общественных
объединений, неправительственных организаций
и иных юридических и физических лиц.
На заседании Государственного совета
Российской Федерации, посвященного вопросам
молодежной политики, ещё раз подтвержден
тезис о том, что в эффективной реализации
молодежной политики должны быть заинтересованы
не только органы власти, но и общественные
структуры, и бизнес. Вместе с тем, особая
роль в этом процессе принадлежит руководителям
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, обладающим необходимым
нормативным инструментарием.
Одна из основных задач органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления –
разработать механизмы реализации принятых
в сфере государственной молодежной политики
решений, определить формы и методы работы.
Организация и осуществление мероприятий
по работе с детьми и молодежью в поселении,
муниципальном районе, городском округе
отнесены к вопросам местного значения
муниципальных образований в соответствии
с Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Проводимая на
уровне муниципальных образований работа
с молодежью является составной частью
молодежной политики, во многом определяет
её качество. Она должна быть нацелена
на обеспечение активной роли молодежи
в жизни территории, способствовать формированию
и реализации потенциала молодежи в интересах
комплексного социально-экономического
развития муниципального образования,
улучшения качества жизни конкретных
людей.
Уровень включенности молодежи в процессы
развития муниципальных образований может
служить одним из основных индикаторов
эффективности политических, экономических,
социальных процессов.
Анализ сложившейся практики реализации
молодежной политики в субъектах Российской
Федерации Сибирского федерального округа
показал, что на уровне муниципальных
районов и городских округов активно используется
программно-целевой подход. При этом наибольшее
распространение получили комплексные
муниципальные молодежные целевые программы
(«Молодежь района (города)»), а также целевые
программы по обеспечению жильем молодых
семей. Вместе с тем, такие программы приняты
не во всех муниципальных образованиях,
существуют проблемы с их финансированием.
Взаимодействие региональных и муниципальных
органов по делам молодежи организовано
на постоянной основе. Основные формы
взаимодействия:
- совместная реализация молодежных программ,
организация региональных и межмуниципальных
мероприятий;
- проведение обучающих семинаров, курсов
повышения квалификации;
- оказание информационной и методической
помощи, в том числе с выездом в муниципальные
образования;
- развитие инфраструктуры молодежной
политики на муниципальном уровне.
Вместе с тем, сохраняются различия в подходах
к реализации молодежной политики в муниципальных
образованиях, содержании и масштабах
проводимой работы. Возможности для самореализации
молодежи, включения молодых граждан в
предпринимательскую и общественную деятельность,
уровень развития инфраструктуры существенно
отличаются в зависимости от места проживания,
что отражается и на миграционных процессах,
и на распространении социально-негативных
явлений в молодежной среде.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению сообщения участников заседания о практике реализации молодежной политики на уровне муниципальных образований в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.
2. Одобрить и рекомендовать к распространению представленный на заседании опыт работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, молодежных объединений Республики Бурятия, Алтайского края, Забайкальского края, Омской области в сфере молодежной политики.
3. Направить в органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа для изучения и использования в практической деятельности, в том числе для оказания методической помощи органам по делам молодежи муниципальных образований, материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реализация молодежной политики на муниципальном уровне» (прилагается к протоколу на компакт-диске), проведенной в сентябре 2009 года в г. Улан-Удэ Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерством образования и науки Республики Бурятия при участии Новосибирского государственного педагогического университета.
4. Рекомендовать органам по
делам молодежи субъектов Российской
Федерации с привлечением представителей
органов по делам молодежи муниципальных
образований, молодежных общественных
объединений рассмотреть проект концепции
«Основные направления организации деятельности
по реализации государственной молодежной
политики на муниципальном уровне», разработанный
рабочей группой Института молодежной
политики и социальной работы Новосибирского
государственного педагогического университета
(прилагается к протоколу на компакт-диске).
По итогам рассмотрения направить в Институт
молодежной политики и социальной работы
НГПУ отзыв на проект концепции и предложения
по его совершенствованию.
Предложить Институту молодежной политики
и социальной работы НГПУ:
- доработать проект концепции с учетом
отзывов и предложений, поступивших из
субъектов Российской Федерации;
- направить проект концепции для рассмотрения
в Министерство спорта, туризма и молодежной
политики Российской Федерации.
5. Предложить Министерству спорта,
туризма и молодежной политики Российской
Федерации:
- при разработке федеральной целевой программы
«Молодежь России» на 2011-2015 годы определить
механизмы участия органов по делам молодежи
муниципальных образований в реализации
комплексных мер, предусмотренных этой
программой;
- рассмотреть вопрос о выработке и внедрении
типовых критериев оценки эффективности
молодежной политики на уровне муниципальных
образований.
6. Рекомендовать высшим органам
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации Сибирского федерального округа:
- проанализировать действующие в муниципальных
образованиях субъекта Российской Федерации
нормативные акты и муниципальные целевые
программы в сфере реализации молодежной
политики, оценить их соответствие приоритетам,
определенным на федеральном и региональном
уровне;
- при разработке региональных молодежных
целевых программ предусматривать меры,
направленные на усиление взаимодействия
органа по делам молодежи субъекта Российской
Федерации с органами по делам молодежи
муниципальных образований в целях повышения
системности и эффективности молодежной
политики на всей территории региона;
- оказать содействие органам местного
самоуправления в вопросах сохранения
и развития инфраструктуры реализации
молодежной политики на муниципальном
уровне, финансового обеспечения муниципальных
молодежных программ;
- при оценке деятельности глав муниципальных
образований учитывать результаты проводимой
на их территории работы с молодежью.
7. Рекомендовать органам по
делам молодежи субъектов Российской
Федерации Сибирского федерального округа:
- обеспечивать научно-методическое, информационно-консультационное
сопровождение деятельности органов по
делам молодежи муниципальных образований,
оказывать им содействие в процессе разработки
и реализации муниципальных молодежных
программ для обеспечения их комплексного
характера, соответствия региональным
молодежным программам, включения в них
мер, направленных на развитие механизмов
участия молодежи в процессах социально-экономического
развития муниципальных образований;
- обсудить с руководителями органов по
делам молодежи муниципальных образований
целесообразность разработки на уровне
субъекта Российской Федерации проекта
типовой муниципальной молодежной целевой
программы;
- проанализировать ситуацию с кадровым
обеспечением молодежной политики в муниципальных
образованиях, принять меры для совершенствования
кадрового потенциала органов по делам
молодежи, муниципальных учреждений (подготовка,
переподготовка, повышение квалификации
специалистов, в том числе на базе Института
молодежной политики и социальной работы
НГПУ);
- развивать механизмы стимулирования
активных молодёжных и детских общественных
объединений, участвующих в реализации
молодежной политики на уровне муниципальных
образований (региональные конкурсы социально-значимых
проектов, гранты и т.п.), способствовать
распространению опыта их работы.
8. Рекомендовать главам муниципальных
образований:
- рассматривать молодежную политику в
качестве одного из приоритетных направлений
деятельности органов местного самоуправления
по комплексному социально-экономическому
развитию муниципальных образований;
- организовывать работу по реализации
молодежной политики с учетом Стратегии
государственной молодежной политики
в Российской Федерации, утвержденной
Распоряжением Правительства Российской
Федерации;
- обеспечивать выделение необходимых
организационных и финансовых ресурсов
для реализации муниципальных молодежных
программ (в том числе по вопросам обеспечения
молодежи доступным жильем, трудовой занятости
и развития молодежного предпринимательства,
досуга молодежи, гражданско-патриотического
воспитания и т.п.), а также деятельности
муниципальных учреждений по работе с
молодежью;
- во взаимодействии с органом по делам
молодежи субъекта Российской Федерации
принимать целенаправленные меры для
повышения квалификации сотрудников органов
по делам молодежи муниципальных образований,
муниципальных учреждений, формирования
молодежного кадрового резерва, а также
информирования молодых граждан о возможностях
для самореализации, имеющихся в муниципальном
образовании, субъекте Российской Федерации;
- развивать диалог и практическое сотрудничество
с молодежными общественными объединениями,
в том числе посредством создания при
органах местного самоуправления молодежных
консультативно-совещательных структур,
поддержки социально-значимых инициатив
молодежи;
- проработать с руководителями ведущих
предприятий, организаций и образовательных
учреждений, действующих на территории
муниципального образования, дополнительные
меры по организации профессиональной
ориентации, подготовки и трудоустройства
молодежи (в том числе сезонной занятости),
а также по созданию советов молодых специалистов
на предприятиях;
- налаживать межмуниципальное взаимодействие
в вопросах реализации молодежной политики.
9. Предложить общественным палатам субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления провести в 2010 году общественные слушания по вопросам реализации молодежной политики на региональном и муниципальном уровне.
10. Рекомендовать региональным
молодежным и детским общественным объединениям,
молодежным парламентам субъектов Российской
Федерации:
- инициировать и оказать поддержку формированию
в муниципальных образованиях местных
отделений молодежных и детских общественных
объединений, а также молодежных консультативно-совещательных
структур при органах местного самоуправления;
- во взаимодействии с органами по делам
молодежи реализовать меры, направленные
на активизацию местных молодежных сообществ
в качестве субъектов молодежной политики,
обеспечение их конструктивного практического
участия в вопросах развития муниципальных
образований.
II. О содействии молодежному
предпринимательству
(Бурда, Думнова, Ондар, Худяков)
Поддержка молодежного
В настоящее время на всех уровнях публичной
власти реализуются программы развития
малого и среднего предпринимательства.
Решение задачи снижения административных
барьеров для субъектов малого и среднего
бизнеса, другие актуальные меры по развитию
предпринимательства, в том числе в сфере
инноваций, находятся на особом контроле
руководства страны.
Кроме того, поддержка и стимулирование
развития малого и среднего предпринимательства
– одна из ключевых антикризисных мер.
Актуальна задача формирования инфраструктуры
поддержки предпринимательства, в частности
– путем создания региональных и муниципальных
центров поддержки предпринимательства.
Их создание в Сибирском федеральном округе
предусмотрено «Концепцией формирования
Системы устойчивого развития малого
и среднего предпринимательства в субъектах
Российской Федерации Сибирского федерального
округа», утвержденной на совместном заседании
Совета при полномочном представителе
Президента Российской Федерации в Сибирском
федеральном округе, Совета законодателей
Сибирского федерального округа и Совета
Межрегиональной ассоциации «Сибирское
соглашение» 2 июня 2009 года.
Центры поддержки предпринимательства
в рамках взаимодействия со студенческими
бизнес-инкубаторами могут стать участниками
реализации программ поддержки молодежного
предпринимательства, в том числе в инновационных
секторах экономики.
В настоящее время органы по делам молодежи
во взаимодействии с другими органами
власти и местного самоуправления принимают
участие в реализации мер содействия молодежному
предпринимательству. Среди них:
- организация обучающих семинаров для
молодежи по бизнес-планированию, «школ
молодого бизнесмена», «круглых столов»,
учебно-деловых игр, тренингов, конференций
по вопросам развития молодежного предпринимательства,
открытия своего дела и т.п.;
- информирование молодежи о действующих
программах по поддержке бизнеса, проектах
и конкурсах, направленных на развитие
молодежного предпринимательства;
- проведение конкурсов молодежных бизнес-проектов,
победители которых получают финансовую,
консалтинговую и иную поддержку;
- создание и деятельность бизнес-инкубаторов,
в том числе вузовских (межвузовских).
- организация встреч, мастер-классов, форумов,
иных переговорных площадок, позволяющих
студентам, молодым предпринимателям
общаться, устанавливать контакты с успешными
бизнесменами, потенциальными инвесторами.
По инициативе Президента Российской
Федерации в августе 2009 года были приняты
дополнения в Федеральный закон «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании»,
предусматривающие право высших учебных
заведений быть учредителями хозяйственных
обществ, деятельность которых заключается
в практическом применении (внедрении)
результатов интеллектуальной деятельности,
исключительные права на которые принадлежат
данным высшим учебным заведениям.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению сообщения участников заседания о мерах по содействию молодежному предпринимательству в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.
2. Рекомендовать органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
Сибирского федерального округа, органам
местного самоуправления:
- обсудить с представителями финансово-кредитных
учреждений конкретные меры по повышению
доступности кредитов для молодых предпринимателей
на открытие собственного дела;
- рассмотреть возможности расширения
практики предоставления на конкурсной
основе грантов молодым предпринимателям;
- в рамках деятельности региональных и
муниципальных центров поддержки предпринимательства
уделять особое внимание вопросам оказания
информационно-
- дополнить региональные, муниципальные
программы развития малого и среднего
предпринимательства разделом, посвященным
содействию молодежному предпринимательству;
- ввести молодых предпринимателей (в том
числе победителей конкурсов) в составы
региональных и муниципальных консультативно-совещательных
органов по вопросам развития предпринимательства;
- в ходе реализации антикризисных мер
по снижению напряженности на рынке труда,
а также работы по профессиональной ориентации
и трудоустройству молодежи привлекать
успешные малые и средние предприятия
к организации стажировок выпускников
учреждений профессионального образования,
а также временной (сезонной) занятости
учащейся молодежи;
3. Рекомендовать органам по
делам молодежи субъектов Российской
Федерации, органам по делам молодежи
муниципальных образований:
- во взаимодействии с органами исполнительной
власти (структурными подразделениями)
по развитию предпринимательства проработать
и реализовать дополнительные меры по
расширению информированности молодежи
о наличии региональных и муниципальных
центров поддержки предпринимательства
и оказываемых ими услугах, проводимых
конкурсах молодежных бизнес-проектов,
а также об иных мерах поддержки молодежного
предпринимательства, реализуемых на
территории субъекта Российской Федерации,
муниципального образования;
- на регулярной основе организовывать
работу и информационное освещение «школ
молодого предпринимателя», молодежных
деловых форумов, иных образовательных
и переговорных площадок, создающих условия
для обучения молодых предпринимателей,
информирования молодежи о специфике
предпринимательской деятельности, презентации
молодежных бизнес-проектов, установления
прямых связей между инвесторами и молодыми
предпринимателями;
- с участием органов управления в сфере
образования, администраций высших учебных
заведений определить возможности повышения
эффективности работы действующих студенческих
бизнес-инкубаторов, открытия новых, а
также обсудить механизмы реализации
права высших учебных заведений быть учредителями
хозяйственных обществ, деятельность
которых заключается в практическом применении
(внедрении) результатов интеллектуальной
деятельности, исключительные права на
которые принадлежат данным вузам;
- установить практическое взаимодействие
с общественными объединениями молодых
предпринимателей;
- разработать комплекс мер по воспитанию
у молодого поколения «предпринимательского
сознания», предусматривающего в том числе
социально активную позицию, профессиональное
и ответственное отношение к своему делу,
здоровый образ жизни, стремление к созидательному
творческому труду и успеху;
- на основе имеющихся позитивных примеров
пропагандировать среди молодежи образ
успешного молодого предпринимателя –
инноватора.