Организация управления государственным и муниципальным долгом на примере Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы будет рассмотрение и изучение системы управления государственным и муниципальным долгом на примере Тюменской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть структуру, виды и формы государственного долга;
 выявить особенности управления государственным и муниципальным долгом;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Государственный и муниципальный долг: структура, виды и формы….….5
1.1.Причины и формы государственных заимствований……………………..5
1.2.Структура государственного долга РФ……………………………………10
2.Управление государственным долгом и направления его сокращения……12
2.1.Система управления государственным долгом……………………………12
2.2.Основные направления сокращения долговой зависимости……………..16
3.Изменение структуры государственного долга Тюменской области и муниципального долга в периоде 2011-2013гг………………………………..20
3.1.Организация бюджетной структуры Тюменской области……………….20
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованной литературы…………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Организация управления государственным и муниципальным долгом.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Для стран с низким уровнем дохода для целей выкупа могут быть использованы средства Фонда сокращения задолженности MAP. Этот Фонд был организован в 1989г. для оказания помощи беднейшим странам, имеющим право получать кредиты только по линии MAP9.

В соответствии с правилами деятельности Фонда выкупу подлежат средне- и долгосрочные государственные обязательства частным иностранным кредиторам, которые не должны быть дополнительно гарантированы или обеспечены правительством либо третьими сторонами, включая обеспечение активами, а также краткосрочные обязательства, в частности коммерческие кредиты, полученные от экспортеров.

Программы переоформления задолженности по линии Фонда MAP имеют безвозмездный разовый характер, т.е. пути дальнейшей реструктуризации не рассматриваются. Размер средств, выделяемых той или иной стране, ограничен 10 млн. дол. При этом страна должна быть в состоянии мобилизовать дополнительные ресурсы от прочих доноров. Проведение операций полиции Фонда считается целесообразным, если она позволяет погасить не менее 85% задолженности частным кредиторам.

Одной из наиболее известных рыночных схем реструктуризации государственного долга является конверсия долга. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие обмен внешнего долга на национальные активы. Это могут быть: конверсия долга в инвестиции; погашение долга товарными поставками; обмен на собственность; обмен на долговые обязательства третьих стран; обмен на акции или облигации.

Чаще всего осуществляется обмен долгов на акции национальных компаний. При этом кредиторам предоставляется право продажи долгов с дисконтом за национальную валюту. Последняя используется им для реализации инвестиционных проектов, приобретения ценных бумаг и прочих активов. С целью обеспечения наиболее выгодного для страны-должника курса при обмене выраженных в долларах долгов на национальную валюту в латиноамериканских странах, например, широко применялось проведение аукционов. Победителями на них становились владельцы долговых обязательств, предложившие наибольшие скидки с номинальной стоимости этих обязательств. Чаще всего используется непосредственный обмен (своп) долгов на акции компаний, находящихся в государственной собственности. При этом происходит капитализация внешнего долга.

Такая капитализация преследует следующие цели: замедление темпов роста или абсолютное сокращение величины внешнего долга; уменьшение оттока финансовых средств в виде платежей по обслуживанию внешней задолженности; привлечение новых инвестиций из-за рубежа; участие иностранного капитала в программах приватизации государственных предприятий; частичное возращение национальных капиталов, вывезенных за границу.

Таким образом, решается двоякая задача: с одной стороны, ослабляется внешнее долговое бремя, а с другой - привлекается иностранный капитал с целью обеспечения экономического роста и структурной перестройки экономики.

Большой опыт конверсии внешней задолженности во внутренние активы накоплен странами Латинской Америки, которые испытывали в 80-х гг. острейший долговой кризис. Они активно использовались при переоформлении задолженности таких стран-должников, как Чили, Аргентина и Мексика. Однако к 1991г. их объем значительно сократился в основном потому, что с начала 90-х гг. цены долгов на вторичных рынках заметно возросли и привлекательность подобных операций для инвесторов уменьшилась. Операции по конверсии долга в акции предприятий иностранными инвесторами были прибыльными до тех пор, пока их национальная стоимость была ниже мировой.

Сегодня капитализация долговых обязательств может быть рассмотрена как один из способов сокращения внешнего долга. Однако надо иметь в виду, что этот метод связан с определенным риском. В частности, следует учитывать, что вследствие использования механизма конверсии одновременно сокращаются традиционные капиталовложения, следовательно, уменьшается приток новых средств. Кроме того, процесс конверсии может активизировать спекулятивные операции с целью извлечения дохода на разнице обменных курсов по конверсионным и текущим операциям. Расходы на обслуживание внешнего долга уменьшаются, зато растут выплаты дивидендов по акциям, следовательно, ставится под сомнение сокращение итогового оттока финансовых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изменение структуры государственного долга Тюменской области

и муниципального долга в периоде 2011 - 2013 гг.

3.1. Организация бюджетной структуры Тюменской области

Бюджетный процесс в Тюменской области осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (и другими законодательными актами Российской Федерации, уставом Тюменской области, законами Тюменской области «О бюджетном процессе в Тюменской области», «О межбюджетных отношениях в Тюменской области» и другими законами области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области10.

Доходы областного бюджета за 2013 год составили 172 миллиарда 882 миллиона рублей. В 2013 году доходы областного бюджета по сравнению с доходами, полученными в 2012 году, увеличились на 38 миллиардов 809 миллионов рублей, или на 29%.

Основными доходными источниками в структуре поступлений налоговых и неналоговых доходов в областном бюджете являются налог на прибыль организаций - более 80% и налог на доходы физических лиц - около 9%.  
Поступление налога на прибыль организаций в областной бюджет составило 108 миллиардов 618 миллионов рублей. В целом благоприятная экономическая ситуация позволила обеспечить выполнение плановых назначений. 

Налога на доходы физических лиц поступило 11 миллиардов 894 миллиона рублей. Рост доходов населения обеспечил поступление налога на запланированном уровне. Расходы областного бюджета составили более 161 миллиарда рублей. По сравнению с показателями 2012 года расходы областного бюджета в 2013 году увеличились на 29 миллиардов 545 миллионов рублей, или на 22,5%. 

В 2013 году в Тюменской области в соответствии с политикой, последовательно проводимой Правительством области, заработная плата работников организаций бюджетной сферы была проиндексирована дважды (на 6,5% с 1 июня и на 22% - с 1 сентября). На реализацию данного решения в прошлом году было направлено около двух миллиардов рублей. В целом расходы областного бюджета в 2013 году на финансирование социальной сферы составили около 58 миллиардов рублей, или 36% от общих расходов областного бюджета. 

В 2013 году осуществлялась реализация 34 областных целевых программ. На реализацию программных мероприятий в 2013 году направлено 116 миллиардов 35 миллионов рублей. 

По сравнению с показателями 2012 года объем расходов на финансирование программ увеличился на 16,5%. 

Областная целевая программа «Сотрудничество» профинансирована в 2013 году в объеме 34 миллиарда 860 миллионов рублей. Объем финансирования по данной программе в 2013 году увеличился по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 3 миллиарда рублей. 

Профицит областного бюджета в 2013 году составил 11 миллиардов 782,5 миллиона рублей.

Как сообщил на заседании руководитель аппарата комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы Владимир Романчук, рассмотрению данного законопроекта предшествовало проведение публичных слушаний. Указанный законопроект был размещен на официальном сайте областной Думы в сети Интернет. В публичных слушаниях приняли участие различные категории населения Тюменской области, представители предприятий, учреждений, осуществляющих свою деятельность в нашем регионе, представители органов власти и местного самоуправления области. Всего в публичных слушаниях приняли участие 35 жителей области, поступило около 40 обращений, замечаний и предложений к проекту закона об исполнении бюджета. Наибольшую активность проявили жители города Тюмени, в том числе поступили обращения от жителей города Тобольска, Исетского, Тюменского, Казанского и Ярковского районов. 

Как и прежде, многие вопросы имели социальную направленность - 35% от общего количества обращений. Порядка 20% обращений связано с финансированием жилищного хозяйства. Граждан интересовали вопросы выделения субсидий на строительство (приобретение) жилья, финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, о принимаемых Правительством Тюменской области мерах по завершению строительства долгостроев. Задавались вопросы о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, о сокращении очередности в детские сады, о реализации в Тюменской области программы модернизации здравоохранения. Жителей области интересовали вопросы, связанные с поддержкой сельского хозяйства, - 10% от общего количества обращений. Иные вопросы по исполнению областного бюджета за 2013 год, в том числе финансирование дорожного и коммунального хозяйства, составили 35% от общего количества обращений. 

Областной бюджет на 2014 год предлагается утвердить с дефицитом в размере 41 миллиард рублей. В качестве источников финансирования дефицита областного бюджета предлагается использовать переходящие остатки областного бюджета, а также поступления от продажи акций, находящихся в государственной собственности. 

В результате обсуждения корректировок депутаты приняли решение утвердить на ближайшем заседании областной Думы следующие основные характеристики областного бюджета на 2014 год: доходы - 141 миллиард 89 миллионов рублей, расходы - 182 миллиарда 272 миллиона рублей. 

Также были внесены корректировки в бюджет фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на 2014 год. Доходы бюджета предлагается утвердить в объеме 13 миллиардов 408 миллионов рублей, что на 2,5 миллиарда больше доходов, установленных действующим Законом. За счет увеличения доходов бюджета Фонда увеличены расходы на финансирование здравоохранения.  
 

 

 

 

 

Заключение

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Особое положение в составе государственного долга занимает внутренний государственный долг РФ на 1 июля 2013 года, который  cоставил 4 трлн 57,576 млрд рублей.

На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал.

Также не малое значение имеет и внешний долг РФ. Но в целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

  • снижается общий объем;
  • снижается долговая нагрузка на экономику;
  • из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

В целом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования.

Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств, в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 сентября 2012г.] - М.: Издательство Юрайт, 2012
  2. Балабанов, И.Т. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика - 2009 - 341 с.
  3. Ворожцов, П. А. О принципах политики в области управления государственным долгом / П. А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. - 2011 - № 28 - С.20 - 24.
  4. Воронин, Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. - 2009 - №1 - С. 58 - 67.
  5. Жарыгин, Б. Д. Государственное регулирование экономики / Б.Д.Жарыгин. - М.: Слово, 2012. - 204 с.
  6. Зейман, А. Л. Государственное регулирование экономики / А. Л. Зейман. - М.: Юнити - Дана, 2012. - 457 с.
  7. Златкис, Б. И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. / Б. И. Златкис // Финансы. 2013. - № 7. - С. 10 - 15.
  8. Колпакова, Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие / Г. М. Колпакова - М.: Финансы и статистика, 2011. - 496 с.
  9. Лебедев, А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления - 2013 - №3 - С.37-40
  10. Попкова, Н. А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности. / Н. А. Попкова // Финансы. - 2010. - №1 - С.49-51.
  11. Саркисянц, А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. - 2012. - № 8. - С. 25 - 31.
  12. Чумаченко, А. А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования / А. А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. - 2012 - №16 - С.63-66.
  13. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

Информация о работе Организация управления государственным и муниципальным долгом на примере Тюменской области