Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Аудит в условиях рыночной экономики является важнейшей составной частью финансового контроля. Он представляет собой основную форму контроля для коммерческих организаций, когда участники хозяйственных обществ хотят получить объективную оценку достоверности отчетности, а часто и целесообразности использования авансированного в бизнес капитала. Аудит проводится на государственных унитарных предприятиях и муниципальных унитарных предприятиях с целью контроля над сохранностью государственной собственности и эффективностью ее использования. К услугам аудиторов прибегают правоохранительные органы и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, заказчиками, с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами 6
1.1 Ознакомительный этап 7
1.2 Основной этап 10
1.3 Заключительный этап 16
Заключение 18
2. Примеры тестовых заданий 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ основы аудита в 10.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Если в договоре указано, что товар (работы, услуги) оплачивается в рублях по курсу иностранной  валюты на день перечисления денег покупателем, то аудитор в данной ситуации должен проверить правильность применения ПБУ 3/2006:

отражена ли задолженность контрагента на момент перехода к нему права собственности  на отгруженные ценности (по курсу  иностранной валюты, действующему на этот момент);

была ли увеличена  или уменьшена дебиторская задолженность  исходя из суммы денежных средств, фактически перечисленных покупателем.

В случае если курс валюты на дату оплаты материальных ценностей  выше, чем на дату их отгрузки, аудитор  должен проверить полноту исчисления положительной суммовой разницы (задолженность увеличивается и доначисляется НДС); если ниже, то возникает отрицательная суммовая разница и соответственно задолженность покупателя уменьшается, НДС сторнируется.

При использовании организацией товарных векселей в качестве оплаты аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:

- открыт ли для учета задолженности по выданным товарным векселям отдельный субсчет «Векселя полученные» к счету 62;

- правильно ли отражены хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета;

- верно ли отражена полученная разница в случае превышения номинальной стоимости товарного векселя, выдаваемого покупателем поставщику, сумм его задолженности; эта разница должна быть отражена как процент, уплаченный за отсрочку платежа, на эту сумму увеличивается дебиторская задолженность.

В ходе аудита необходимо обратить внимание на задолженность, срок исковой давности по которой истек (три года с момента исполнения должником своих обязательств). В этом случае организация имеет право списать указанную задолженность, соответствующим образом оформив принятое решение (имеется приказ, подобран полный комплект документов о невозможности ее взыскания). Сумма списанной задолженности должна быть отражена в бухгалтерском учете в составе прочих расходов и учитываться на забалансовом счете 007 в течение пяти лет.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ при определении выручки  датой оплаты товаров (работ, услуг) – датой начисления НДС признается наиболее ранняя из следующих дат:

- день истечения указанного срока исковой давности;

- день списания дебиторской задолженности.

Следовательно, аудитор должен проверить полноту  исчисления НДС со списанной дебиторской  задолженности.

При проверке правильности формирования кредиторской задолженности  перед поставщиками аудитор должен внимательно изучить комплект документов, на основании которых задолженность была сформирована – договоры поставки (оказания услуг, выполнения работ), накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ. Отсутствие любого из указанных документов не является основанием для формирования кредиторской задолженности в регистрах бухгалтерского учета. В случае списания кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (три года) аудитор должен проверить наличие приказа о списании задолженности и комплект документов, на основании которых было принято такое решение. При этом необходимо подтвердить полноту включения списанных сумм в состав прочих доходов для целей бухгалтерского и внереализационных доходов для целей налогового учета. Сумма НДС по поставленным материальным ценностям (работам, услугам), не оплаченным поставщику, должна быть включена в состав прочих (внереализационных) расходов [3].

Отметим, что  в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой  давности начинает отсчитываться с  той даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору. Если дата в договоре не установлена, то срок исковой давности исчисляется с того момента, когда право собственности на товар перешло от продавца покупателю. Срок исковой давности может быть прерван и отсчитываться снова. Для этого поставщик должен обратиться в суд с иском к организации. В этом случае срок исковой давности прерывается в тот день, когда суд принял исковое заявление. Кроме того, срок исковой давности прерывается, если организация признала за собой долг письменно, а также если организация перечислила поставщику часть денежных средств. В указанных случаях организация не имеет оснований для списания кредиторской задолженности.

Если организация  создает резерв по сомнительным долгам, то аудитор проверяет, как данный факт отражен в учетной политике и была ли проведена инвентаризация дебиторской задолженности. Необходимо выяснить, как была определена величина резерва на счете 63. В соответствии с действующим законодательством величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы должны быть присоединены при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

В ходе аудита расчетов с подотчетными лицами необходимо установить, что все расчеты осуществляются со счета 71. Выданные под отчет суммы дебетуются в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

В целях обеспечения  внутреннего контроля над сохранностью денежных средств в организации  должен был издан приказ, устанавливающий  перечень лиц, которые имеют право  получать денежные средства, размеры и срок, на который выдаются денежные средства. Не возвращенные работниками в установленные сроки подотчетные суммы отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94. В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 (если они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аудитору необходимо проверить, ведется ли аналитический  учет по счету 71 по каждой сумме, выданной под отчет. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Аудитором должны быть сопоставлены суммы, указанные в авансовых отчетах, с данными первичных документов, подтверждающих указанные расходы. Дата авансового отчета не должна быть ранее, чем дата приложенных документов, подтверждающих расходы. Ниже приведен перечень первичных документов, которые аудитор должен проанализировать для признания указанных расходов правомерными.

 

Таблица 1 – Перечень первичных документов

Вид расходов

Наименование первичных  документов

Хоз. расходы

Товарные и кассовые чеки, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры

Представительские расходы

 Товарные и кассовые  чеки, накладные, счета-фактуры, приказы  о назначении лиц, ответственных  за проведение мероприятий, программы  встречи с представителями, сметы  расходов, утвержденных руководителем,  списки участников встречи с указанием результатов встречи

Командировочные расходы

 Проездные документы,  счета гостиниц, документы, подтверждающие  оплату постельных принадлежностей,  товарные и кассовые чеки, счета-фактуры


 

Отсутствие  документов, подтверждающих расходы подотчетных лиц, является основанием для налоговых органов доначислить НДС и налог на прибыль.

Напомним, что  на основании Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» с 28 июня 2003 г. на всей территории Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять наличные денежные расчеты за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), включенной в государственный реестр. Таким образом, ККТ применяется при всех наличных денежных расчетах с юридическими и физическими лицами, включая предоплату за оказание услуг, что и должен проконтролировать аудитор. При принятии к учету авансового отчета подотчетного лица наличие чека ККТ как оправдательного документа по расходу подотчетных денежных сумм обязательно.

Наиболее спорным  моментом при проведении аудита подотчетных  лиц является применение налогового вычета по НДС в части расходов на оплату проживания в гостинице. При оплате за наличный расчет подотчетными лицами услуг гостиниц (относящихся к расходам на наем жилого помещения) в период служебной командировки, услуг по перевозке работника к месту служебной командировки и обратно (включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельными принадлежностями) основанием для вычета суммы налога, уплаченной по таким услугам, является бланк строгой отчетности с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога, а при отсутствии его – счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога (в том числе кассовые чеки с выделенной в них отдельной строкой суммой налога).

Следовательно, для проверки таких расходов аудитору лишь остается собрать необходимый комплект документов, подтверждающих командировочные расходы.

1.3 Заключительный этап

После окончания  работ аудитор формирует пакет  рабочих документов, составляет аудиторский  отчет и представляет его совместно  с рабочей документацией руководителю проверки.

Перечислим  основные виды нарушений, которые могут  быть выявлены в результате проверки проведения расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

1. Отсутствие  договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности.

2. Нарушение  порядка составления бухгалтерской  отчетности в части формирования  показателей о размере дебиторской (кредиторской) задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности.

3. Отсутствие  или ненадлежащее ведение аналитического  учета, инвентаризации дебиторской  (кредиторской) задолженности.

4. Несоблюдение  порядка оформления и предъявления  претензий по договорам.

5. Выдача денежных  средств под отчет лицам, не  отчитавшимся за ранее выданные  суммы.

6. Отсутствие  первичных документов, подтверждающих  расходы подотчетных лиц.

7. Неправомерное  применение налоговых вычетов  по НДС в части расходов, понесенных  подотчетными лицами.

 

Заключение

В настоящее  время аудит во всех странах мира существенно реформируется, что  связано с изменением объективных  условий развития субъектов хозяйствования, в частности с активизацией процессов интеграции в рамках решения глобальных задач, ее стремлением к более открытой экономике стран мира и формированию международных сообществ типа Европейского экономического союза, усилением роли интеллектуальных факторов развития производства, использованием современных информационных технологий и т.п. Это позволяет сделать вывод, что необходим новый взгляд на организацию бухгалтерско-финансовой функции управления и ее важнейшей составляющей – финансового контроля, в том числе и аудита.

За относительно короткий период становления рыночной экономики в России аудит утвердился как самостоятельная профессиональная предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики. Пережив бум быстрого развития, активно сотрудничая с мировым аудиторским сообществом, российский аудит стал признанным и востребованным предпринимателями России. На протяжении всех лет проведения экономических реформ аудиту уделялось достаточно серьезное внимание, что определило его быструю интеграцию и гармонизацию с требованиями, которые предъявляются к аудиторским проверкам международными стандартами аудита (МСА) и стандартами стран с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия и др.) [4].

В России этот вопрос особенно актуален. Обеспечение быстрого восстановления реального сектора экономики, ускорение развития производства и повышение его эффективности требуют включения глубинных факторов производства, ориентированных на реализацию достижений научно-технического прогресса, интенсификацию процессов производства и выбор таких методов организации бизнес-процессов, которые обеспечивают наибольшую отдачу на каждый рубль вложенных средств. В этих условиях правильная постановка учета всех видов затрат и полученных результатов, всесторонний анализ хода производства, оценка полученных финансовых результатов и контроль за точностью их отражения в отчетности становятся решающими факторами успешного управления производством. Этим объясняется большое внимание к вопросам реформирования и развития бухгалтерского учета и отчетности, аудита и государственного финансового контроля.

Россия в  этом направлении добилась весьма серьезных  результатов: разработаны и активно  применяются на практике положения  по бухгалтерскому учету, в значительной мере приближенные к требованиям МСФО; принят Закон об аудиторской деятельности, разработаны Правила (стандарты) аудиторской деятельности, в том числе с 2002 г. – Федеральные правила (стандарты), максимально приближенные к МСА, существенно изменена система финансового государственного контроля и контрольно-ревизионной работы, получили широкое развитие системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах.

 

 

2. Примеры тестовых  заданий

 

1.  В ОАО «Урал» отсутствует доля государственной собственности в уставном капитале. Инициативная аудиторская проверка ОАО «Урал « проводится:

               а) по инициативе государственных  органов;

               б) по решению совета директоров

               в) по инициативе аудитора или  аудиторской организации.

2.   Аудитор может отказаться от  проведения проверки или выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если:

            а) не произведена оплата экономическим  субъектом за аудиторские услуги;

            б) не представлена вся необходимая информация;

            в) не выполнено условие по  предоставлению отдельного помещения для осуществления проверки.

3.  Кодекс профессиональной этики  аудиторов России содержит:

      а) нормы поведения аудиторов;

      б) требования  к уровню квалификации аудиторов;

      в) процедуры  осуществления аудиторских проверок.

4.  Аудиторский риск более надежно  определить путем комбинированной оценки:

Информация о работе Основы аудита