Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы «директ-костинг» и ее особенностей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучение научной литературы по данной теме
- изучение особенностей системы «директ-костинг»; - определение преимуществ и недостатков системы «директ-костинг»;
Введение 3
1 Сущность и содержание системы «директ-костинг» 5
Понятие, история возникновения системы «директ-костинг» 5
Учет затрат при системе «директ - костинг» 9
1.3 Порядок отражения операций на бухгалтерских счетах, преимущества и
недостатки системы “директ-костинг” 15
Применение системы «директ-костинг» на примере ЗАО «ТК Пилигрим» 23
Краткая характеристика предприятия ЗАО «ТК Пилигрим» 23
2.2 Применение системы «директ-костинг» в ЗАО «ТК Пилигрим» 25
Заключение 33
Список использованных источников 35
Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трех ступенчатым. В этом случае на первом этапе определяет производственные маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по фирме. На третьем этапе – прибыль фирмы путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов. Отчеты о доходах можно изменять подразделением общей суммы постоянных затрат на два различных мелких блока. Этот метод можно было бы назвать «многоблочной системой».
Важной особенностью «директ-костинга» является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью. Наглядно это изображено на графике (рисунок 2).
Рисунок 2 - Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка К называется точкой критического объема производства (точка рентабельности): объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Этот график и многочисленные его модификации используют при анализе и принятии управленческих решений.
Из определения точки критического объема производства (К) выводится формула 1 [8, с.11]:
где Зпост – величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек
производства отчетного периода;
М д изд – величина маржинального дохода на единицу продукции (разница
между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости,
исчисленной по условно-переменным расходам).
Для обеспечения этих
аналитических расчетов
Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемом производства. Используя методы корреляционно-регрессионного анализа, математической статистики, графические методы можно определить формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.
«Директ-костинг» - это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Выделим присущие ему особенности, положительные и отрицательные моменты.
Главной особенностью «директ-костинга», основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов.
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.
По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
Система директ-костинг нацеливает руководидетей предприятия на постоянный контроль за изменениями маржинального дохода по предприятию в целом, так и по различным видам продукции. Она позволяет видеть изделия с большой рентабельностью, чтобы в перспективе переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается, а чётко вскрывается в результате отнесения условно-постоянных косвенных расходов на прибыль, минуя себестоимость.
За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.
Основное достоинство системы «директ-костинг» в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению организацией. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен, постоянно маневрируя ими. В условиях внедрения этой системы существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт продукции: он практически равен полной себестоимости продукции. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен неполной себестоимости по системе «директ-костинг» в части только прямых (переменных или производственных) затрат. Применение этих цен в определённый период важно в условиях жёсткой конкуренции за сбытом продукции. Имея данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинального дохода) по видам продукции на предприятии, можно решить такие важны управленческие задачи, как оптимизация ассортимента производимой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по более низким ценам, определение оптимального размера партии продукции для продажи и тому подобное [8, с.12].
Еще одно важное достоинство системы - это то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более "обозримой", а отдельные затраты - лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.
Организация управленческого учета по системе «директ-костинг» связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
- возникают трудности при
- противники «директ-костинга» считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. «Директ-костинг» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;
- ведение учета себестоимости
по сокращенной номенклатуре
статей не отвечает
- необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию организации обеспечивать покрытие всех издержек организации;
- значительное искажение общей
суммы прибыли за текущий
- несоответствие (вследствие той же причины) размера действительной себестоимости выпущенной продукции с показателем "сокращенной" себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета;
- несовпадение результатов
- нерешённость проблемы распреде
При системе «директ-костинг» не определяются полные затраты на изготовление продукции. Поэтому эта система не отвечает одной из основных целей отечественного бухгалтерского учета - составлению точных калькуляций. Однако следует иметь в виду, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно не было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования. С этой точки зрения самой точной является калькуляция по переменным (прямым) расходам, которая получается при калькулировании по системе «директ-костинг». В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия. Поэтому критерием точности исчисления себестоимости изделия следует считать не полноту включения затрат в себестоимость, а способ отнесения на то или иное изделие [5, с. 168-169].
ЗАО «ТК Пилигрим» зарегистрированного администрацией г. Сыктывкара № 11-АР 16129 от 08 мая 2003 г. Участником Общества является Прибыльская А. В. Полное наименование Общества – Закрытое акционерное общество «ТК Пилигрим», краткое ЗАО «ТК Пилигрим». Место нахождения и почтовый адрес Общества: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. Старовского, д. 57. На рынке туристских услуг компания выступает как турагент. В целях защиты прав и интересов туристов имеется лицензия ТД 0020913, стандартизация турагентской деятельности, а также объектов туристической индустрии, сертификация туристического продукта.
ЗАО «ТК Пилигрим» работает на рынке туристических услуг с мая 2003 года. Осуществляет продвижение и реализацию туристического продукта и сопутствующих туристических услуг. Изначально турфирма предлагала туристические путевки только в зарубежные страны, специализирующиеся на пляжном и экскурсионно-познавательном туризме. Первыми направлениями фирмы являлись Турция, Египет, Таиланд, Кипр, Великобритания, Чехия, Испания, Франция и др. В июле 2005 года турфирма стала предлагать своим клиентам отдых и в России. Затем прибавилась организация свадебных путешествий и круизов, а также сафари-туры по Кении и Танзании.
Основная деятельность компании – предоставление комплекса услуг по организации туристического обслуживания индивидуальных и корпоративных клиентов. Основные услуги туристического агентства, включают:
- бронирование и оформление авиабилетов на рейсы российских и зарубежных компаний;
- бронирование и продажа индивидуальных и групповых туров в различные страны мира;
- бронирование и продажа детского и молодежного группового отдыха в России и за рубежом; сафари-туров по Кении и Танзании; морских и речных круизов; свадебных путешествий;
- другие услуги в сфере туризма.
Задачей ЗАО «ТК Пилигрим» является хорошо организованный и тщательно продуманный отдых от лучших туроператов и качественное обслуживание благодаря отзывчивому и внимательному персоналу.
ЗАО «ТК Пилигрим» имеет бухгалтера, который занимается всеми вопросами связанными с бухгалтерией, налогообложением, маркетингом и менеджментом. Также бухгалтером производится начисление заработной платы сотрудникам предприятия.
В общем виде организационную структуру турфирмы ЗАО «ТК Пилигрим» можно определить как линейную и представить в виде следующей схемы (рисунок 3):
Рисунок 3 - Организационная структура ЗАО «ТК Пилигрим»
Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Такой простой подход к группированию работ и людей осуществляется обычно, когда выполняемые работы очень однотипны, а люди - не дифференцируются.
ЗАО «ТК Пилигрим» применяет традиционный способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта. Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчёт всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта.
В процессе работы в начале апреля в ЗАО «ТК Пилигрим» было запланировано отправить две группы по 10 и 30 человек в Египет, Шарм-Эль-Шейх, но количество составило соответственно 9 и 27 человек. Удельные переменные расходы (на одного туриста), а также цена за одну путевку не зависят от количества человек в группе. Основные данные приведены в таблице 3:
Основные показатели за апрель
Показатели |
Группа А |
Группа Б |
Итого |
Планируемое количество человек в группе |
10 |
30 |
40 |
Фактическое количество человек в группе |
9 |
27 |
36 |
Цена на одну путевку, руб. |
35000 |
35000 |
- |
Удельные переменные расходы на одного туриста, руб. |
22400 |
22400 |
- |
Прямые трудозатраты на одну путевку, руб. |
4000 |
4000 |
- |
Постоянные расходы, руб. |
- |
- |
117900 |
Информация о работе Применение системы «директ-костинг» на примере ЗАО «ТК Пилигрим»