Рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ анализа показателей рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе ставятся следующие задачи: - Дать определение рентабельности;
- Изучить особенности планирования показателей рентабельности;
- Исследовать различные группы показателей рентабельности;
- Изучить пути повышения рентабельности продукции предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….…3
Глава 1. Общие понятия рентабельности
1.1. Понятие, сущность и виды рентабельности……………..……..……5
1.2. Система показателей рентабельности…………………..……..……..8
Глава 2. Методические основы оценки системы показателей рентабельности
2.1. Анализ показателей рентабельности…………………………..…..….12
2.2. Порог рентабельности…………………………………………..…..….19
2.3. Методы повышения рентабельности……………………….……...….21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………...…26

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.раб. АФХД.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Порог рентабельности.

Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая  точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем  продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные. 
Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

Во-первых, можно  определить точно условия прекращения  производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).

Во-вторых, можно  решить проблему максимизации прибыли  и рационализации ее динамики при  данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат. 
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).

Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже ни имеет убытков, но не получает и прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю. 

Точка безубыточности в натуральном выражении по производству и реализации конкретного изделия (Тб) определяется отношением всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия (Зпост) к разности между ценой (выручкой) (Ц) и переменными затратами на единицу изделия (Зед. пер.):

Точка безубыточности в стоимостном выражении определяется как произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции.

Расчет порога рентабельности широко используется при  планировании прибыли и определении  финансового состояния предприятия. Два правила, полезных для предпринимателя:

1. Необходимо  стремиться к положению, когда  выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

2. Следует помнить,  что сила воздействия производственного  рычага тем больше, чем ближе  производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием). [4, с. 166]

Фирма должна обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.

2.3. Методы повышения рентабельности.

Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности. [17, с. 159]

Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

Проведенный анализ позволяет  сделать следующие выводы:

·при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;

·отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;

Следует заметить, что  нельзя отвлеченно рассматривать влияние  отдельных факторов, так как на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

·уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;

·cтепень использования производственных ресурсов;

·объем, качество и структура продукции;

 затраты на производство  и себестоимость изделий; прибыль  по видам деятельности и направления ее использования.

Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а  точнее, направлению использования  прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. [18, с. 237] Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива - свои собственные средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия. [19, с. 169]

Одна из глобальных статей расходов на предприятии —  оплата труда персонала. Чтобы уменьшить  долю расходов на зарплату на единицу выпускаемого или продаваемого товара, необходимо найти способ уменьшить трудоемкость и уменьшить количество сотрудников до необходимого минимума, исключив персонал, в котором нет необходимости. Например, на предприятиях очень часто завышено количество административных работников, когда работу нескольких человек реально может выполнять кто-то один.

Задача руководства  уменьшить трудоемкость продукции  и увеличить производительность. Сделать это возможно механизацией и автоматизацией производства, применением новейших технологий, имеющих высокую производительность, а также заменой устаревших агрегатов на новое оборудование. Даже аренда нового эффективного оборудования при полной ее загрузке может принести больше чистой прибыли, чем использование старого оборудования, которое уже годами используется предприятием.

Уменьшить расходы, связанные с управлением производством  и реализацией, позволяет автоматизация бизнес процессов, которая включает в себя возможность управления и анализа не только на непосредственном предприятии, но и через интернет, находясь в любом уголке мира. При этом важно уметь пользоваться данными, которые предоставляют программы автоматизации и своевременно корректировать работу производства.

Чтобы снизить  себестоимость производимой продукции важно наладить контроль качества поступающего сырья. Кроме того, скоропортящееся сырье должно поступать на производство в таких объемах, которые позволят не останавливать производственный процесс и исключат порчу сырья, но будут максимально большими для снижения закупочной стоимости материалов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рентабельность характеризует  результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют  оценить, какую прибыль имеет  фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.

Как мы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной  деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые  предоставляют ему ресурсы или  оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

И, наконец, показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности  основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ, услуг.

Комплексное использование рассмотренных показателей рентабельности должно стать неотъемлемой составной частью финансового менеджмента всех экономических субъектов. Особенно велика его роль на базовом уровне экономики – коммерческом предприятии. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационного нормативной системы функционирования организаций.

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Т.У. Туманидзе. – М: Экономика, 2011. – 480 с.
  2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – 6-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 368 с.
  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / С.И. Пястолов. – М: Академия, 2012. – 384 с.
  4. Управление развитием предприятий. Бухгалтерский и финансовый аспекты / Л.В. Шуклов. – М: Либроком, 2012. – 200 с.
  5. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М: Инфра-М, 2011. – 224 с.
  6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.Д. Шеремет. – М: Инфра-М, 2009. – 368 с.
  7. Теория экономического анализа / Е.Б. Герасимова, В.И. Бариленко, Т.В. Петрусевич. – М: Инфра-М, 2012. – 368 с.
  8. Финансово-экономический анализ: Конспект лекций / С.Н. Кукушкин; Под ред. А. Земцова. – М: А-Приор, 2012. – 192 с.
  9. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебный модуль / Н.В.Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 272 с.
  10. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журавкова. – М: Финансы и статистика, 2009. – 720 с.
  11. Финансовый менеджмент: Задачи и решения / Г.И. Просветов. – М: Альфа-Пресс, 2013. – 340 с.
  12. Финансовый менеджмент: Учебник / И.Я. Лукасевич. – М: Национальное образование, 2013. – 768 с.
  13. Финансовый менеджмент на предприятии: Учебник / С.Л. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. – 2-е изд. – М: Инити-Дана, 2009. – 352 с.
  14. Экономический анализ. Торговля, общественное питание, Туристический бизнес: Учебное пособие / В.А. Чернов; Под ред. проф. М.И. Баканова. – М: Юнити-Дана, 2009. – 688 с.
  15. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс / Г.В. Савицкая. – М: Инфра-М, 2009, - 320 с.
  16. Финансы предприятий: Учебное пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин; Под ред. Л. Бобылева. – М: Инфра-М, 2009. – 352 с.
  17. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия / Э.И. Крылов, В.М. Власова. – М: Финансы и статистика, 2009, - 193 с.
  18. Теория экономического анализа: Учебник / А.Д. Шеремет. – М: Инфра-М, 2011. – 352 с.
  19. Методика финансового анализа коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М: Инфра-М, 2009. – 208 с.

Информация о работе Рентабельность предприятия