Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа
Кризис 2008-2009 годов со всей определенностью продемонстрировал, что Россия
находится на новом переломе социально-экономического развития.
В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики,
опиравшейся на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель потребует более
интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Вместе
с тем, и цели социально-экономического развития, и его условия выглядят совсем иначе,
чем они выглядели после предыдущего кризиса 1998 г.
Предисловие. Новая модель роста –
новая социальная политика
Кризис 2008-2009 годов со всей
определенностью
находится на новом переломе социально-экономического развития.
В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики,
опиравшейся на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель потребует более
интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Вместе
с тем, и цели социально-экономического развития, и его условия выглядят совсем иначе,
чем они выглядели после предыдущего кризиса 1998 г.
Тогда перед страной стояла задача: в экономическом плане – выхода из
трансформационного спада, а в социальном – преодоления бедности, которой было
охвачено более трети населения страны. Теперь задача в выходе на траекторию
устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития,
перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей
ей инфраструктуры пост-индустриального общества. Именно поэтому настоящая
Стратегия базируется на двух основаниях – новая модель экономического роста и
новая социальная политика.
Очевидно, что второе – новая социальная политика – невозможно без первого,
экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не
просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы – не менее 5% в год,
заметно превышающие темпы роста развитых стран.
Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост
определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта
сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет
неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее
технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянного
перераспределения средств от малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в
низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли
государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию
рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе.
Стратегия «Новая модель роста – Новая социальная политика» предлагает
осуществить маневр, призванный
задействовать факторы
которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных
ресурсов и большого внутреннего рынка – факторов конкурентоспособности,
задействованных в прежней модели экономического роста, – это еще и относительно
высокое качество человеческого капитала, и определенный научный потенциал. Такой
маневр подразумевает, с одной стороны, несколько иную систему экономических
стимулов, изменения макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцент на
привлечение в экономику длинных денег, рост деловой активности и частных инвестиций,
изменения в структуре расходов бюджета), а с другой – обновление социальной политики. 5
Наряду с безусловной реализацией своих традиционных задач, направленных на
поддержку наиболее незащищенных групп населения, новая социальная политика должна
полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать
потенциал инновационного развития. Она призвана создавать комфортные условия для
реализации такого потенциала
и соответствовать более
С экономической точки зрения – это представители среднего класса, доходы и
социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и
потребления. С культурной точки зрения – это люди с высшим образованием,
относящиеся к креативному классу (по меньшей мере, потенциально). Такой подход не
означает отказа от борьбы с бедностью, которая остается серьезным вызовом социальной
стабильности, но позволяет сбалансировать это направление усилиями, связанными с
целями развития.
Все это диктует необходимость новой модели роста, формирующей «экономику
предложения». Прежде всего, должны быть уточнены приоритеты и цели в сфере
макроэкономики и
снижение инфляции позволит изменить механизм предложения денег, повысит
склонность к сбережениям
и долгосрочному
экономики от конъюнктуры внешних рынков. Новые бюджетные правила призваны
снизить отрицательное влияние несбалансированности во внешней торговле на
государственные финансы и макроэкономическую стабильность. В финансовом
регулировании необходима система заблаговременного предупреждения возникновения
дисбалансов.
Второй краеугольный камень новой модели роста - целенаправленные усилия по
снятию институциональных барьеров для экономического роста. В условиях
быстрого изменения технологий государство в экономике должно заниматься не выбором
«фаворитных» отраслей и компаний, не поддержкой их ускоренного роста, а улучшением
делового климата, повышением инвестиционной привлекательности страны, развитием
конкурентной среды, выработкой и поддержанием правил игры для рынков. Этот подход
не исключает создание государственных институтов развития. Однако их деятельность
должна быть вписана в работу конкурентных рынков, а не подминать их под себя;
содействовать рыночному перераспределению ресурсов, а не предлагать альтернативы
такому распределению.
В рамках второго направления предлагается разработать институциональную
Стратегию, направленную на улучшение делового климата. Она должна помочь
устранению критических препятствий, в наибольшей мере сдерживающих
экономический рост. К ним относятся, в частности, высокие барьеры для входа на
многие рынки, чрезмерное неравенство прав рыночных агентов, избыточное и
неэффективное госрегулирование, коррупция, репрессивная по отношению к бизнесу
судебно-правоохранительная система. Для снятия этих препятствий необходимо усиление
законодательной защиты конкуренции,
изменение мотиваций
сокращение функций госорганов по контролю бизнеса с переводом их в область
гражданского инфорсмента.
Переход от экономики спроса
к экономике предложения
деловой активности и внутренней конкуренции, способных повысить эластичность
предложения на внутреннем рынке. Только в этом случае будет достигнут успех в
снижении инфляции и механизм кредитных ставок заработает на стимулирование 6
экономического роста. Наконец, только высокий уровень конкуренции может создать
реальный спрос на инновации,
стимулировать трансформацию
инновационную.
Значительные усилия в рамках новой модели роста должны быть сосредоточены в
области диверсификации российского экспорта, интеграции российских фирм в
международные производственные цепочки, обеспечении реальной двусторонней
открытости экономики. Еще один вызов - политика привлечения рабочей силы и
перераспределения рабочей силы между секторами экономики и экономическими
территориями.
Новая модель роста предполагает ориентацию на постиндустриальную экономику
– экономику завтрашнего дня. В ее основе сервисные отрасли, ориентированные на
развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии,
медиа, дизайн, «экономика впечатлений» и т.д. И в развитых, и в развивающихся странах
возникает креативный класс - люди творческого труда, создающие инновации уже в
ходе своей обычной работы. Именно они будут обеспечивать решающие конкурентные
преимущества в соревновании экономик XXI века. Как показывает новейшая
экономическая история, порождение инноваций креативным классом происходит
относительно независимо от институциональной среды, в рамках организаций и сетей
самого разного типа. Это
требует качественно иного
связанными с развитием человеческого капитала.
Россия имеет определенные преимущества над странами близкого уровня развития в
области формирования человеческого капитала – национальные системы образования
и культуры все еще находятся среди лидеров. Однако этот ресурс неосмотрительно
растрачивается: устойчивая тенденция недофинансирования этих систем (как
бюджетного, так и частного) и быстрая деградация фундаментальной науки,
выступающей драйвером профессионального образования, могут привести Россию в
рассматриваемом периоде к утрате этих преимуществ. Задача восстановления и
закрепления сравнительных
преимуществ в области
является первоочередной для стратегии развития России как с позиции обеспечения
экономического роста, так и для устойчивости социальной политики.
Ключевой особенностью новой социальной политики является опора на
самодеятельность
творческого труда – инженеров, ученых, учителей, врачей, юристов, - выступают
гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня
производства в самых разных отраслях экономики. Содействие формированию
профессиональных сообществ, передача им значительной части контрольно-надзорных
полномочий и оценки качества, их активное участие в выработке и оценке политики –
важная задача Правительства Российской Федерации в наступившем десятилетии.
Необходимый вклад государства в формирование класса креативных
профессионалов –
довести до конца движение к «эффективному контракту», начавшееся в 2004-2010 гг. с
государственных служащих и распространившееся в 2011 г. на школьных учителей.
Задача 2012-2016 гг. – эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов,
работниками культуры. 7
Отставание России от развитых и ряда развивающихся стран в области организации
среды и систем, поддерживающих человеческий капитал (урбанистика, экология,
транспорт, информационное пространство, медицина, социальная помощь, ЖКХ),
значительно превышает отставание
в сфере материального
промышленных технологий. Например, урбанистическое планирование в России застряло
в середине ХХ века, тогда как необходимо быстрое изменение подходов к организации,
планированию и изменению городской среды («города, удобные для жизни»).
Именно в области
природные богатства, основные
социально-экономические
глобальной экономике. Пока
этот ресурс неосмотрительно
является поставщиком идей и мозгов для других стран. В будущем межстрановая
конкуренция за людей и разрабатываемые ими новые идеи и технологии станет
значительно более острой, чем конкуренция за финансовые и природные ресурсы,
поэтому преодоление отставания в этих областях становится особенно актуальным.
Не проиграть в этой конкуренции можно только создав среду, благоприятную для
жизни и развития человека, причем в особой мере для наиболее активной, творческой,
предприимчивой части населения. Эта среда должна способствовать проявлению
инициативы, а не убивать ее. Для России это означает коренную реформу образования,
здравоохранения, системы социальной помощи, пенсионной системы. Разумеется, при
этом недопустимо пренебрежение нуждами тех, кому по объективным причинам
требуется забота общества. В этой области также необходимы и возможны кардинальные
сдвиги на основе более
целенаправленного и
сочетания государственных гарантий с частной инициативой и благотворительной
деятельностью.
Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и
уравнительностью. Оно требует дифференциации мер и конкуренции подходов.
Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому требуется усиление
самостоятельности региональных и особенно муниципальных властей в области
социальной политики. Оказание услуг, связанных с развитием человеческого
капитала, должно перестать
быть государственной квази-
частных и некоммерческих операторов на рынок социальных услуг возможен только с
разрешения госорганов). Экономические механизмы социальной сферы должны быть
настроены на поддержку конкуренции в интересах потребителей услуг, а не на
дискриминацию добровольчества
и негосударственных
В конечном счете, целью государственной
социально-экономической
является повышение
не обремененной болезнями социально благополучной жизни, к росту
удовлетворенности граждан жизнью. Франция, несколько развивающихся стран, а
совсем недавно – и Великобритания пытаются инкорпорировать показатели
удовлетворенности жизнью в основные механизмы экономической политики, в критерии
Информация о работе Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика