Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 14:16, реферат
1. Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности.
3. Финансовая отчетность, показатели , характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, принципы, виды анализа
финансово-хозяйственной
Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта, отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет огромную роль в повышении эффективности деятельности предприятия, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественного и финансового состояния.
Анализ- выделение сущности процесса или явления путем определения и изучения всех его сторон и составляющих , обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение закономерностей его развития. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой принятия решений на уровне субъектов хозяйствования. С помощью аналитики выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы на будущее и на основе которых строятся дальнейшие планы производственной и рыночной активности, разрабатываются процедуры контроля за их исполнением.
На хозяйственные процессы оказывает влияние факторы объективного и субъективного характера. Все факторы в процессе анализа финансовой и хозяйственной деятельности необходимо тщательно изучать.[4, с.46]
6
Для более точной характеристики финансово-хозяйственной деятельности важны не только количественные, но и качественные показатели активности предприятия. На любом предприятии проводить анализ нужно не только в производственной и финансовой сфере, но и подвергать анализу юридические, социальные и экологические аспекты.
Основной задачей финансово-хозяйственной деятельности является оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, приводящим к успехам и неудачам в анализируемом периоде, а также составление планов и прогнозов деятельности предприятия на будущее. Задача решается с помощью стоимостных данных бухгалтерского учета, данных оперативного и статистического учета в различных единицах измерения.
Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности - это глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.[6, c.63]
Анализ представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой продукции, финансовые показатели деятельности предприятия и указывает перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в определенной области хозяйствования. Основными направлениями анализа являются: от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.[9,c.96]
Принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
1. конкретность - анализ на реальных данных, результаты которого получают в виде конкретного количественного выражения;
7
2. комплексность - всестороннее изучение
экономического явления или
3. системность - изучение экономических явлений не изолированно друг от друга;
4.регулярность - анализ нужно проводить регулярно, через определенные промежутки времени, а не по обходимости;
5.объективность - критическое и
беспристрастное изучение
6. действенность – возможность использования результатов анализа в практических целях, для повышения эффективности производственной деятельности;
7. экономичность – экономический
эффект проводимого анализа
8. сопоставимость - данные и результаты
анализа должны быть легко
сопоставимы друг с другом, а
при регулярном проведении
9. научность - при проведении анализа нужно руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.[7, c.102]
Цели финансово-хозяйственного анализа:
- оценить настоящее и будущее
имущественное и финансовое
- оценить всевозможные темпы
развития предприятия с
- выявить доступные источники
средств и оценить возможность
и целесообразность их
- спрогнозировать положение
предприятия на рынке капитала.
Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки
8
методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.
Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности представлена в таблице 1 .
Таблица 1
Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов
Признак классификации |
Вид анализа |
Уровень информационного обеспечения |
внутренний управленческий анализ, внешний финансовый анализ |
Содержание процесса управления |
перспективный (предварительный) анализ, ретроспективный (последующий) анализ, оперативный анализ, итоговый (заключительный) |
Периодичность |
годовой анализ, квартальный анализ, месячный анализ, декадный анализ, ежедневный |
Характер объектов управления |
анализ стадий расширенного воспроизводства, отраслевой анализ, анализ ведомств и предприятий, анализ составных элементов производства и производственных отношений |
Субъекты анализа |
анализ по заданию руководства и экономических служб, анализ по заданию собственников и органов управления |
Методы изучения объекта |
комплектный анализ, системный анализ, сравнительный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ |
Степень автоматизации работ |
анализ с использованием ПЭВМ, анализ без применения ПЭВМ |
Содержание и полнота изучаемых вопросов |
полный анализ, локальный анализ, тематический анализ |
9
Продолжение табл.1
Направленность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выделяют два главных аспекта – ретроспективный и перспективный. Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами.
В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем. Сведения, полученные по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможный значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности предприятия.
Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование – стратегическим анализом. [5,c.147]
1.2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
Методом экономического анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимосвязанности .
10
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
- использование системы
- изучение причин изменения этих показателей;
- выявление и измерение
Методика анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.
В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.
Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).
К качественным (неформализованным, логическим) методам относят аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:
- метод сравнения;
- метод построения систем
- метод построения систем аналитических показателей;
- метод экспертных оценок;
- метод сценариев;
- психологические и
Количественные (формализованные) методы– это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.
Количественные методы можно разделить на: бухгалтерские, статистические, классические метода анализа, экономико-математические и т.д.[10,c.95]
11
Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:
1) метод абсолютных, относительных и средних величин;
2) метод сравнения;
3) вертикальный анализ;
4)горизонтальный анализ;
5) трендовый анализ;
6) факторный анализ;
7) анализ с помощью финансовых коэффициентов;
8) метод экспертных оценок;
9) метод детализации;
10) метод построения дерева
Метод абсолютных величин характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Абсолютные величины всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).
Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах и т.д. .
Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта – в тонно-километрах и т.д.
Если некоторые разновидности продукции соответствуют общим потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а
12
другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета.
Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.[11,c.42]
Относительная величина вычисляется как отношение фактического значения показателя к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на: другую. Относительная величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах.
Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:
- коэффициентом (база сравнения принята за единицу) или
- выражен в процентах и
процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.[16,c.23]
Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.
Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия