Теоретические основы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 05:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировав финансовые результаты организации за предыдущий и отчетный периоды, разработать оптимальные управленческие решения урегулирования прибыли предприятия.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность туристской фирмы "Викинг"
Предметом исследования является анализ методов управления организацией, прогнозирование прибыли и определение факторов, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия, оценка их места и роли в повышении прибыли и при принятии управленческого решения.

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений 7
1.2 Характеристика прибыли как объекта управления 13
1.3. Система управления прибылью 17
1.3. Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта 23
1.4. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 31
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО "Викинг" 31
2.2. Анализ прибыли и рентабельности т/ф "Викинг" 39
2.3. Анализ сезонности продаж т/ф "Викинг" 46
ГЛАВА 3 ПРОЭКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 51
3.1 Увеличение товарооборота за счет роста мотивации персонала. 52
3.2 Увеличение товарооборота за счет привлечения туристов 57
3.3 Сглаживание фактора сезонности в туризме 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение 75

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы управления прибылью предприятия 6.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

 

Порог рентабельности т/ф "Викинг" равен 6116,56 тыс. руб.

ПР=612/((10674-9674)/10674)=6116,56 тыс. руб.

В данном случае порог  рентабельности (6116,56 тыс. руб.) - это такой объем валового дохода, при котором прибыль равна нулю. При повышении этого объема валового дохода предприятие начнет получать прибыль.

Итак, зная определение  порога рентабельности, можно сделать  вывод, что точка безубыточности–  это такой объем товарооборота, при котором прибыль равна нулю. Превысив точку безубыточности, турфирма может получать прибыль.

Графический метод определения  порога рентабельности показан на рисунке 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

          U

 


 

 

В этой точке результат от реализации после возмещения переменных затрат и постоянные затраты равны




                                       

                                                                                                                                          

                           

                                                                                                             

Результат от реализации после возмещения переменных затрат (0,1 валового дохода)




                                                                           

                                                                                                                                                                            

                                                                                                                              

612                                                                                                                             U

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                                                                     ВД


                                                                          

                                                                           6116                                    10674           

                                                                    

                                               Порог                                                                  

                                        рентабельности

Рис. 7 Определение  порога рентабельности турфирмы "Викинг"

 

Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия. Разница между достигнутой выручкой (валовым доходом) и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации (валовой доход) опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается.

В нашем случае, запас финансовой прочности составляет 2215 тыс. руб. (10674-6116), что соответствует 57% (2215/27122×100). Это означает, что "Викинг" способен выдержать 57% снижение валового дохода без серьезной угрозы для своего финансового положения. Но туристический бизнес имеет такую особенность как острые периоды сезонности так что такой запас прочности может быть недостаточным.

Прибыль, представляя  собой одну из основных экономических  категорий рыночного хозяйства, характеризуют конечные финансовые результаты деятельности организации. В показателе прибыли отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.

Целью анализа финансовых результатов является оценка прошлой  деятельности и положение предприятия  на данный момент, а также оценка будущего потенциала организации. Расчет аналитических показателей по Отчету о прибылях и убытках (форма № 2) (таблица 3,приложение 3)приведен в таблице 3. 

Таблица 4

Динамика прибыли турфирмы "Викинг" по Отчету о прибылях и убытках, тыс. руб.

Наименование показателя

Код строки

За предыдущий год

За отчетный год

Отклонение

В % к предыдущему году

Удельный вес, %

за предыдущий год

за отчетный год

отклонение (+или-)

Выручка от продажи товаров,  работ, услуг(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10

8171042,53

10674124,8

2503082

130,63

100,00

100,00

-

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

20

7824238,28

10213712,32

2389474

130,54

95,76

95,69

-0,07

Валовая прибыль

29

346804,25

460412,48

113608,2

132,76

4,24

4,31

0,07

Коммерческие расходы

30

2400

2800

400

116,67

0,03

0,03

0,00

Управленческие расходы

40

1700

2200

500

129,41

0,02

0,02

0,00

Прибыль (убыток) от реализации

50

342704,25

455412,48

112708,2

132,89

4,19

4,27

0,07

Внереализационные доходы

120

0

0

0

-

0,00

0,00

0,00

Внереализационные расходы

130

0

0

0

-

0,00

0,00

0,00

Прибыль (убыток) до на логооблажения

140

342704,253

455412,48

112708,2

132,89

4,19

4,27

0,07

Налог на прибыль

150

51405,638

68311,872

16906,23

132,89

0,63

0,64

0,01

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

190

291298,615

387100,608

95801,99

132,89

3,57

3,63

0,06


 

Исходя из таблицы 4 турфирма "Викинг" имеет следующую динамику прибыли. Прибыль от реализации (балансовая прибыль)в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась на 112,7 тыс. руб., или на 32,8%. а чистая прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом на 95,8 тыс. руб., или на 32,8%.

Анализ показателей  товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период.

По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками  информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении  или в натуральных показателях  за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.

Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.

Динамика роста товарооборота  в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле 

ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах* 100 /Фактический товарооборот прошлого года  (2)

Рассчитаем динамику роста товарооборота в текущих ценах для данной фирмы используя таблицу 3

ДТО =  (10674124,80*100)/8171042,53=130,63%

Динамику роста товарооборота  в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:

ДТО сопост. цены = Факт. товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах*100 / Фактический товарооборот прошлого года              (3)

Если в анализируемом  периоде изменились цены, то фактические  данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался  товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле

I цен = Ц  отч / Ц баз   (4)

 

где Цотч — цена в отчетном периоде, Цбаз— цена в базовом  периоде (в прошлом году), принимаемая  за 100%.

Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле

(5)

 Рассчитаем индекс  цен используя цену аналогичной  путевки в Тунис в 2008 и в  2009 году:

Индекс цен составил:  Iцен = 76436/59135=1,29

Рассчитаем фактический  товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах:

10674124,8 : 1,29= 8258040,22 . руб.

Рассчитаем динамику роста товарооборота в сопоставимых ценах:

(8258040,22*100) : 171042,53) = 101,06%.

Рассчитаем ранее полученную чистую прибыль за отчетный год в сопоставимых ценах:

387100,608:1,29=300077,99руб,

динамика же роста  прибыли в сопоставимых ценах  составит :

(300077,99/291298,615)*100=103,01%

Как видно из расчетов, товарооборот отчетного года вырос по сравнению с прошлым годом в текущих ценах на 30,6%, но после расчета динамики товарооборота в сопоставимых ценах оказалось, что товарооборот вырос за счет увеличения цен. При неизменных ценах базового периода товарооборот составил бы всего 8258040,22 руб., или 1,06%.

Также прибыль в отчетном году выросла по сравнению с прошлым  годом в текущих ценах на 32,8 %, но в сопоставимых ценах составила  лишь 3,01%. Таким образом, товарооборот и прибыль выросли в отчетном году только за счет роста цен, а не за счет увеличения количества продажи товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ сезонности продаж т/ф "Викинг"

 

Таблица 5

Рейтинг популярности направлений в т/ф "Викинг"

 

Направление

Сезон 2010 (%)

Сезон 2009 (%)

1

Египет

47,3

46,9

2

Турция

21,5

21,7

3

Тунис

9,8

10

4

Греция

7,5

7,3

5

Таиланд

7,2

7,6

6

Россия

1,7

1,1


 

 Исходя из данной  таблицы видно, что самым популярным  направлением является Египет. Продажи  туров в эту страну являются  почти половиной всех продаж  фирмы. Рассчитаем сезонность  продаж тура на примере этого направления.

 

В процессе реализации туристских услуг часто возникает необходимость  в моделировании сезонности как  экономического явления для оценки существующих колебательных процессов  в отрасли.

В условиях постоянно  меняющихся сезонов изменяется и  интенсивность динамики в фирме. Это может выражаться в постоянных спадах и подъёмах следующих показателях деятельности организации: производительность труда, себестоимость туристского продукта, прибыль, объём выпускаемой продукции.

Иногда деятельность компании может даже временно приостанавливаться.

Кроме того, необходимо, по возможности, исключить случайные  колебания. Случайные колебания (случайные ошибки) - это компоненты, которые могут сказаться на исследуемом процессе крайне непредсказуемо. Например, случилась экстремально тёплая зима, и спрос в турфирме на горнолыжные туры был практически неощутимым.

Чаще всего для сглаживания  случайных колебаний используют среднемесячные (среднеквартальные) данные за несколько лет. Обычно для получения достоверной картины хватает трёх-пяти.

Для выявления и отображения  сезонных колебаний можно использовать различные статистические приёмы. Простейшим способом выявления сезонных колебаний  служит расчёт индекса сезонности.

В литературе чаще всего  рассматриваются следующие методы нахождения данных индексов [33]:

метод постоянной средней;

метод переменной средней;

метод нахождения взвешенных индексов сезонности;

метод скользящей средней.

Рассмотрим каждый из этих методов по отдельности.

Метод постоянной средней  является наиболее простым для определения величины колебательных процессов. Чаще всего его используют в случае отсутствия существенной тенденции роста или убывания. В этом случае внутригодичные изменения колеблются на протяжении изучаемого периода (ряда лет) вокруг определенного постоянного уровня.

Обозначим индекс сезонности так: isi. В данном случае, индекс сезонности - это процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период (год или несколько лет):

isi= yi / y (6),

где y - общий средний уровень анализируемого ряда, которой является постоянной величиной и принимается за базу для сравнения.

Информация о работе Теоретические основы управления предприятием