Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа
На формирование прибыли оказывают воздействие производственные и финансовые факторы, а также содержание учетной политики в области ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Отчет о прибылях и убытках в современной аналитической практике рассматривается как источник информации об уровне экономической эффективности хозяйственной деятельности организации, используется для выявления и анализа тенденций формирования показателей финансовых результатов и оценки управленческих решений за отчетный период.
Введение 3
1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 5
2. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли 11
3. Оценка методик факторного анализа прибыли от продаж 15
4. Факторный анализ прибыли от продаж способом цепных подстановок 22
5. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода 27
Заключение 31
Список литературы 33
- оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;
- факторный анализ прибыли;
- анализ прочих доходов и расходов;
- оценка динамики показателей
рентабельности продаж и
- факторный анализ
- анализ затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один рубль продукции;
- выявление резервов роста прибыли и рентабельности.
Информационное обеспечение анализа и принятие решений по финансовым результатам формируется за счет внешних и внутренних источников информации.
К внешним источникам информации относят показатели, характеризующие:
- общеэкономическое развитие
страны. Система показателей данной
группы служит основой анализа
и прогнозирования условий
- конъюнктуру рынка. Система
показателей этой группы
- деятельность конкурентов
и контрагентов. Система показателей
данной группы используется
К внутренним источникам относятся:
- показатели финансового
учета предприятия. На основе
этих показателей
- показатели управленческого
учета, формирующих
- по центрам ответственности (центрам затрат, доходов, прибыли, инвестиций);
- по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);
- по видам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и нематериальных) и т.д.
В процессе построения системы
информационного обеспечения
- нормативно-справочные
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную на принятие не только стратегических решений, но и на эффективное текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли.
Анализ прибыли представляет
собой исследование механизма формирования
конечного финансово-
1) изучение возможности
получения и роста прибыли
в соответствии с имеющимися
ресурсами, достигнутым
2) контроль плановых показателей реализации, себестоимости, прибыли;
3) определение влияния
объективных и субъективных
4) выявление и оценка резервов увеличения прибыли;
5) разработка управленческих
решений по реализации
Информационной базой
анализа прибыли служат соответствующие
разделы бизнес-плана
Важнейшим показателем финансово-
Прибыль необходима для дальнейшего развития предприятия, привлечения новых покупателей, поставщиков, кредиторов и инвесторов. В условиях сложившейся кризисной ситуации коммерческие организации получают не только положительные, но и отрицательные результаты (убытки) от своей деятельности, при этом считают приоритетным выжить. Отрицательный результат – тоже результат. Он мотивирует, побуждает предприятие к лучшей работе, организованности и достижению лучших результатов.
Несомненно, актуальным является систематический экономический анализ финансовых результатов и, прежде всего финансовых результатов от обычных видов деятельности. Определенный смысл для предпринимателя имеет факторный анализ прибыли (убытка) от продаж. Нельзя не согласиться с В. В. Ковалевым, который отмечает, что «…проводя факторный анализ, необходимо помнить одно правило: анализ важен не сам по себе, а лишь тогда, когда он действенен, т. е. идентификация и оценка факторов имеют смысл только в том случае, если этими факторами можно управлять хотя бы частично».
Результативность факторного анализа во многом определяется качеством построения детерминированных и стохастических факторных моделей. К сожалению, иногда модели строятся формальными методами, в результате чего многие факторы не имеют экономической интерпретации, а сами модели – практической значимости. Неправильно построенная модель может привести к логически неоправданным и неверным результатам, поэтому исключительно важным этапом факторного анализа выступает построение экономически обоснованной факторной модели.
Достаточно широкое
– модель полностью замкнута на ту систему факторов, которые поддаются объединению в данную модель;
– невозможно разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели. Таким образом, аналитик условно абстрагируется от действия других факторов, а все изменения результативного показателя приписываются влиянию факторов, включенных в модель.
Можно построить значительное количество детерминированных факторных моделей прибыли от продаж, что объясняет существование различных методик ее факторного анализа. Рассмотрим методики факторного анализа прибыли от продаж, наиболее часто предлагаемые в экономической литературе, и оценим их практическую значимость.
Прибыль от продаж (П) представлена в отчете о прибылях и убытках следующими слагаемыми:
– выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (т. е. за вычетом НДС и др.) (В),
– себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С),
– коммерческие расходы (КР),
– управленческие расходы (УР).
Взаимосвязь этих слагаемых можно выразить с помощью формулы
П = В – С – КР – УР.
Тогда влияние каждого
фактора можно вычислить
Другими словами, величина влияния каждого фактора будет равна его абсолютному отклонению, скорректированному на знак, стоящий перед данным фактором в модели:
– влияние изменения выручки от продаж на прибыль:
ΔП (В) = ΔВ
– влияние изменения
ΔП (С) = – ΔС
– влияние изменения коммерческих расходов:
ΔП (КР) = – ΔКР
– влияние изменения
ΔП (УР) = – ΔУР
Таким образом, если в исследуемом периоде выручка увеличится, например, на 100 000 руб., аналитик сделает вывод, что на аналогичную величину возрастет прибыль от продаж (т. е. влияние фактора можно будет оценить положительно). Однако такой вывод, безусловно, является неграмотным, поскольку:
а) прибыль – это разница между доходами и расходами, а следовательно, в случае продажи рентабельной продукции 1 рубль выручки будет содержать лишь некоторое количество копеек прибыли (например, 5 коп.). Тогда увеличение выручки на 100 000 руб. (при неизменной структуре продаж) принесет предприятию дополнительно прибыли не 100 000, а только 5 000 руб. (100 000 * 0,05);
б) если обычная деятельность предприятия убыточна (например, 1 рубль реализации приносит предприятию убыток в размере 1 коп.), то увеличение выручки от продаж на 100 000 руб. (при неизменной структуре продаж) принесет предприятию убыток в размере 1 000 руб. (100 000*
(–0,01));
в) все факторы рассматриваются независимо друг от друга и вне связи объема продаж и себестоимости.
Частично названные недостатки устраняются при использовании методики факторного анализа прибыли от продаж, рассматриваемой Л. В. Донцовой и Н. В. Никифоровой. Она основана на использовании уровней (удельных весов) расходов и прибыли от обычных видов деятельности в выручке от продаж. Так, уровень себестоимости (Ус) рассчитывается по формуле:
Ус = С / В × 100%
Следует отметить, что уровень прибыли от продаж (Уп) в выручке есть рентабельность продаж (Rп):
Уп = П / В × 100% = Rп
Методика факторного анализа прибыли от продаж строится по следующей схеме:
1. Определяется изменение прибыли от продажи (ΔП) в отчетном периоде по сравнению с базисным (абсолютное отклонение).
2. Определяется влияние выручки от продажи. Выручка от продажи может измениться, прежде всего, из-за изменения цен на реализованную продукцию (ц) и изменения объема (количества) реализованной продукции (к).
Поэтому влияние на прибыль фактора «выручка от продаж» раскладывается на две части:
1) влияние цен на реализованную продукцию:
– рассчитывается выручка от продаж в сопоставимых ценах:
В′ = В1 / iц,
где В′– выручка от продаж
отчетного периода в
В1 – выручка от продаж отчетного периода (в действующих ценах),
iц – индекс цен;
– определяется изменение выручки под влиянием изменения цены (ΔВ(ц)):
ΔВ(ц) = В1 – В′,
– рассчитывается влияние изменения цены на прибыль от продаж (ΔП(ц)):
ΔП(ц) = ΔВ(ц) × Rп0 / 100,
где Rп0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
2) влияние объема продаж
(количества проданной
– определяется изменение выручки от продаж под влиянием изменения объема (количества) реализованной продукции (ΔВ(к)):
ΔВ(к) = В′ – В0 ,
где В0 – выручка от продаж в базисном периоде,
– рассчитывается влияние изменения объема продаж на прибыль от продажи (ΔП(к)):
ΔП(к) = ΔВ(к) × Rп0 / 100
3. Определяется влияние
себестоимости проданной
ΔП(с) = В1 × (– ΔУс) / 100,
где ΔУс – изменение уровня себестоимости в выручке от продаж.
4. Определяется влияние коммерческих расходов (ΔП(кр)):
ΔП(кр) = В1 × (– ΔУкр) / 100,
где ΔУкр – изменение уровня коммерческих расходов в выручке от продаж.
5. Определяется влияние управленческих расходов (ΔП(ур)):
ΔП(ур) = В1 × (– ΔУур) / 100,
где ΔУур – изменение уровня управленческих расходов в выручке от продаж.
Основной недостаток данной методики состоит в том, что, как и предыдущая, она построена на использовании только данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности. Ее результаты позволяют указать только общие направления в разработке управленческих решений, а зависимость финансового результата от изменения объемов продаж и цены каждого наименования продукции, структуры продаж не учитывается.
Расчет влияния указанных выше факторов на прибыль от основной деятельности можно провести на основе следующей факторной модели:
П = Σ[VРПобщ. × Удi × (цi – Зi)],
где VРПобщ. – объем всей реализованной продукции в натуральном выражении,
Удi – доля i-го вида продукции в общем объеме продаж,
цi – средняя цена единицы i-го вида продукции,
Зi – полная себестоимость единицы i-го вида продукции.
Однако данную модель можно применить только в ситуации, если производится и реализуется однородная продукция, что позволяет определить общий объем продаж в натуральном выражении. В большинстве случаев это сделать невозможно.