Финансовая политика российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, город Улан-Удэ монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Данная работа состоит из трех основных разделов.
Первый посвящен рассмотрению принципов и задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического плана город Улан-Удэ.
Второй - вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города.
Третий - основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………………………………. 4
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах………………. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана……………………………………... 5
Глава II. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития Муниципальных образований……………………………………………10
2.1. Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………………………………………………………………..10
2.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………14
Глава III. Концепция и программа социально-экономического
развития г. Улан-Удэ………………………………………………………………...16
3.1. Развитие Муниципального образования Республики
Бурятия и города Улан-Удэ…………………………………………………………16
3.2 Муниципальное образование «Кяхтинского района»…………………………17
3.3 Цели и задачи территориального планирования МО «Кяхтинский район»………………………………………………………………………………...19
Заключение …………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….....27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА III

СТРАТЕГИЯ И  ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИИ И ГОРОДА УЛАН-УДЭ 

3.1. Развитие Муниципального образования Республики

Бурятия и города Улан-Удэ 

     В 2007 году индекс промышленного производства в Улан-Удэ составил 110 процентов, темпы роста оборота розничной  торговли – 116 процентов. Средняя заработная плата работников предприятий выросла  по сравнению с 2006 годом на 20 процентов  и составила 12674 рублей.  Растут денежные доходы и покупательская способность населения, что свидетельствует о повышении качества жизни горожан. За 2007 год в Улан-Удэ  создано 1886 рабочих мест.  
Основные усилия  Администрации г. Улан-Удэ в 2007 году были направлены на реализацию приоритетных национальных проектов.

По программе  «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»  сдано в эксплуатацию 1996 квартир общей площадью 158,1 тыс. кв. метров, что в 1,3 раза больше, чем  в 2006 году. Построены многоэтажные жилые дома в пос. Зеленый, в 105 и  111 микрорайонах,  в новые квартиры переселены 28 семей из ветхого и аварийного жилья. Малоэтажная застройка ведется в 106 микрорайоне, там возведено  56 домов. Ведется строительство инженерных сетей  в 111 и 142 микрорайонах, к жилому дому по ул. Добролюбова,  построена подстанция «Горсад». 

     В рамках реализации нацпроекта «Здоровье» в городские поликлиники поступило 59 единиц медицинского диагностического оборудования на 31,4 млн. рублей, лабораторное оборудование, маммографы,  флюорографы, сканеры УЗИ и др. Станция скорой медицинской помощи получила 7 санитарных автомобилей.

За счет городского бюджета  на курорте «Аршан» открыт филиал Детской горбольницы № 2 для реабилитации детей с хроническими заболеваниями,  оснащен медицинским оборудованием открывшийся в Улан-Удэ офтальмологический центр Иркутского филиала МНТК «Микрохирургия глаза», для Городского роддома № 2 приобретены флюорограф, аппарат искусственной вентиляции лёгких, медицинская  мебель, установлен дизель-генератор. Продолжается расширение БСМП им. Ангапова: ведется  строительство приемно-диагностического отделения,  проведен капитальный ремонт терапевтического отделения БСМП на 60 коек, где прежде находилась городская поликлиника № 3.   В рамках нацпроекта «Образование» подключены к сети Интернет 77 школ города (100-процентный охват), школы-сады, 2 учебно-производственных комбината. По итогам конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, премию Президента РФ  (1 млн. рублей) получили 6 школ города, еще две школы удостоены премии Президента РБ. В 2007 году введены в эксплуатацию детские сады “Белочка” в центре города, “Аленушка” в Железнодорожном районе  и “Радуга” в пос. Исток, построен детсад «Капитошка» на 240 мест в пос. Энергетик, что позволило сократить очередь в дошкольные учреждения. Завершено строительство пристроя к школе № 44, капитально отремонтирована школа № 10, построен стадион школы № 26. Для создания благоприятных условий проживания горожан в 2007 году были построены путепровод в 20а квартале, мост через протоку Степная, новые дороги с освещением по ул. Комарова, Жуковского и  Тобольской, многие дороги отремонтированы, обустроено 90 дворовых территорий, а также парки и скверы. Город украсили фонтаны и скульптуры «Зодчий», «Древо жизни», «Пенсионер», Аллея строителей БАМа.

     Сегодня в Улан-Удэ создана база для  дальнейшего социально-экономического развития. Все усилия Администрации  города под руководством Г.А. Айдаева, как и в предыдущие годы,  направлены на повышение уровня и качества жизни улан-удэнцев.

     В 2008 году начнется строительство транспортных развязок на улицах Балтахинова и Куйбышева, а также на Бабушкина и Трубачеева, на подходе к мосту через Селенгу. Продолжится снос  ветхого и аварийного жилья в нижней части города с переселением семей в новые жилые дома в 111 микрорайоне, который будет активно застраиваться. Начнется строительство городского роддома на 100 коек, кислородного пункта Городской больницы № 4,   линий электроснабжения, ритуального комплекса в Октябрьском районе. Планируется внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением города и движением муниципальных автобусов.    
Продолжится строительство детских садов в трех районах города,  школы в пос. Орешкова,  второй очереди мусороперерабатывающего завода, теплотрассы в пос. Мясокомбината, водовода в левобережной части города и других объектов, благоустройство дворовых территорий, улиц, скверов и парков, ремонт городских  дорог.
 

  3.2 Муниципальное образование «Кяхтинский район»  

Расположено на юге Республики Бурятия. Расстояние от г.Улан-Удэ до г.Кяхта по шоссе 235 км. Общая площадь его территории в существующих административных границах 466 325 гектаров. Территория муниципального образования  с севера и северо-востока граничит с Селенгинским и Бичурским районами Республики Бурятия. На востоке район граничит  с Читинской областью. Далее границы района проходят по государственной границе Российской Федерации с Республикой Монголией. На западе район граничит с Джидинским районом Республики Бурятия. 
Приграничный район, вдоль государственной границы с Монголией. 
С севера на юг район пересекают дороги федерального значения: шоссейная Улан-Удэ – Улан-Батор (600 км), пограничный переход в Кяхте (железная дорога Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор). 
 
Численность населения района составляет 41 300 человек на 01 января 2010 года. 
 
 В состав МО «Кяхтинский район», как составные части единой административно территориальной единицы входят:   
1. Сельское поселение МО «Алтайское» (ул. Усть-Дунгуй). 150 км 
2. Сельское поселение МО «Большекударинское» (п. Октябрьский,  c. Большая Кудара, ул.Холой, ул. Энхэ-Тала, с. Верхние Мурочи). 70 км 
3. Сельское поселение МО «Большелугское»(ул.Большой луг, ул. Харьяста). 40 км 
4. Сельское поселение МО«Зарянское»(с.Унгуркуй, с.Мурочи,с.Полканово). 80 км 
5. Сельское поселение МО«Кударинское» (с. Кудара-Сомон, с. Семёновка, с. Хамнигадай). 100 км 
6. Сельское поселение МО «Малокударинское» (с. Малая Кудара, с.Дунгуй, с. Уладый). 120 км 
7. Сельское поселение МО «Мурочинское» (ул. Мурочи, ул. Хилгантуй). 70 км 
8. Сельское поселение МО «Новодесятниковское» (с. Новодесятниково). 80 км 
9. Сельское поселение МО «Первомайское» (с. Ара-Алцагат, с. Первомайское). 110 км  
10.Сельское поселение МО «Субуктуйское» (ул. Субуктуй, с. Калинишна). 40 км 
11.Сельское поселение МО «Тамирское» (с. Тамир, с. Ивановка, с. Шазагай). 100 км  
12.Сельское поселение МО «Убур-Киретское» (с. Убур-Киреть). 80 км  
13.Сельское поселение МО «Усть-Киранское» (с. Усть-Киран, ул. Бурдуны,с. Киран, с. Дурены, п. Курорт Киран). 30 км 
14.Сельское поселение МО «Усть-Кяхтинское» (с. Усть-Кяхта). 30 км  
15.Сельское поселение МО «Хоронхойское» (п. Хоронхой). 40 км 
16.Сельское поселение МО «Чикойское» (с. Чикой). 50 км  
17.Сельское поселение МО «Шарогольское» (с. Шарогол, с. Анагустай, с. Хутор, ул. Цаган-Челутай). 120 км  
18. Городское поселение МО «Наушкинское» (пос. гор. типа «Наушки»). 45 км  
19.Городское поселение МО «Город Кяхта» (п. Суджа,21 км,  п. Ботый). 20 км  
В состав территорий городских и сельских поселений входит 44 населенных пункта, Административным центром муниципального района является г.Кяхта.

 

Проект  схемы территориального планирования Кяхтинского района 

      Схема территориального планирования Кяхтинского района разработана творческим коллективом ООО «ТМ «Улан-Удэархпроект», как документ официальной градостроительной политики органов управления территорией, определяющий стратегию и тактику её долгосрочного градостроительного развития.

Схема территориального планирования Кяхтинского района это, прежде всего, инструмент управления территорией, где все пространственно-территориальные факторы представлены в системной взаимосвязи с её перспективами развития. 
Реализация планировочных и функциональных проектных предложений формирует оптимальный пространственный каркас системы расселения, распространяет современные стандарты качества жизни на периферийные территории, определяет новые центры экономического роста. 
Данный документ, как система представлений о стратегических целях, задачах и интересах района, является первым шагом в формировании государственной идеологии, направленной на обеспечение интересов района. При этом на первое место выходит согласованность и взаимоувязка всех проектных решений, как с интересами населения, так интересами власти и бизнеса.

     Работа  основывается на общих принципах, основных требованиях и генеральных направлениях государственной Концепции перехода РФ к модели устойчивого развития. 
Принятый для территории района системный подход к проблемам и задачам предстоящего развития - единственный путь поиска решений в современных условиях формирования региональной экономики. 
Директивной задачей этого подхода, определяемой проектом, является обеспечение безопасности проживания населения на данной территории, повышение качества жизни, а также формирование имиджа района в регионе, что должно стать базой для создания новой градостроительной политики развития и управления территорией.

     В проекте проведен анализ ресурсного потенциала территории Кяхтинского района во всех его аспектах (экономическом, природно-экологическом, территориальном, историко-культурном, поселенческом, транспортно-коммуникационном), проведена комплексная оценка территории, сформулированы функциональные приоритеты развития района, намечены точки ускоренного развития - инвестиционные узлы, определены мероприятия по совершенствованию транспортно-коммуникационного узла, представлены варианты сценарного развития территории.

     Анализ, прогноз и решение всех отраслевых задач Кяхтинский район рассматривается в Схеме с учетом реально существующей ситуацией и ранее разработанных документов градостроительного развития территорий.

 
3.3  Цели и задачи территориального планирования МО «Кяхтинский район» 
 

      Цели  и задачи Схемы территориального планирования ориентированы на максимально  эффективное использование всех ресурсов, с целью повышения ВРП  района, повышения качества жизни, уровня предоставляемых населению социальных благ и повышения рейтинга территории среди районов Республики Бурятия.

Схема территориального развития Кяхтинского района предусматривает следующие основные цели: 
1.   Экономическая цель достигается решением следующих задач: 
-        модернизацией производственного комплекса с упором на приоритетные; 
-        углублением специализации (профиля) экономики района и поселений в общественно-территориальном и республиканском разделении труда; совершенствованием отраслевой структуры экономики; 
-        восстановлением сельского хозяйства и развития переработки сельхозпродукции; 
-        обеспечением комплексного развития социальной сферы; 
-        улучшением использования трудовых, земельных, водных и других ресурсов. 
2.   Пространственное (градостроительное) развитие заключается: 
-         дальнейшее закрепление и развитие функциональных зон пространственного развития территории; 
-         закрепление и развитие планировочного каркаса района; 
-         развитие населённых пунктов района, структуры их обслуживания, повышения уровня жизни; 
-         планомерный вывод территорий и уход населенных пунктов из неблагоприятных для проживания зон; 
-         в части инженерного обеспечения территории: достигнуть современных показателей. 
-         развитие транспортной системы района направлено на поддержание и развитие основных транспортных потоков север-юг, восток – запад, создания транспортных комплексов, совершенствование современной транспортной связи между населёнными пунктами и соседними территориями. 
-         создание правовой основы земельных отношений и застройки территорий поселений, разработка и мониторинг градостроительной документации. 
3.   Стратегическая социальная цель заключается: 
-        в развитии человеческого потенциала, инновационной промышленной модернизации производства; 
-        в обеспечении конституционных социальных прав и гарантий с использованием социальных стандартов и норм. 
-        сокращение бедности по мере роста денежных доходов населения на основе экономического роста и уменьшения их дифференциации, а также усиления адресности социальной поддержки населения, перераспределения социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям; 
-        улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения, и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости и последующего демографического роста; 
- создание для трудоспособного населения района экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте. 
-        снижение уровня бедности, социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества;

Это является необходимым  условием инновационного роста экономики, прекращения депопуляции населения и стимулирования его расширенного воспроизводства. 
4.   Стратегическая цель формирования среды обитания связана с: 
-        улучшением застройки и планировки поселений и межселенного пространства, 
-        рациональной прокладкой коммуникаций и инфраструктурным обустройством дорог, 
-        охраной и улучшением окружающей среды, в том числе градостроительными средствами (снижением загрязнения воздуха, воды и почвы, шумового, электромагнитного и радиационного «загрязнения») 
-        сохранением и регенерацией исторических поселений, памятников архитектуры и ценных природных образований, 
-        улучшением архитектуры сооружений, созданием градостроительных ансамблей, повышением уровня благоустройства поселений (озеленение, обводнение, вертикальная планировка, улучшение ландшафтной архитектуры и малых архитектурных форм), 
-        инженерной защитой поселений и коммуникаций от опасных природных и природно-техногенных процессов. 
5.   Стратегическая цель природопользования достигается: 
-         рационализацией и комплексным использованием земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Земельный и водный факторы, в условиях возрастающей их дефицитности, выдвинулись важнейшими естественными ограничениями социально-экономического развития; природное окружение населенных пунктов становится решающим для рекреации его населения; без этого уже нельзя обеспечить воспроизводство рабочей силы и здоровье жителей района; 
-         восстановить функционирование системы мониторинга состояния окружающей природной среды. 
Основными принципами и современными подходами, которыми руководствовался авторский коллектив, для реализации этих целей, являются следующие: 
-         обеспечение возможности устойчивого развития района в условиях жесткой конкуренции за ресурсы в масштабе республики; 
-         ориентация на внутренние ресурсы, а также на современный природный, экономический и социальный потенциалы; 
-         формирование транспортного каркаса района, связывающего основные поселения в опорный градостроительный организм и обеспечивающего свободный выход в систему республиканского транспортного коридора; 
-         комплексное решение экологических проблем, связанных с нейтрализацией последствий антропогенной деятельности; 
Схема территориального планирования территории Кяхтинского района - это профессиональное знание на службе районного управления и деятельности. Все территориальные факторы в Схеме представлены в системной взаимосвязи их текущего функционирования с перспективой развития до 2033 года. 
Схема территориального планирования территории - это: 
-         цели государственной политики в области градостроительства, с учетом социально-экономических, природно-климатических условий и прочих условий; 
-         планы развития экономики, макроэкономическая оценка ресурсного потенциала и проектные решения по отраслям хозяйственного комплекса, предложения по оптимизации структуры занятости; 
-         функциональное зонирование и планировочная организация территории, градостроительное районирование, вопросы расселения; 
-         формулировка функциональных приоритетов развития территории района, которые будут способствовать сглаживанию территориальной неравномерности в уровне социального и экономического развития муниципальных образований за счет перераспределения деловой, градостроительной и человеческой активности в пользу срединной и периферийной частей; 
-         выявление «точек роста» - опорных территорий роста экономики и качества жизни населения (территорий концентрации градостроительной активности - зон планируемого размещения объектов капитального строительства республиканского/федерального значения), то есть создание на этих территориях современных стандартов организаций жилой, производственной, рекреационной среды; 
-         развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; 
-         обязательный комплекс мероприятий по защите территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по улучшению экологической ситуации градостроительными средствами и сохранению историко-культурного и природного наследия; 
При этом на республиканском уровне район должен вовлекаться в хозяйственную, экономическую и рыночную деятельность республики и инициировать формирование перспективных инвестиционных зон на своих территориях, с целью привлечения республиканского федерального и частного капиталов на взаимовыгодных условиях. 
На муниципальном уровне обеспечить совершенствование системы управления, использование градостроительных рекомендаций и решений для пополнения местного бюджета путем придания им статуса законодательной базы, создания реальных и эффективных условий экономически активного населения. Создать механизм, позволяющий регулировать рыночные операции населения, осуществляемые повсеместно без налогообложения, развивать товарно-экономические связи со смежными районами республики Бурятия и соседними регионами. 

Информация о работе Финансовая политика российских регионов