Экономико-правовая характеристика деятельности организации ОАО «Лельчицкая ПМК-103»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 01:05, реферат

Краткое описание

Открытое акционерное общество «Лельчицкая ПМК − 103» создано приказом комитета «Гомельоблимущество» от 31 декабря 1999 года, путем преобразования Лельчицкого проектно-строительного арендного предприятия ПМК-103 в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разго-сударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Учредителями организации являются комитет «Гомельоблимущество» и коллектив арендаторов арендного предприятия. Организационная структура показана в Приложении А.

Вложенные файлы: 1 файл

Лельчицкая ПМК-103.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)

Прием и выдача денег  по кассовым ордерам производится в  день их составления.

Приходные и расходные  кассовые ордера или заменяющие их документы сразу после использования  подписываются кассиром, а приложенные  к ним документы погашаются штампом «оплачено».

Сразу же после получения  или выдачи денег, данные кассовых документов записываются кассиром в кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована, опечатана, а количество листов заверено подписью главного бухгалтера (Приложение 7). Кассовая книга является регистром аналитического учета к счету 50 «Касса».

Записи в кассовой книге  ведутся в двух экземплярах через  копирку. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге, а вторые являются отчетом кассира. Оба экземпляра листов нумеруются одинаковыми номерами. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег на следующее число и передает в бухгалтерию отчет вместе с приложенными к нему документами под расписку бухгалтера на первом экземпляре кассовой книги.

После получения бухгалтерией отчета кассира он обрабатывается. Каждая запись проверяется по существу, сверяется с первичными документами, после чего в отчете проставляется шифр счета корреспондирующего со счетом 50 «Касса». Остаток денег на начало дня по отчету кассира бухгалтер сверяет с остатком денег на конец дня, показанном в предыдущем отчете, и проверяет правильность выведенных оборотов и остатков.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предназначен активный счет 50 «Касса», к которому  рабочим планом счетов Лельчицкай ПМК − 103 предусмотрены следующие субсчета:

  • 50/00 «Касса организации»;
  • 50/01 «Касса магазина»;
  • 50/02«Касса столовой»;
  • 50/03 «Денежные документы».

В дебет счета 50 «Касса»  записываются поступления денежных средств кассу предприятия, а по кредиту – выбытие средств из кассы.

Таблица 5 – Хозяйственные операции по учету денежных средств в кассе предприятия (белорусские рубли)

Содержание  хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1. Получены наличные  деньги в банке на различные цели

50/00

51

2. Возвращены в кассу  подотчетными лицами остатки неиспользованных авансов

50/00

71/00

3. Внесены в кассу  предприятия работниками платежи за кредит

50/00

73/01,73/02,73/03

4. Внесены в кассу предприятия работниками платежи за материальный ущерб

50/00

73/00

5. Поступила выручка  столовой 

50/02

90/05

6. Сданы наличные деньги  в банк на расчетный счет

51/00

50/00

7. Выдан аванс подотчетному лицу

71/00

50/00

8. Выдана из кассы  заработная плата, премия

70/00

50/00

9. Выданы из кассы  депонированные суммы

76/00

50/00

10. Выданы из кассы  суммы по исполнительным документам

76/01

50/00

11.Отражена недостача  денежных средств в кассе

94/00

50/00

12. Отражены излишки  денежных средств в кассе

50/00

92/00


В установленные руководителем  предприятия сроки, не реже одного раза в квартал, проводится внезапная  инвентаризация кассы с полным пересчетом наличных денежных средств и других ценностей.

Для проведения инвентаризации руководителем предприятия назначается комиссия. По итогам работы комиссия составляет акт инвентаризации наличных денег и других ценностей в двух экземплярах (Приложение 8). Первый экземпляр акта хранится в бухгалтерии, второй – у материально ответственного лица. До начала инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию, поступившие наличные деньги оприходованы, а выбывшие – списаны.

При обнаружении в кассе  недостачи или излишков денежных средств в акте указывается сумма  недостачи или излишка и объясняются обстоятельства их возникновения.

Таблица 6 – Отражение результатов инвентаризации кассы

Содержание  хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1. Отражены излишки  денежных средств в кассе

50/00

92/00

2. Отражена недостача  денежных средств в кассе

94/00

50/00

3. Сумма недостачи отнесена  на виновное лицо

73/00

94/00

4. Виновное лицо возмещает  сумму недостачи

70/00,50/00

73/00

5. В случае установления  непричастности материально ответственного лица к недостаче сумма недостачи списывается на внереализационные расходы

92/02

94/00


 

3.2. Учет денежных средств на расчетном и валютном счетах

 

Для хранения временно свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетов каждому предприятию в учреждении банка открывается расчетный счет, через который осуществляются платежи с различными предприятиями и учреждениями по вопросам оплаты приобретенных ценностей, оказанных работ, выполненных услуг и получение выручки за проданные покупателям ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Предприятие, которому открыт расчетный счет, является его владельцем. Безналичные расчеты банк осуществляет по документам специальной формы, заверенными подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера и печатью.

В отдельных случаях, предусмотренных  законодательством, банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета. Например, по решению налогового органа перечисляются просроченные налоги и сборы; по приказам высшего хозяйственного суда – суммы удовлетворенных исков предприятия и в других случаях. Кроме того, банк имеет право списывать денежные суммы по своему усмотрению. Например, проценты по банковским кредитам, суммы по просроченным кредитам, стоимость услуг банка.

Прием, выдачу и перечисление денег банк выполняет на основании  документов определенной формы.

При внесении наличных денег  из кассы составляется объявление на взнос наличными, а при получении денег в кассу с расчетного счета – чек. При расчетах с другими предприятиями применяются документы в зависимости от установленной формы расчетов между ними. Если договором установлено, что предприятие само оплачивает задолженность, то выписывается платежное поручение (Приложение 9), если предприятие само должно взыскивать с покупателей стоимость оказанных услуг – платежное требование (Приложение 10).

В целях повышения ответственности  предприятия за своевременность расчетов устанавливается календарная очередность платежей со счетов: в первую очередь – платежи в бюджет, государственные внебюджетные фонды, а остальные платежи осуществляются в очередности определенной руководителем предприятия.

Отделение банка ежедневно  сообщает владельцам счетов о произведенных операциях путем выдачи им копий выписок с расчетного счета с приложенными к ним документами, на основании которых выполнялось зачисление или списание денежных средств.

В бухгалтерии предприятия  учет движения денег на расчетном  счете ведется по данным выписок банка на активном счете 51 «Расчетный счет».

Для отражения в учете  сумм зачисленных или списанных  с расчетного счета выписка проверяется  и обрабатывается. Обработка заключается  в составлении корреспонденции счетов. Так как на поступление или списание сумм с расчетного счета счет 51 «Расчетный счет» дебетуется или кредитуется, то в выписке банка проставляется рядом с суммами корреспондирующие со счетом 51 «Расчетный счет» счета. При этом имеется в виду, что в банке расчетный счет предприятия является пассивным, следовательно, в бухгалтерии банка поступление денежных средств отражается по кредиту, а списание по дебету, а на предприятии наоборот.

Если в выписке банка  допущена ошибка, то соответствующая  сумма отражается по дебету или по кредиту счета 76/03 «Расчеты по претензиям» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет». Об этом факте сообщается банку не позднее 10 дней со дня поступления выписки. Об исправлении банком ошибки предприятие узнает при получении очередной выписки, на основании которой производится запись с обратной корреспонденцией счетов.

Таблица 7 - Хозяйственные операции по учету денежных средств на расчетном счете

Содержание  хозяйственной операции

    Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1. Сданы наличные деньги  в банк на расчетный счет

51/00

50/00

2. Поступила выручка  за отгруженную продукцию

51/00

90/00

3. Оплачена предъявленная  ранее претензия

51/00

76/03

4. Отражена ошибочно  зачисленная банком на расчетный счет сумма

51/00

76/03

5. Оплачена дебиторская  задолженность

51/00

76/00

6. Поступила выручка  за реализованные основные средства

   51/00

91/01

7. Получены наличные  деньги в банке на различные цели

50/00

51/00

8. Оплачен счет поставщика

60/00

51/00

9. Уплачены суммы по  претензиям

76/03

51/00

10. Оплачена кредиторская  задолженность

76/00

51/00

11. Перечислены налоги, сборы, платежи в бюджет и внебюджетные фонды

68

51/00

12. Перечислены платежи  по социальному страхованию

69/01

51/00

13. Погашение банковских  кредитов и процентов по ним соответственно

66/01,66/02,67/01,67/07

51/00


 

 

3.3 Учет заемных  денежных средств

 

В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочные и долгосрочные кредиты.

Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятия и предоставляется на срок до одного года.

Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития предприятия (для строительства и приобретения основных средств, расширения и совершенствования производства) и выдается на срок более одного года.

Для получения кредита  предприятие предоставляет в  банк заявление с приложением  копий учредительных документов, бухгалтерских и статистических отчетов и других данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.

Для учета операций по получению и погашению кредитов в бухгалтерии используются пассивные  счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Рабочим планом счетов Лельчицкай ПМК − 103 к счету 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам» предусмотрены  следующие субсчета:

    • 66/00 «Расчеты по краткосрочным займам»;
    • 66/01 «Расчеты по краткосрочным кредитам (заработная плата)»;
    • 66/02 «Расчеты по краткосрочным кредитам (заработная плата, проценты)»;
    • 66/03 «Расчеты по краткосрочным кредитам (векселя)»;
    • 66/04 «Расчеты по краткосрочным кредитам (векселя, проценты)»;
    • 66/05 «Расчеты по краткосрочным кредитам (векселя)»;
    • 66/06 «Расчеты по краткосрочным кредитам (векселя, проценты, просроченные)»;
    • 66/07 «Расчеты по краткосрочным кредитам (векселя просроченные)»;
    • 66/08 «Расчеты по краткосрочным кредитам (векселя, проценты, просроченные)»;
    • 66/09 «Расчеты по краткосрочным кредитам (заработная плата)»;
    • 66/10 «Расчеты по краткосрочным кредитам (заработная плата, проценты)»;

Аналитический учет ведется  дифференцировано по каждому полученному кредиту.

Операции по поступлению  и возврату сумм краткосрочных банковских кредитов отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Таблица 8 - Операции по поступлению и возврату сумм краткосрочных   банковских кредитов

Содержание  хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1. На суммы поступающих краткосрочных кредитов

51/00, 60/00 , 76/00

66/00, 66/01, 66/03, 66/05 и другие

2. На суммы погашения  краткосрочных кредитов

66/00,

66/01, 66/03, 66/05 и другие

51/00


 

Банковские кредиты, не погашенные в установленные сроки, учитываются обособлено.

Информация о работе Экономико-правовая характеристика деятельности организации ОАО «Лельчицкая ПМК-103»