Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:41, реферат
Экономический анализ как специальная отрасль и вид практической деятельности
Различают следующие методы познания: общенаучные и конкретно-научные.
Общенаучные – свойственны всем наукам, связаны с наблюдением, сравнением, формализацией, моделированием, анализом и синтезом.
Конкретно-научные – свойственны отдельным наукам, являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания.
Анализ – это способ познания, основанный на разложении исследуемого объекта на составные части и изучении их во взаимосвязи и взаимозависимости.
Введение…………………………………………………………………………………………
3
Часть 1. Краткий курс лекций…………………………………………………………………
4
Раздел I. Теоретические основы экономического анализа деятельности организации……
4
Тема 1. Экономический анализ и его роль в управлении коммерческой организацией…..
4
Тема 2. Метод, способы, приемы и методика экономического анализа………………........
20
Тема 3. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения интенсификации и эффективности производства…………..………………………………...
38
Раздел II. Финансовый анализ…………………………………………………………………
42
Тема 4. Анализ финансового состояния организации………………………………………..
42
Тема 5. Анализ финансовых результатов организации…………………...………………….
61
Аудиторское заключение является гарантией соответствия бухгалтерской отчетности установленным требованиям, что способствует уменьшению риска, связанного с принятием решения.
Пояснения, дополнения и приложения к отчетности являются важной ее составной частью в соответствии с требованиями МСФО.
Таким образом, новые формы отчетности, с одной стороны, отразили новые позиции в организации бухгалтерского учета, с другой – приблизили российскую отчетность к формату МСФО.
Организация проведения экономического анализа, его пользователи и их интересы
Этапы аналитического
1. Подготовка программы исследования (цель, задачи, сроки, исполнители);
2. Сбор и обработка
3. Расчет экономических
4. Обобщение результатов анализа (выводы и рекомендации).
В ПБУ 4/99 указано, что «бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей». Данные бухгалтерской отчетности представляют интерес для широкого спектра физических и юридических лиц, связанных с деятельностью представляющей отчётность организации. Назначение финансовой отчетности заключается в максимальном сближении интересов многочисленных пользователей информации, среди которых выделяют две основные группы: внутренние и внешние потребители (субъекты).
К внутренним пользователям финансовой отчётности относятся:
руководство организации, менеджеры, экономисты, служащие и пр., имеющие свободный доступ ко всей необходимой учётной информации (данным управленческого и финансового учёта, отчётности), которые используют её для оценки, контроля, планирования, управления финансовой ситуацией и несут ответственность за принимаемые управленческие решения.
К внешним пользователям финансовой отчетности относятся:
во-первых, непосредственно заинтересованные субъекты в результатах деятельности компании - собственники (акционеры) данного предприятия, кредиторы, инвесторы, поставщики, покупатели (клиенты), государственные налоговые инспекции, а так же другие потребители финансово-аналитической информации, являющиеся фактическими или потенциальными партнерами;
во-вторых, косвенно заинтересованные субъекты в результатах деятельности организации - различные аудиторские и консультационные фирмы, фондовые биржи, оценщики, эксперты, юристы, правительственные органы, информационные агентства, представители прессы, профсоюзы и пр.
Ввиду множественности
категорий внешних
Например, акционеры изучают информацию о прибыльности предприятия, об изменении собственного капитала и стремятся извлечь выгоду в виде дивидендов за счет повышения рыночной стоимости акций как потенциального дохода. Инвесторы рассматривают отчетность с позиции выгодности вложения своих средств, поэтому их интересы затрагивают наиболее широкие сферы финансовой информации – рентабельность, структуру капитала, финансовую устойчивость. Кредиторы используют отчетность для оценки платежеспособности предприятия, его надежности как клиента и для определения условий выдачи кредитов.
Финансовый и управленческий анализ, взаимосвязь и различия
В связи с делением пользователей
финансово-аналитической
Финансовый анализ – это внешний и внутренний финансовый анализ.
Цель финансового анализа – получение основных показателей, характеризующих финансовое состояние и финансовые результаты предприятия, дающих полную и точную картину его финансового положения.
Внешний финансовый анализ ориентирован на публичную отчетность на основе стандартного учета и отчетности, применении типовых методик.
Содержание внешнего финансового анализа:
- Анализ ликвидности и
- Анализ финансовой
- Анализ доходов, расходов, прибыли (убытков);
- Анализ оборачиваемости,
- Рейтинг предприятия.
Внутренний финансовый анализ ориентирован на внутреннюю отчетность (на более широкую информационную базу). Например, расчет коэффициента ликвидности с учетом «качества» текущих активов, то есть труднореализуемых активов (неликвидов, просроченной дебиторской задолженности, не пользующейся спросом продукции), Управленческий анализ – это внутренний финансовый и производственный анализ, ориентирован:
а) на использование всех источников информации и отсутствие регламентации анализа;
б) на использование результатов руководством предприятия и максимальную закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
в) на комплексность исследования, то есть всестороннее изучение деятельности.
Внутренний производственный анализ – это анализ технико – организационного уровня, использования производственных ресурсов, объема производства и реализации, взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» (анализ безубыточности).
Исходя из имеющейся информационной базы и задач, стоящих перед анализом, различают:
Классификация видов экономического анализа, ее обусловленность задачами управления
Виды экономического анализа классифицируются по различным признакам, в основе классификации лежат функции управления, которые делятся на общие (главные) и специфические.
Главные (основные) функции управления:
Специфические функции действуют в условиях отдельной отрасли.
Классификационные признаки и характеристики видов экономического анализа:
- Внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям структурных подразделений. Особенность - детализация анализа (от общего к частному).
- Межхозяйственный анализ данного предприятия с показателем конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими показателями. Основное условие - сопоставимость показателей.
- полный анализ (комплексный или сплошной) – это всесторонние изучение деятельности предприятия;
- локальный анализ (тематический или выборочный) – это изучение отдельных сторон деятельности, представляющие наибольший интерес в определенный момент; отдельных структурных подразделений или группы показателей.
- финансовый анализ – внешний и внутренний;
- управленческий анализ – внутренний финансовый и производственный;
- маржинальный анализ – оценка и обоснование целесообразности и эффективности управленческих решений на основе деления затрат на переменные и постоянные, взаимосвязи «затраты - объема продаж - прибыль»;
- маркетинговый анализ – изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики;
- инвестиционный анализ – разработка программ и оценка эффективности инвестиционной деятельности;
- функционально - стоимостной анализ – выявление ненужных функций объекта и минимизация затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности на основе творческого мышления, системности, комплексности, опыта научных и практических работников разных отраслей знаний (40г. ХХв.).
ТЕМА 2. Метод, способы, приемы и методика экономического анализа
Метод и методика экономического анализа
Метод – это способ исследования явлений природы, общества, своего предмета.
Метод анализа опирается на диалектическую теорию познания.
Метод экономического анализа – это способ исследования хозяйственных процессов и факторов деятельности предприятия.
Методы экономического анализа имеют специфические особенности:
Метод экономического анализа – диалектический способ изучения, измерения и обобщения влияния факторов на изменение результата путем обработки системы показателей специальными приемами с целью повышения эффективности деятельности организации.
Методика экономического анализа – это совокупность методов, правил (выбор системы показателей и алгоритма их расчета, источников информации и базы сравнения, интерпретации результатов исследования), последовательности наиболее целесообразного исследования объекта анализа, то есть организация проведения аналитических исследований для оценки изменения финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом.
Важнейшими элементами методики анализа выступают приемы и способы (методы исследования изучаемых объектов), которые являются инструментарием анализа.
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В настоящее время экономический анализ включает в себя большую совокупность различных способов и приемов, относящихся к данной науке и заимствованных из других наук. Существует следующая классификация методов экономического анализа по используемым приемам обработки информации:
Логико – экономические приемы анализа