Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:28, контрольная работа
Целью данной работы является исследование гипотез возникновения речи.
Введение 3
1. Физиологические основы речи 4
2. Теоретические проблемы возникновения речи 9
Заключение 13
Литература 14
Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи — когнитивная теория Ж. Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.
Другая теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций. С данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль фор-мируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.
Поскольку
речь зашла о взаимосвязи мышления
и речи, нельзя не остановиться на исследованиях,
проводившихся Л. С. Выготским. Мы уже говорили
о значении речи для мышления и пришли
к выводу о том, что речь является инструментом
мышления. Проблема взаимосвязи речи и
мышления постоянно интересовала и продолжает
интересовать многих ученых. Выготский
внес существенный вклад в развитие данной
проблемы. Он показал значение слова для
психического развития человека и его
сознания. Согласно его теории знаков,
на более высоких ступенях развития наглядно-образное
мышление превращается в словесно-логическое.
[4]
Заключение
Резюмируя данную работу, можно сделать следующие выводы:
Речь
и язык впервые возникают только
у людей, только в человеческом обществе.
Хотя у животных и существует общение
посредством голосовых
Видя перед собой или мысленно воспроизводя в своей голове то или иное явление, человек называет, обозначает в своей речи это явление словами, т. е. такими звукосочетаниями, которые и для других людей обозначают то же самое явление (точнее, ту обобщенную группу явлений, к которой принадлежит данное явление). В результате в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие, мысль об этом явлении. Речь, в отличие от голосовых реакций животных, позволяет людям передавать друг другу то, что отражается в их голове, позволяет обмениваться мыслями.
Естественной предпосылкой возникновения речи служило относительно высокое развитие у предков человека инстинктивного голосового общения.
Вместе с тем развитие членораздельной речи вело к дальнейшему постепенному совершенствованию речевых органов. Развитие произношения звуков речи было связано с изменением у человека формы нижней челюсти и степени ее подвижности, с увеличением полости рта, что обеспечивает большую свободу движений языка, с изменением некоторых мышц лицевого скелета, что обусловливает большую подвижность органов речи, и т. д.
Развитие членораздельной речи вызвало также дальнейшее совершенствование слуха; под влиянием речи слух человека приобрел значительно большую точность анализа именно речевых звуков.
Формирование
многообразных, все более гибких
и высоко-дифференцированных, тонко
различающихся между собой
Литература