Использование
здоровьесберегающих технологий в МДОУ
№97
Разработала :
студентка 1 курса 14 группы
Заочной формы обучения
Юреева
Наталия Михайловна
Тверь,2012-2013
год
ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.
Жизнь в ХХ1 веке
ставит перед нами много новых проблем,
среди которых самой актуальной
на сегодняшний день является проблема
сохранения здоровья детей.
Здоровье – состояние физического
и социального благополучия человека
(по Уставу ВОЗ). Это – одна из высших
человеческих ценностей, один из источников
счастья, радости, залог оптимальной самореализации.
От того, как прошли дошкольные годы, во
многом зависит физическое и психическое
здоровье человека на протяжении всей
жизни. Важно сохранить здоровье ребенка
в столь ответственный жизненный период,
для чего необходима огромная, каждодневная
работа в семье и дошкольном учреждении.
Усилия работников ДОУ сегодня
как никогда направлены на оздоровление
ребенка - дошкольника, культивирование
здорового образа жизни. Неслучайно именно
эти задачи являются приоритетными в программе
модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных
задач становятся здоровьесберегающие
технологии, без которых немыслим педагогический
процесс современного детского сада.
СОВРЕМЕННЫЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Здоровьесберегающая технология – это
система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной
среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных
технологий - обеспечить дошкольнику возможность
сохранения здоровья, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время
в дошкольных учреждениях чаще всего используют
следующие здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования
здоровья;
- технологии обучения здоровому образу
жизни;
- коррекционные технологии.
Технологии
сохранения и стимулирования здоровья
- Физкультурная минутка- динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.
- Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.
- Пальчиковая гимнастика - тренировка тонких движений пальцев кисти рук.
- Артикуляционная гимнастика- упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
- Бодрящая гимнастика - переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
- Гимнастика для глаз - упражнения для снятия глазного напряжения.
- Дыхательная гимнастика - Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
- Стретчинг- Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.
Технологии
сохранения и стимулирования здоровья
- Ритмопластика - система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.
- Релаксация- система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)
- Технологии эстетической направленности- эмоциональное благополучие ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
- Гимнастика ортопедическая- система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
- Гимнастика корригирующая- система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.
Технологии
обучения здоровому образу жизни
- Физкультурное занятие - организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин.
- Занятия из серии «Здоровье» - занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.
- Самомассаж - массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)
- Точечный массаж- это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.
- Коммуникативные игры.- игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
- Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия - тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.
- Утренняя гимнастика - рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.
Коррекционные
технологии
- Арттерапия- оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)
- Технология музыкального воздействия- создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
- Сказкотерапия- занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
- Технологии воздействия цветом - как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
Коррекционные
технологии
- Технологии коррекции поведения - игры с правилами , игры – соревнования - раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения) ; психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности); режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками) ; народные игры (обаяние игровых персонажей)
- Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
- Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Выбор здоровьесберегающих
педагогических технологий в конкретном
ДОУ зависит от:
- типа дошкольного учреждения;
- конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;
- организации здоровьесберегающей среды;
- от программы, по которой работают педагоги;
- продолжительности пребывания детей в ДОУ;
- от показателей здоровья детей;
- профессиональной компетентности педагогов.
Используемые в
комплексе здоровьесберегающие технологии
в итоге формируют у ребенка стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В МДОУ №97
в подготовительной группе
- Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу МДОУ инновационных педагогических технологий.
Использовать здоровьесберегающих педагогических технологий воспитатели
нашего детского сада стали с 2008-2009 учебного года.
Технологии
сохранения и стимулирования здоровья
Физкультурная минутка - В зависимости от вида занятия может
включать в себя элементы гимнастики для
глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики,
корригирующие упражнения и т.п. Проводится
во время занятий по мере утомляемости
детей. Продолжительность – 2-3 мин.
Подвижные и спортивные игры - Подбираются в соответствии с возрастом
ребенка, местом и временем проведения.
Как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате – с малой
и средней степенью подвижности. Ежедневно
для всех возрастных групп. В ДОУ используются
элементы спортивных игр.
- Дыхательная гимнастика - проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
- Релаксация - Используются релаксационные приемы как компонент заключительной части занятия
- Гимнастика ортопедическая - Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Технологии
обучения здоровому образу жизни
- Физкультурное занятие - занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
- Занятия из серии «Здоровье» - могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
- Самомассаж - необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
- Утренняя гимнастика - формы проведения: подвижные игры, традиционная, с предметами, сюжетная.
Коррекционные
технологии
- Технология музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. В различных формах воспитательно-образовательной работы
- Психогимнастика - психогимнастические этюды как часть занятия