Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:05, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть значение дыхания;
2. проанализировать дыхательные движения и их функции;
3. рассказать о работе по воспитанию правильного дыхания у детей в дошкольном учреждении.
Введение......................................................................................................................3
1.Значение дыхания для жизнедеятельности организма.........................................4
2.Строение и функции органов дыхания...................................................................5
3.Дыхательные движения и их функции...................................................................8
4.Развитие дыхательной системы на протяжении первых 7 лет.............................9
5.Воспитание правильного дыхания у детей в дошкольном учреждении.................................................................................................................11
Заключение.................................................................................................................13
Список используемой литературы...........................................................................14
Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж
Контрольная работа
По Возрастной анатомии, физиологии и гигиене
050144 «Дошкольное образование»
Дыхательная система
Выполнила студентка Д31 группы
Ибрагимли Гюнай Тахир кызы
Зимина Г.Г.
Рыбинск
2012
Оглавление
Введение.....................
1.Значение дыхания для
2.Строение и функции органов
дыхания.......................
3.Дыхательные движения и их
функции.......................
4.Развитие дыхательной
5.Воспитание правильного дыхания у детей
в дошкольном учреждении....................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Приложение
Введение
В последнее время, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы. Такой подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения. Все это в настоящее время обусловливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики болезней органов дыхания.
Объектом исследования является дыхательная система, котороую исследует анатомия.
Предметом исследования является строение и функции органов дыхания.
Цель работы: рассмотреть значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть значение дыхания;
2. проанализировать дыхательные движения и их функции;
3. рассказать о работе по воспитанию правильного дыхания у детей в дошкольном учреждении.
Теоритической основой нашей работы являются научные исследования педагогов: Бисярина В. П., Кабанов А. Н., Хрипкова А. Г., Чабовская А. П.
Выполнение целей и задач осуществлялось комплексом методов:
- анализом психолого-педагогической и методической литературы;
-описанием работы по воспитанию правильного дыхания у детей в дошкольном учреждении;
- систематизацией отобранного материала.
3
1.Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Дыханием называется обмен газов между
организмом и окружающей средой. У человека,
как и у всех млекопитающих, этот обмен
осуществляется специальными органами
дыхания-легкими. Через легкие организм
получает кислород из вдыхаемого воздуха и отдает в него
углекислый газ. В этом нетрудно убедиться,
если сравнить состав вдыхаемого, т. е.
атмосферного, воздуха с выдыхаемым.В
атмосферном воздухе содержание кислорода
доходит до 21 %, а количество углекислого
газа не превышает сотых долей процента.
В выдыхаемом воздухе количество кислорода
снижается до 16%, но зато резко увеличивается
содержание углекислого газа, достигая
4-4.5%. Итак, при дыхании клетки поглощают
кислород и выделяют углекислый газ. Это
внешние проявления сложных процессов,
совершающихся в клетках при дыхании.
4
2.Строение и функции органов дыхания.
К органам дыхания относятся:
Носовая полость
Дыхательная система начинается полостью носа, которая образована костями лицевой части черепа и хрящами. Входом в полость носа служат ноздри, а выходом хоаны – отверстия, сообщающие его полость с носоглоткой.(Прил.1) Стенки носовой полости образуют неровный рельеф, за счет чего увеличивается площадь контакта воздуха с наружным слоем клеток слизистой оболочки. Многие из них имеют реснички. Вдыхаемый воздух, проходя через носовую полость, согревается кровью, протекающей по многочисленным, пронизывающим оболочку сосудам, и, кроме того, соприкасаясь со слизистой, увлажняется и частично очищается от пыли, микробов и ряда других примесей. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань.
Гортань
Гортань имеет сложное строение, так как служит не только для проведения воздуха, но и для образования звуков. Гортань состоит из хрящей различной формы, соединенных связками и суставами, приводимыми в движение мускулатурой. Скелет гортани образован непарными (щитовидный, перстневидный и надгортанный) и парными (черпаловидные, рожковидные и клиновидные) хрящами. Самый крупный – щитовидный хрящ – находится спереди. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, образующей голосовые связки. Между свободными краями связок расположена в продольном направлении голосовая щель.
5
Голосовые связки
Напряжение и расслабление голосовых связок регулируется специальными мышцами.
В спокойном состоянии, когда человек молчит, голосовая щель открыта и имеет вид равнобедренного треугольника. Во время разговора или пения голосовые связки натягиваются, сближаются и при прохождении выдыхаемого воздуха вибрируют, производя звук. Однако окончательное формирование звука происходит в полостях рта, носа, глотки и зависит от положения языка, губ, нижней челюсти. Высота звука определяется длиной голосовых связок: чем длиннее связки, тем меньше частота их колебания и тем ниже голос. Вход в гортань прикрывает надгортанник, препятствующий попаданию пищи в дыхательные пути. Книзу гортань переходит в трахею (дыхательное горло).
Трахея
Трахея у взрослого человека имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в легкие и обратно. Она образована 16-20 полукольцами из гиалинового хряща, которые придают жесткость и не дают спадаться трахее. Между собой хрящевые полукольца соединены плотной соединительной тканью. Сзади между концами полуколец находится соединительнотканная перепонка. Благодаря наличию эластичных волокон в соединительной ткани между полукольцами, трахея может удлиняться при движении гортани вверх и укорачивается при ее опускании. Полость трахеи выстлана мерцательным эпителием, реснички которого перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются. Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки – бронхи (правый и левый). Место деления называется бифуркацией трахеи.
6
Бронхи
Бронхи постепенно разветвляются на более мелкие, доходя до тонких и тончайших веточек – бронхиол, диаметр которых не превышает долей миллиметра. В целом разветвление бронхов образует густую сеть – бронхиальное дерево. Крупные бронхи, как и трахея, состоят из хрящевых колец, связанных между собой соединительной тканью. Бронхиолы – последние элементы воздухоносных путей.
Легкие
Легкие представляют собой парные губчатые органы конусовидной формы. Ткань легкого образована бронхиолами и множеством крошечных легочных пузырьков – альвеол, которые имеют вид полушаровидных выпячиваний бронхиол. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток, окруженных густой сетью кровеносных капилляров. Изнутри альвеолы покрыты жидким поверхностно-активным веществом (сурфактантом), ослабляющим силы поверхностного натяжения и предупреждающим полное спадение альвеол во время выдоха. Суммарная толщина стенок альвеолы и капилляра составляет несколько микрометров. Благодаря такому строению кислород легко проникает из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолы. Диаметр альвеол составляет в среднем 0,3 мм, однако благодаря тому, что в легких альвеол насчитывается до 300 млн. и их суммарная поверхность у взрослого человека равна 50-100 квадратных метров, газообмен в легких совершается чрезвычайно быстро. Поверхность легких покрыта особой оболочкой – плеврой, состоящей из двух листков: наружный листок выстилает внутреннюю поверхность грудной клетки, а внутренний покрывает поверхность легкого.
Основные функции органов дыхания — доставлять кислород в легкие, передавать
его по крови и удалять из нее продукт
обмена — углекислый газ [3] .
3.Дыхательные движения и их функции.
Обмен газов между атмосферным воздухом и воздухом, находящимся в альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.
В легких нет мышечной ткани, и поэтому активно они сокращаться не могут. Акивная роль в акте вдоха и выдоха принадлежит дыхательным мышцам. При параличе дыхательных мышц дыхание становится невозможным, хотя органы дыхания при этом не поражены.
При входе сокращаются наружные межреберные мышцы и диафрагма. Межреберные мышцы приподнимают ребра и отводят их несколько в сторону. При сокращении диафрагмы ее купол уплощается, что также ведет к увеличению объема грудной клетки. Легкие, находясь в герметически закрытой грудной клетке,пассивно следуют во время вдоха и выдоха за ее движущимися стенками, так как при помощи плевры они приращены к грудной клетке. Этому способствует и отрицательное давление в грудной полости. Во время вдоха оно ниже атмосферного на 9-12 мм рт. ст., а во время выдоха-на 2-6 мм рт. ст..
В ходе развития грудная клетка растет быстрее, чем легкие, отчего легкие постоянно растянуты. Вокруг легких, в плевральной полости, создается давление, равное атмосферному минус эластическая тяга легких.Легкие при этом растягиваются. Атмосферное давление действует на легкие изнутри через воздухоносные пути, растягивает их, прижимает к грудной стенке.
При расслаблении дыхательных мышц ребра
опускаются до исходного положения, купол
диафрагмы приподнимается, объем грудной
клетки, а следовательно, и легких уменьшается
и воздух выдыхается наружу.В глубоком
выдохе принимают участие мышцы живота,
внутренние межреберные и другие мышцы [3].
8
4.Развитие дыхательной системы на протяжении первых 7 лет
За период жизни ( от 1 до 7 лет ) существенно меняется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно нижних. Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в длину, но и опускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи с этим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее и к 2-3 годам становится такой же, как и окружность ее верхней части ( при измерении под мышками ). В последующие годы верхняя окружность начинает превышать нижнюю ( к 7 годам примерно на 2 см ).
Одновременно изменяется соотношение передне-заднего и поперечного диаметров грудной клетки, За шесть лет ( от 1 до 7 лет ) поперечный диаметр увеличивается на 3 ½ см и становится примерно на 15% больше передне-заднего, который за тот же срок вырастает меньше чем на 2 см.
На долю легких к 7 годам приходится почти ¾ объема грудной клетки, причем их вес достигает примерно 350 г, а объем -приблизительно 500 мл. К этому же возрасту легочная ткань становится почти столь же эластичной как и у взрослого человека. Что облегчает дыхательные движения, объем которых за шесть лет ( с 1 до 7 лет ) увеличивается в 2- 2 ½ раза, достигая 140-170 мл.
Частота дыхания при покое в среднем снижается с 35 в минуту у годовалого ребенка до 31 в 2 года и 38 в 3 года. Небольшое снижение происходит и в последующие годы. В 7 лет частота дыхания бывает всего 22-24 в минуту, Минутный объем дыхания за три года ( от 1 до 4 лет ) увеличивается почти в 1 ½ раза.
В дошкольном возрасте, особенно у детей старше 4 лет. Спокойный вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц, а покойный выдох - почти без участия мышц. Повышение потребности организма в кислороде прежде всего вызывает учащение дыхательных движений, нередко весьма значительное, а затем они становятся более глубокими, но зато менее частыми.
9
Глубокий вдох осуществляется у дошкольников в первую очередь диафрагмой, а выдох-мышцами брюшного пресса, кроме того, усиливается работа межреберных мышц, а также включается дополнительные вдыхательные и выдыхательные мышцы.
При большом, но кратковременном физическом напряжении по сравнению с покоем объем дыхательных движений может увеличиваться у детей 3-4 лет примерно в 3 раза.а у детей 5-6 лет в 4 раза, Если, однако, напряжение длится более 15-20 секунд, дыхание становится менее глубоким , но значительно более частым.