История анатомии центральной нервной системы. Анатомическая терминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 11:31, реферат

Краткое описание

В XX в. анатомия достигла больших успехов, и в первую очередь это относится к функциональной анатомии, гистологии, цитологии. А. Беннингхофф ввел понятие о функциональных системах. В. Ру выдвинул положение о функциональном приспособлении, функциональных структурах, изучил причины и условия формообразования. Немецкий ученый Л. Ашофф и японский ученый Тавара разработали учение о проводящей системе сердца; В. Вальдейер-Гарц — один из основоположников нейронной теории; датский ученый А. Крог изучил строение капилляров, за эту работу он был удостоен Нобелевской премии; английский ученый Дж. Ленгли впервые описал общий план строения автономной нервной системы, выделил в ней наряду с симпатической парасимпатическую часть. К. Монаков, П. Флексиг, О. Фогт детально изучили анатомию мозга.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..1
1. Исследования А.А. Потебни………………………………………………..1
2. Исследования Л.С. Выготского
и его единомышленников ……………………………………………………..4
3. Заключение…………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Анатомия ЦНС (1).docx

— 95.88 Кб (Скачать файл)

Леон Абгарович Орбели окончил Военно-медицинскую академию в 1904г., но, еще будучи слушателем третьего курса, он начал работать под руководством И.П. Павлова в Институте экспериментальной медицины. С 1908г. он полностью переходит на работу в Физиологический отдел этого института. К 1913г. относится начало работы Л.А. Орбели на кафедре физиологии Военно-медицинской академии, которую он возглавил в 1925г. после ухода из академии И. П. Павлова. Руководителем этой кафедры Л.А. Орбели являлся вплоть до 1950г. В том же 1913г. Л.А. Орбели приступил к чтению лекций на Высших курсах П.Ф. Лесгафта (позднее — Государственный естественнонаучный институт им. П.Ф. Лесгафта), где в 1918—1920гг. организует физиологическую лабораторию, руководство которой он практически осуществлял до 1955г. В течение 1920—1930гг. Л.А. Орбели был профессором кафедры физиологии 1-го Ленинградского медицинского института. В 1936—1950гг. Л.А. Орбели возглавлял Физиологический институт им. акад. И.П. Павлова АН СССР и Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова АМН СССР, созданный на базе Биологической станции в с. Павлове В 1956г. он организовал Институт эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР, директором которого и являлся до своей кончины.

В 1932г. Л.А. Орбели был избран членом-корреспондентом, а в 1935г. — действительным членом АН СССР, в 1943г. он избирается академиком АН АрмССР, а в 194 г. — действительным членом Академии медицинских наук СССР.

Уже в ранний период научной деятельности Л.А. Орбели выявилось основное направление его исследований, которое в дальнейшем стало характерным для его школы, — это последовательное применение принципов дарвинизма в изучении физиологических функций. Эволюционный подход к разработке различных проблем физиологии, положенный Л.А. Орбели в основу научных исканий руководимых им коллективов, привел к созданию нового, самостоятельного раздела физиологии. Л.А. Орбели, касаясь в 1956г. вопроса о дальнейшем развитии работ в этом направлении, подчеркнул, что «пришло время, чтобы эволюционный принцип не просто являлся руководящим для развития работ по физиологии, но как результат тех успехов, которые достигнуты физиологической наукой в целом, к настоящему времени возникла бы самостоятельная дисциплина — эволюционная физиология».

Значительное место в исследованиях Л.А. Орбели и его школы занимают вопросы, связанные с изучением функций симпатической нервной системы и мозжечка. Полученный в его лабораториях обширный экспериментальный материал привел к созданию стройного учения об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы, имеющего широкое общебиологическое значение и представляющего ценность для клинической медицины. Этими исследованиями Л.А. Орбели решил также, по словам И.П. Павлова, «почти столетнюю загадку о так называемой трофической иннервации». Большое значение для клинической практики имеют и работы Л.А. Орбели по проблеме боли, к которым он неоднократно возвращался на протяжении своей научной деятельности.

Исследования Л.А. Орбели, посвященные изучению центральной нервной системы, дали возможность подойти к пониманию возникновения спинномозговых координации и позволили создать совершенно новое представление о функции мозжечка. Должны быть отмечены также работы Л.А. Орбели и его сотрудников в области физиологии органов чувств, которая ранее в нашей стране почти не разрабатывалась.

Обширный экспериментальный материал, полученный Л.А. Орбели и его сотрудниками, был изложен в книге «Лекции по физиологии нервной системы» (1934), удостоенной позже Государственной премии. В этом труде Л.А. Орбели подвел итоги многолетних исследований и обобщил свое учение об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. В 1937г. за работы по физиологии симпатической нервной системы Президиум Академии наук СССР присудил Л.А. Орбели премию имени И.П. Павлова. Широкую известность приобрела и другая работа Л.А. Орбели — «Вопросы высшей нервной деятельности» (1949).

Л.А. Орбели постоянно уделял большое внимание развитию исследований по проблемам специальной физиологии, особенно в области авиационной медицины и по усовершенствованию водолазного дела.

Труды Л.А. Орбели снискали широкую известность за рубежом, он являлся членом-корреспондентом Парижского биологического общества, почетным членом Лондонского физиологического общества, Нью-Йоркской академии медицины и ряда других иностранных академий и научных обществ. Свою научную, педагогическую и научно-организационную работу Л.А. Орбели постоянно сочетал с большой и разносторонней общественной деятельностью.

После кончины Л.А. Орбели Президиум Академии наук СССР учредил премию его имени, присуждаемую один раз в три года за работы в области эволюционной физиологии и физиологии вегетативной нервной системы. Впервые эта премия была присуждена в 1962г.

Организация Физиологического института им. акад. И.П. Павлова на базе Института физиологии и патологии высшей нервной деятельности и Лаборатории физиологии животных и человека была завершена в основном к концу 1936г. До перевода лаборатории из Москвы в Ленинград ее основной задачей являлось «изучение регуляции и приспособления животного и человеческого организма с эволюционной точки зрения». Под руководством Л.А. Орбели в ней работали его ближайшие ученики и сотрудники И.А. Барышников, Г.В. Гершуни, А.Г. Гинецинский, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ АКАД. И.П. ПАВЛОВА АКАДЕМИИ НАУК СССР (1936—1950 гг.), А.В. Тонких, Е.А. Моисеев и др. Это обусловило привнесение в проблематику научных работ нового физиологического института эволюционной базы, позволило значительно расширить общий фронт физиологических исследований. В Институте, штат которого возрос до 81 человека (в том числе 42 научных сотрудника), были образованы два сектора — высшей нервной деятельности и эволюционной физиологии.

Общее направление исследований, выполнявшихся в лабораториях Института в 1937—1941 гг., может быть условно разделено на две части. Были продолжены начатые еще при жизни И.П. Павлова работы, посвященные изучению соотношения процессов торможения и возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, типов нервной системы. Получили значительное развитие исследования по физиологии органов чувств и отдельные вопросы сравнительной физиологии высшей нервной деятельности. В то же время в секторе эволюционной физиологии были развернуты научные работы, посвященные выяснению роли вегетативной нервной системы в регуляции функционального состояния органов и тканей, изучению регенеративных возможностей нервной системы, вопросам рецепторной функции животного организма. Исследовались также химическая природа передачи нервного импульса, эволюция локомоторного акта и водно-солевого обмена. Характеризуя план научной работы Физиологического института, академик Л.А. Орбели подчеркивал, что исследования, предпринятые в его лабораториях, направлены преимущественно на то, чтобы «установить известные зависимости между характером нервной деятельности и типом нервной системы данного изучаемого объекта, с одной стороны, и его соматическими особенностями — с другой».

С начала войны сотрудники Физиологического института в значительной степени перестроили свою работу, подчинив ее в первую очередь нуждам обороны страны. Директор Института акад. Л.А. Орбели, бывший в этот ответственный период вице-президентом Академии наук СССР, возглавил обширный комплекс научно-исследовательских работ, связанных с военной медициной. Под его руководством находящиеся в эвакуации биологические учреждения Академии наук решали насущные проблемы науки, непосредственно касающиеся таких важных задач военного времени, как производство новых лекарственных препаратов, витаминов, организация питания и т. д.

Физиологический институт был эвакуирован в Казань. Находясь в сложных условиях из-за недостатка помещений и лабораторного оборудования, его коллектив сумел продолжить научные исследования по многим направлениям физиологии. Значительная часть работ выполнялась на базе различных госпиталей, причем научная работа успешно сочеталась с лечебной помощью, которую сотрудники Института — врачи оказывали раненым.

Тематика исследований, выполнявшихся в эти годы в лабораториях Института, имела выраженную практическую направленность. Так, например, для авиационной медицины большое значение имели исследования А.Г. Гинецинского и 3.И. Барбашевой, посвященные разработке теории тканевой акклиматизации к гипоксии. Успешно решался и вопрос о применении летчиками фенамина для борьбы с утомлением. Г.В. Гершуни с сотрудниками проводил изучение бинаурального слуха при проникающих черепно-мозговых ранениях, А.В. Тонких исследовала способы предотвращения токсического отека легких. Л.А. Орбели, Н.И. Михельсон и Е.А. Моисеев выполнили работу, направленную на выяснение условий образования отека мозга и разработку мер борьбы с ним. Существенное практическое значение имели также исследования А.В. Тонких и Е.А. Моисеева, посвященные изучению механизмов экспериментальных пневмоний, и многие другие.

Сотрудники Физиологического института, оставшиеся в осажденном Ленинграде, в исключительно тяжелых условиях блокады также не прекращали научной работы. Выполняя задания оборонного характера, они продолжали исследования и по своей основной научной тематике.

После окончания Великой Отечественной войны Президиум Академии наук СССР уделил специальное внимание восстановлению и дальнейшему развитию исследований в области физиологии. В 1946г. были утверждены новая структура и направления научных работ Физиологического института, предусматривавшие значительное расширение круга вопросов, составлявших до этого времени проблематику исследований, выполнявшихся в его стенах. Две лаборатории — условных рефлексов и патологии высшей нервной деятельности — продолжили разработку павловского учения о высшей нервной деятельности; лаборатория вегетативной нервной системы сконцентрировала свое внимание на выяснении адаптационно-трофической функции вегетативной нервной системы; в лаборатории нервно-мышечной физиологии исследовались вопросы эволюции нервно-мышечного аппарата. Проблема связи между нервными и эндокринными факторами регуляции функций организма заняла ведущее положение в работе лаборатории нейрогуморальной регуляции, а в лаборатории сравнительной физиологии развернулись исследования, посвященные эволюции физиологических процессов, главным образом дыхания и транспорта кислорода.

Под общим руководством акад. Л.А. Орбели коллектив Физиологического института выполнил на протяжении 1936—1950 гг. значительное число важных исследований, способствовавших развитию многих направлений отечественной физиологической науки.

В лабораториях, возглавлявшихся проф. В.В. Строгановым и проф. М.К. Петровой, изучались закономерности высшей нервной деятельности в норме и патологии. Методом условных рефлексов проводился тщательный анализ взаимодействий между процессами возбуждения и торможения, причем особое внимание обращалось на типологические различия этих взаимодействий, на их зависимость от процессов тренировки, внешних условий и фармакологических факторов. Изучались особенности образования и развития условных рефлексов на синтетические раздражители, выяснялось влияние и роль лобных долей головного мозга в процессах высшей нервной деятельности, исследовалась взаимосвязь между различными компонентами условной реакции (дыхательными, сердечными и др.). Значительное внимание уделялось изучению влияния симпатической нервной системы, промежуточного мозга, эндокринных желез, и в частности гипофиза, на секреторные и двигательные условные рефлексы, а также влияния мозжечка на образования интероцептивных временных связей. Было показано, что симпатическая нервная система и ее центральный регуляторный аппарат — гипоталамус оказывают несомненное влияние на типологические особенности высшей нервной деятельности.

Развитие идей И.П. Павлова в области патологии высшей нервной деятельности позволило выяснить механизмы возникновения патологических состояний нервной системы в результате различных конфликтных ситуаций и перенапряжений.

Работами школы Л.А. Орбели в области изучения эволюции высшей нервной деятельности была установлена определенная направленность эволюции нервно-мышечной функции — от процессов недифференцированных, медлительных, расплывчатых к процессам дифференцированным, ускоренным, уточненным. Это было подтверждено в лаборатории чл.-корр. АМН СССР А.Г. Гинецинского при исследовании онтогенетического развития как нервно-мышечного аппарата, так и некоторых проявлений активности головного мозга. Здесь было положено также начало систематическому изучению взаимоотношений различных отделов нервной системы в филогенезе.

Развитие учения И.П. Павлова о второй сигнальной системе проводилось в плане разработки физиологического понимания генезиса речи, изучения возникновения и развития второй сигнальной системы у детей. Была показана последовательность появления различных безусловных и условных реакций у ребенка начиная с первых дней жизни. Выяснена также относительная роль разных типов внешних раздражителей в формировании речи и установлены особенности окружающей ребенка обстановки, оказывающие влияние на скорость и качество формирования речи ребенка.

В связи с разработкой проблем физиологии органов чувств (анализаторных систем) в лаборатории проф. Г.В. Гершуни было предпринято изучение объективных процессов, происходящих в головном мозге человека, в сопоставлении с сопровождающими их субъективными ощущениями. Был установлен ряд фактов, характеризующих участие высших отделов нервной системы, а не только органов чувств, в возникновении даже элементарных ощущений. В частности, было выяснено существование и значение «субсенсорных реакций», т. е. реакций, объективно регистрируемых по активности мозга, но не сопровождающихся субъективным ощущением.

В лаборатории проф. А.В. Тонких получил дальнейшее развитие проблемы эволюции адаптационно-трофической функции нервной системы. Здесь исследовалась возможность гуморального воздействия центральной нервной системы на различные органы, изучалась эволюция функциональных возможностей мозжечка и больших полушарий головного мозга, выяснялась роль вегетативной нервной системы в кроветворении. В связи с этими работами в лаборатории проф. Л.Я. Пинеса проводились морфологические исследования нервной системы, посвященные изучению локализации гипоталамических центров, регулирующих кровяное давление, вегетативных связей мозжечка и др.

Информация о работе История анатомии центральной нервной системы. Анатомическая терминология