Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 03:39, реферат
Изучение основ гистологии, цитологии и эмбриологии являются важным звеном в познании строения тела человека, так как ткани представляют собой один из уровней организации живого, основу формирования органов.
Целью работы является определение гистологии, цитологии и эмбриологии как науки, изучение их объектов и исторических этапов развития.
Введение/актуальность
Определение гистологии, цитологии и эмбриологии как науки
Объекты исследования
Основные этапы развития
Развитие Гистологии в Казахстане
Заключение
Список литературы
Тема: История развития гистологии, цитологии и эмбриологии.
План:
Изучение основ гистологии, цитологии и эмбриологии являются важным звеном в познании строения тела человека, так как ткани представляют собой один из уровней организации живого, основу формирования органов.
Целью работы является определение гистологии, цитологии и эмбриологии как науки, изучение их объектов и исторических этапов развития.
Гистология – (от греч. histos – ткань, logos – учение) – наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей человека и животных. Из этого определения следует, что главным предметом изучения гистологии является ткани. В организме человека и животных имеется 4 основных тканей:
каждая, из которых имеет свои особенности.
Ткани представляют собой систему клеток и неклеточных структур, объединившихся и специализировавшихся в процессе филогенеза и онтогенеза для выполнения важнейших функций в организме. Таким образом, основой развития и строения тканей являются клетки и их производные – неклеточные
Цитология (от греч. kytos — клетка, logos — учение) — наука о развитии, строении и жизнедеятельности клеток.
Цитология составляет необходимую часть гистологии, так как клетки являются основой развития и строения тканей. Цитология в последние годы обогатилась многими научными открытиями, внесшими существенный вклад в развитие биологических и медицинских наук и практику здравоохранения. Новые данные о структуре ядра, его хромосомного аппарата легли в основу цитодиагностики наследственных заболеваний, опухолей, болезней крови и многих других болезней. Раскрытие особенностей ультраструктуры и химического состава клеточных мембран является основой для понимания закономерностей взаимодействия клеток в тканевых системах, защитных реакциях и др. В медицинской практике широко используется цитодиагностика. Клетки здорового и больного организма изучаются в мазках крови и костного мозга, спинномозговой жидкости, слюны, мочи, в образцах различных органов, взятых при биопсии.
Эмбриология (от греч. embryon — зародыш, logos — учение) — учение о зародыше, о закономерностях его развития.
В курсе эмбриологии, преподаваемом в медицинском вузе, основное внимание обращается на закономерности эмбрионального развития человека. Особое внимание в обращается на источники развития и механизмы образования тканей (т.е. гистогенез) на определенном этапе эмбриогенеза. Закономерности гистогенеза определяют морфофункциональные особенности тканевых структур в постнатальном развитии, в частности их способность к регенерации. Поэтому изучение основных этапов эмбрионального развития предшествует изучению тканей. Таким образом, объединение гистологии, цитологии и эмбриологии в один предмет не формально, а отражает внутренние естественные связи между ними.
Гистология с цитологией
и эмбриологией, как и другие фундаментальные
биологические науки, решает главную
задачу — выяснение структурной
организации процессов
Познание закономерностей строения клеток, тканей и органов должно вестись в связи с их функциями. Взаимоотношения между структурой и функцией рассматриваются с позиций закона о единстве материи и ее движения. Поэтому структура включает в себя понятия и морфологического строения и функции.
Изучение каждой структуры должно проводиться с исторических позиций, основывающихся на эволюционном учении Ч. Дарвина, согласно которому все составные части человеческого организма рассматриваются как результат филогенетического развития. Теории развития тканей (параллельных рядов А.А. Заварзина и дивергентного развития Н.Г. Хлопина) устанавливают основные закономерности формирования тканей в филогенезе.
Объекты исследования подразделяются на:
Для изучения живых микрообъектов применяют методы вживления прозрачных камер с изучаемыми клетками в организм животного, трансплантацию клеток в жидкость передней камеры глаза и наблюдение за их жизнедеятельностью через прозрачную роговицу глаза. Наиболее распространенными методами прижизненного исследования структур являются культуры клеток и тканей – суспензионные (взвесь в жидкой среде) и монослойные (образование сплошного слоя на стекле). Для длительного поддержания клеток в культуре требуется создание оптимальной температуры, соответствующей температуре тела, и специальной питательной среды (плазма крови, эмбриональный экстракт, стимуляторы роста) сохранять основные показатели жизнедеятельности: рост, размножение, движение, дифференцировку.
Для изучения мертвых, или фиксированных, клеток и тканей они должны быть, как правило, подвергнуты специальной обработке, чтобы получить гистологический препарат для исследования в световом или электронном микроскопе.
Гистологический препарат может быть в виде:
В истории развития гистологии условно выделяют три периода:
Однако вскоре Р. Вирхов (1858 г.) уточнил, что развитие клеток осуществляется путем деления исходной клетки (любая клетка из клетки). Разработанные Т. Шваном положения клеточной теории актуальны до настоящего времени, хотя формулируются по-иному.
Современные положения клеточной теории:
Дальнейшее совершенствование микроскопов, особенно создание ахроматических объективов, позволило выявить в клетках более мелкие структуры:
- клеточный центр Гертвиг, 1875 г.;
- сетчатый аппарат или пластинчатый комплекс Гольджи, 1898 г.;
- митохондрии Бенда, 1898 г.
При этом обычно используется комплекс разнообразных методик, позволяющий составить не только качественное представление об изучаемых структурах, но и получить точные количественные характеристики. Особенно широко в настоящее время используются различные морфометрические методики, в том числе автоматизированные системы обработки полученной информации с использованием компьютеров.
В 1970 году выходит в свет учебно-методическое пособие к практическим занятиям по гистологии и эмбриологии под редакцией доцента Ф.С Балакина и доцента А.Н.Бажанова. В 1982 году профессором Бажановым А.Н. и доцентом Барышевым Б.Б. совместно с 1 Московским медицинским институтом им И.М.Сеченова были опубликованы методические разработки к практическим занятиям по цитологии, эмбриологии, общей гистологии и в 1983 году - по частной гистологии. В 1993 году ст. преподавателями Кикимбаевой А.А., Исаевой З.К. опубликованы на государственном языке две методические разработки по цитологии, эмбриологии и общей гистологии. В 1995 году к.м.н., ассистент Апсалямов В.Х. опубликовал методическое пособие к теме «Мужская половая система». В 1998 году к.б.н., ст. преподаватель Кикимбаева А.А. издала типографским способом методическое пособие к практическим занятиям по теме «Поджелудочная железа. В 2004 году доцент Апсалямов В.Х. публикует «Сборник вопросов для комплексного тестирования по гистологии» и в 2007 году – учебное пособие по «Мужской половой системе». В 2006 году доцент Кикимбаева А.А. издает электронное учебное пособие «Атлас гистологии и гистохимии панкреатических В-клеток в норме и патологии» (Свид гос. регистрации № 423).
В 2011 г. . Кикимбаева А.А. издает типографским способом учебное пособие на государственном языке «Ұйқыбездің және баурдың гистофизиологиясы»
Изучив данный материал, я поняла всю важность изучения этих фундаментальных наук, как гистология, цитология и эмбриология.
Основной задачей гистологии, как и других биологических наук, является выявление сущности жизни, структурной организации процессов жизнедеятельности для целенаправленного воздействия на них, что очень важно для врачебной практики. Исходя из основной задачи, гистология исследует закономерности образования, механизмы регуляции процессов морфогенеза тканей и роль в этих процессах нервной, эндокринной и иммунной систем. Важнейшими задачами, решаемыми гистологией, являются изучение клеточной и тканевой совместимости при переливании крови, трансплантации тканей и органов. Гистология тесно связана с другими медико-биологическими науками – биологией, анатомией, физиологией, биохимией, патологической анатомией и клиническими дисциплинами. Кроме того, современная гистология в большой степени использует достижения физики, химии, математики, кибернетики, что обусловливает ее тесную связь с этими науками.
В истории развития гистологии существует три этапа: домикроскопический период, микроскопический и современный.
Информация о работе История развития гистологии, цитологии и эмбриологии