Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа
Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития.
Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как единое целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции.
Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования. Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорового и больного человека.
Введение 3
Задание №-1 4
Задание №-2 10
Задание №-3 14
Задание №-4 16
Заключение 29
Список использованной литературы 30
В
западных государствах в XVII—XVIII вв. были
школы (академии), где преподавалась
медицина, в том числе и анатомия:
в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский
факультет Виленской высшей школы
(1647), Академия Петрина в Елгаве (1775),
Медицинская академия в Гродно (1775).
Во время организации в России
госпиталей (при Петре I) при них
открывали медицинские школы. Так,
в 1707 г. в Москве был основан Московский
госпиталь, а при нем — медицинская
школа. В 1733 г. появились медицинские
школы в Петербурге и Кронштадте,
а в 1758 г. — в Барнауле. Анатомия
преподавалась по рукописным учебникам
Николая Бидлоо (1670—1735) “Зерцало анатомии”,
“Theatrum anatomicum”, а также по первому
русскому анатомическому атласу “Syllabius
corporis humani” (1774), создателем которого был
М.И. Шеин (1712—1762). Он же в 1757 г. перевел
на русский язык “Сокращенную анатомию”
Гейстера. Его перевод на русский
язык терминов положил начало созданию
русской анатомической
В медицинских школах, вначале в Московской, а затем в Петербургской, анатомию и другие предметы (хирургию, физиологию, ботанику) преподавал на русском языке талантливый врач К. И. Щепин (1728—1770). В развитии наук в России огромную роль сыграла Академия наук, учрежденная в 1724 г. Курс анатомии в университете при Академии наук читал ученик М.В. Ломоносова анатом акад. А.Р. Протасов (1724—1796), известный своими работами о телосложении человека, строении и функциях желудка.
По инициативе М.В. Ломоносова в Москве в 1755 г. был открыт университет, на медицинском факультете которого с 1765 г. преподавалась анатомия. Значительную роль в развитии московской анатомической школы сыграл первый русский профессор Московского университета акад. С. Г. Зыбелин (1735—1802). Известен его труд “Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней” (1777).
В XVIII в. появилось немало трудов, обогативших анатомическую науку. Д. И. Иванов (1751—1821), ученик С. Г. Зыбелина, в 1781 г. опубликовал работу “О происхождении межреберных нервов”, в которой описал анатомию симпатического ствола. В 1782 г. А.М. Шумлянский (1748—1795) защитил докторскую диссертацию “О строении почек”, на 60 лет раньше англичанина В. Боумена, в которой описал микроскопическое строение почек, в частности извитые канальцы и капсулу клубочка (капсула Шумлянского — Боумена).
Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. “Анатомико физиологического словаря”, автором которого был профессор повивального искусства (акушерства) Н.М.Амбодик-Максимович (1744—1812).
Известным
представителем московской анатомической
школы в XIX в. был Е.О. Мухин (1766—1850)
— преподаватель анатомии Московского
университета. В 1812г. вышел его “Курс
анатомии”. Он организовал при кафедре
анатомический музей, выступал как
пропагандист русской анатомической
терминологии. Профессор Московского
университета И.М. Соколов (1816—1872) опубликовал
“Атлас анатомико-хирургических
Основателем
петербургской анатомической
Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н.И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете.
По
инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической
академии был создан Анатомический
институт, усовершенствована система
анатомической подготовки врачей. Н.
И. Пирогов придавал большое значение
точным знаниям анатомии. Большая
заслуга Н. И. Пирогова как анатома
— открытие и разработка оригинального
метода исследования тела человека на
распилах замороженных трупов с целью
изучения взаимоотношений органов
друг с другом и со скелетом. Результаты
многолетних трудов Н.И. Пирогов
обобщил в книге “
Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.
Выдающимся исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда “Основы теоретической анатомии”. П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.
Известными представителями киевской анатомической школы были В. А. Бец (1834—1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца); ученик Д. Н. Зернова М. А. Тихомиров (1848—1902) — автор монографии “Варианты артерий и вен” (1900); Ф.А. Стефанис (1865—1917), изучавший лимфатическую систему тела человека.
В Харькове работал известный анатом А. К. Белоусов (1848—1908) — исследователь иннервации сосудов, автор одного из методов инъекций анатомических препаратов, учитель Г. М. Иосифова и В. П. Воробьева.
После
Октября 1917 г., особенно в двадцатые
годы, появились медицинские
В
области экспериментальной
Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876—1937) — исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный “Атлас анатомии человека”.
Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.
Заключение
Знание
анатомии необходимо не только врачам.
Это актуально и для биологов,
и для учителей, и для психологов.
В силу характера своей
Большой
коллектив российских анатомов на кафедрах
медицинских институтов, в морфологических
лабораториях успешно изучает
Список использованной литературы
1. Анатомія людини в трьох томах. Т. 1 // За ред. В. Г. Ковешнікова - Луганськ, 2005-327 с.
2. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. анатомия человека. – СПб.: Гиппократ, 2001 – 704 с.
3. анатомия человека в 2 томах. т. 1 // Под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина, 2001 – 640 с.
4. Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. Учебное пособие в 4-х томах, т. 1 – М.: Медицина, 1989 – 344с.
5.
Неттер Ф. Атлас анатомії
6.
Собота Й. Атлас анатомії
7.
Калашникова С.М. Атлас
8.
В.С. Пикалюк, Г.А. Мороз, С.А.
9.
В.С. Пикалюк, В.П. Шкуренко, О.Я.
Яровая, В.П. Белоцерковский. Организация
учебной деятельности
10.
Міжнародна анатомічна
11. Лекции сотрудников кафедры.
Информация о работе Морфофункциональная характеристика органоидов клетки общего значения