Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:39, контрольная работа
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает и провоцирует резкое увеличение дистрессовых факторов в общественном и индивидуальном бытии а, значит, и социальную, психическую дезадаптированность индивидов и групп. Труднее всего приходится подросткам. Именно в этом возрасте происходит наибольшее количество эмоциональных потрясений.
Содержание
Введение 3
1. Нервная ткань. Особенности строения и функции нейронов и глиальных клеток 5
1.1 Общая характеристика, классификация и развитие нервной ткани 5
1.2 Клеточный состав нервной ткани 7
2. Эмоции, их черты, компоненты. Нейроанатомические субстраты эмоций. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте 13
2.1 Понятие эмоций, их черты компоненты 13
2.2 Нейроанатомические субстраты эмоций 16
2.3 Особенности развития эмоциональной серы в подростковом возрасте 19
Заключение 23
Список литературы 25
В подростковом возрасте в эмоциональной
сфере происходят существенные сдвиги,
которые определяются стремлением детей
выглядеть взрослыми, занять определенное
место в жизни, желанием самоутвердиться
в глазах окружающих и в первую очередь
сверстников. Задача эта не из легких,
поэтому, когда возникают сложности и
противоречия в достижении цели, подростки
остро переживают. Зато, даже небольшие
успехи окрыляют их. Мелкую опеку, излишний
контроль, назойливую заботливость и стремление
взрослых оказывать влияние подростки
отвергают и сопротивляются им. Большинство
конфликтов в воспитании подростка возникают
именно на этой почве. Одним словом, самоутверждение
и самовыражение и связанные с ними чувства
являются главными в эмоциональной сфере
личности подростка.
Другим
ведущим чувством у подростков выступает
чувство товарищества, которое постепенно
переходит в чувство дружбы и любви к противоположному
полу. На начальных этапах развития чувство
любви больше напоминает влюбленность.
Однако самыми характерными качествами
чувств подростков считаются их импульсивность,
аффективность. Разнообразнее становятся
способы выражения эмоций, увеличивается
продолжительность эмоциональных реакций
[2, 3].
Огромное значение (практически первостепенное) для подростка имеет общение со сверстниками, большое количество переживаний связанно именно с ним. Непринятие коллектива может стать трагедией, отсутствие друзей - основным переживанием. Некоторые подростки могут уходить в свой придуманный мир, читать запоем книги, днями и ночами играть в компьютерные игры. Иными словами, делают все возможное, чтобы отрешиться от окружающей их действительности. Другие становятся агрессивными по отношению к отвергающим их сверстникам, замыкаются в себе. В порыве неконтролируемых отрицательных эмоций подросток может избить сверстника, или предпринять попытку самоубийства.
Среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток учится сотрудничать, рисковать ради другого, оказывать помощь другу и т. п. Подростков глубоко ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор.
Еще одним эмоционально значимым фактором в жизни подростков становиться их внешность. Они много времени проводят перед зеркалом, изучают себя, ищут изъяны (как правило, находят, даже если их нет), глубоко переживают свое несовершенство и бывают недовольны своей внешностью.
Волнует подростков развитие у них вторичных половых признаков как показателей взрослости.
Повышенный интерес подростков к своей внешности - лишь составная часть их психосексуального развития, также определяющего общий фон эмоционального состояния.
Развитие самооценки подростка связано с анализом своих переживаний. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми к нему не имеет ни какого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия.
Таким образом, подростки: бывают неуравновешенны, вспыльчивы, у них часто и неожиданно может меняться настроение; стремятся быть взрослыми и выражают бурный протест, когда их продолжают считать детьми и ограничивают самостоятельность; нуждаются в общении со сверстниками, если общение не складывается - глубоко переживают, могут замыкаться в себе, становиться агрессивными по отношению к другим и к самим себе; волнуются по поводу своей внешности, своих способностей и т.п.; испытывают потребность в любви и понимании родителей, так как им самим не всегда понятно, что с ними происходит; тяжелая обстановка в семье усугубляет протекание подросткового кризиса.
Таким образом, рассмотрев поставленные задачи можно сделать следующие выводы.
Значение нервной ткани, образующей нервную систему огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма. Структурными единицами нервной ткани являются нейрон и глиальная клетка. Сигналы (нервные импульсы) от органов и тканей тела человека и из внешней среды, воздействующей на поверхность тела и органы чувств, поступают по нервам в спинной и головной мозг. В мозге человека происходят сложные процессы обработки поступившей в него информации. В результате из мозга также по нервам к органам и тканям идут ответные сигналы, вызывающие ответную реакцию организма, которая проявляется в виде мышечной или секреторной деятельности. В ответ на поступившие из мозга импульсы происходит сокращение скелетных мышц или мускулатуры в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, а также секреция различных желез слюнных, желудочных, кишечных, потовых и других (выделение слюны, желудочного сока, желчи, гормонов железами внутренней секреции).
Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь - с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.
Подростковый возраст считается периодом повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). Эмоциональное состояние необходимо учитывать при разработке реабилитационных программ для подростков, для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Эмоциональное состояние указывает на слабые места и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
1. Анатомия человека в 2-х т. Т.2 / Ппод ред. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 2001. - 365с.
2. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. - М.: Учебная литература, 1997. - 432 с.
3. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард.
- СПб.: Питер, 2000. - 285с.
4. Савельев, С.В.Практикум
по анатомии мозга человека / С.В. Савельев,
М.А. Негашев. - М.: Веди, 2002. - 327 с.
5 Сапин, М.Р., В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2002. - 273 с.