Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:55, доклад
Результаты же, полученные в экспериментах на животных, не могут быть прямо перенесены на человека, тем более, если речь идет о временных аспектах развития. Основной материал получен при изучении поведенческих реакций.
В период новорожденности, когда у младенца имеются только некоторые безусловные рефлексы, возможности восприятия сигналов внешнего мира весьма ограничены, ребенок воспринимает лишь те сигналы, которые запускают эти рефлексы. В первые недели жизни возникают реакции на звук (на 2-3-й неделе) и на свет (на 3-5-й неделе) в виде слухового и зрительного сосредоточения. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы, и круг восприятия расширяется. К этому времени формируется сложная двигательная реакция – «комплекс оживления» - на восприятие лица матери (или другого близкого человека).
Общие представления о возрастной динамике восприятия
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Исследование онтогенеза восприятия наиболее затруднительно в ранние периоды развития, и особенно у человека.
Результаты же, полученные в экспериментах на животных, не могут быть прямо перенесены на человека, тем более, если речь идет о временных аспектах развития. Основной материал получен при изучении поведенческих реакций.
В период новорожденности, когда у младенца имеются только некоторые безусловные рефлексы, возможности восприятия сигналов внешнего мира весьма ограничены, ребенок воспринимает лишь те сигналы, которые запускают эти рефлексы. В первые недели жизни возникают реакции на звук (на 2-3-й неделе) и на свет (на 3-5-й неделе) в виде слухового и зрительного сосредоточения. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы, и круг восприятия расширяется. К этому времени формируется сложная двигательная реакция – «комплекс оживления» - на восприятие лица матери (или другого близкого человека).
В период младенчества совершенствуется зрительное восприятие, что приводит к формированию зрительного сосредоточения. К 3-м месяцам появляется реакция зрительного прослеживания за движением предмета; в 4 месяца ребенок активно смотрит, «изучая» предмет. В 2-3-месячном возрасте появляется реакция (интереса либо страха) на новизну.
Расширяются возможности восприятия формы, цвета (хотя более четко цветовосприятие проявляется в возрасте 6 месяцев). К 8 месяцам (либо чуть позже) возникает зрительное восприятие глубины. Полагают, что к этому времени у младенца формируется зрительная обобщенная картина мира, и восприятие младенца тем лучше и быстрее развивается, чем более разнообразна окружающая его обстановка.
Параллельно зрительному восприятию развивается кинестетическое восприятие ребенка (хватание, ощупывание предметов), которое, дополняя зрительное, позволяет воссоздать более полную картину мира.
Естественно, продолжает совершенствоваться и слуховое, и обонятельно-вкусовое восприятие. Совершенствование сенсорного восприятия связано с ходом миелинизации сенсорных путей от рецепторных поверхностей в мозг и от одних мозговых отделов к другим и, конечно, с развитием и формированием структур центральной нервной системы, связанных с данной анализаторной функцией от стволово-подкорковых до неокортикальных зон.
В течение первого года
жизни ребенок познает мир
сначала в плане его
В годовалом возрасте ребенок воспринимает человеческую речь (хотя отдельные слова он уже воспринимал и понимал во второй половине первого года жизни). Ответно он ее пытается воспроизвести (похоже либо совсем непохоже); такую своеобразную детскую речь Выготский называл “автономной”. С появлением речи расширяется круг общения ребенка и соответственно круг его восприятия, которое продолжает развиваться в раннем детстве (от 1 до 3 лет). В это время все новые объекты, попадающие в поле зрения ребенка, привлекают его внимание и вызывают реакцию овладения и/или изучения их в действии (“полевое поведение”, по К.Левину). Ребенок раннего возраста ведет себя с опорой на восприятие, контролируя свои действия зрительно либо тактильно. В это время возникает также с опорой на восприятие элементарное (но не творческое) воображение с предвосхищением ситуации. Восприятие в раннем детстве носит аффективный характер, способствующий возникновению сенсомоторного единства. “В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие” (Л.С. Выготский).
Кроме восприятия внешнего мира
уже в 2-летнем возрасте у ребенка
возникает восприятие себя в мире
(формирующееся совместно с
В дошкольном возрасте (3-7 лет)
перцептивные и эмоциональные процессы
дифференцируются. Восприятие становится
осмысленным и
В начале младшего школьного
возраста (7-11 лет) восприятие имеет
еще черты дошкольного
У подростков (11-15 лет) продолжается
интеллектуализация восприятия. Это
связано с усложнением
В ранней юности (15-17 лет) восприятие
реальности обретает стабильные черты,
которые сохранятся и в будущем.
Возникают трансформации в
Функция восприятия, достигнув дефинитивного уровня у взрослого человека, сохраняется таковой до старости, когда (очень индивидуально), в зависимости от соматического состояния (особенно это касается нарушения кровообращения), могут возникнуть изменения восприятия (особенно в эмоциональной сфере), ведущие к проявлению обидчивости, ранимости и в результате – к неадекватному поведению. Но эти явления протекают весьма по-разному у разных людей.
Информация о работе Общие представления о возрастной динамике восприятия