Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 00:03, реферат
При рождении организм переходит из одного качественного состояния в другое. Вследствие этого в организме новорожденного происходят значительные преобразования, направленные на приспособление его к новым условиям жизни. В целом организм новорожденного незрелый. Однако к моменту рождения у ребенка сформированы основные структуры, обеспечивающие функционирование жизненноважных рефлексов: сосательного, глотательного, кашлевого и др. В организме новорожденного наблюдается определенная «мозаичность», которая характеризуется разной степенью зрелости элементов и связей. Функциональной «мозаичности» соответствует своеобразное анатомическое строение тела.
Состояние рефлексов у новорожденного не всегда дает ясное представление о жизнеспособности и нормальном развитии ребенка вообще. Нормально существующие рефлексы могут исчезнуть при тяжелой желтухе, патологических родах и пр. Формирование рефлексов в значительной степени зависит от мышечного тонуса и регионарной миелинизации нервной системы.
Органы чувств. Характерной особенностью периода новорожденности является несовершенство органов чувств. Несмотря на это, уже в первые дни, новорожденный реагирует на некоторые раздражения. Убедительно доказано, что в период новорожденности уже функционируют некоторые рецепторы и отдельные органы чувств.
Восприятие вкусовых ощущений хорошо развито. Реакцию на различные вкусовые раздражения новорожденного проследили путем записи пульса с большого родничка и дыхательных движений. Сладкое оказывает успокаивающее действие и сопровождается облизыванием губ и глотательными движениями. Соленое и особенно кислое и горькое вызывают беспокойство, гримасы и усиленное слюновыделение.
Обоняние уже существует. Ребенок реагирует на сильные запахи. Если для профилактики и лечения трещин соска используют мази и растворы с неприятным запахом, ребенок отказывается от груди.
Слух у новорожденного развит еще в первые дни жизни. На сильные звуковые раздражители ребенок реагирует вздрагиванием, сокращением мышц, преимущественно лицевых, изменениями частоты и глубины дыхания. Если реакция на сильное звуковое раздражение не наблюдается, следует думать о тугоухости. Считают, что еще в период новорожденности сила и качество звука могут вызывать приятные и неприятные ощущения. Восприятие слуховых раздражителей до известной степени затрудняется узостью слухового прохода и наличием секрета в полости среднего уха.
Осязание хорошо развито. Ребенок моментально реагирует на прикосновение к коже и слизистым. Чувствительность различных областей кожи не одинакова. Она сильнее выражена на лице, руках и ногах и слабее на спине. Изменения температуры новорожденный воспринимает с момента рождения. На прикосновение к коже холодными предметами реагирует плачем с глубокими вдохами (используют при оживляющих процедурах). При раздражениях холодом реакция особенно выражена в области груди и живота. Теплая ванна приятна новорожденным.
У новорожденных существует и болевая чувствительность. Укол, как правило, вызывает двигательную реакцию.
Зрение развивается постепенно. У новорожденного оно сводится к ощущению света. Миелинизация зрительного нерва не закончена. Движения глаз нескоординированы, но возможны исключения. Зрачки реагируют на свет, иногда несколько медленнее. Резкий свет вызывает смыкание век и описанный выше глазной рефлекс.
Иммунитет — некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.
Литература
Интернет сайты